Найти в Дзене
Обществознание

Особенности постиндустриального общества

Постиндустриальное (информационное) общество — это этап общественного развития, характеризующийся преобладанием информации и знаний в качестве основного ресурса и движущей силы социально-экономического прогресса.

Этот термин стал активно использоваться начиная с конца XX века, отражая глубокие преобразования, происходящие в мире под влиянием информационно-коммуникационных технологий.

Значительный вклад в понимание процесса модернизации и трансформации обществ от традиционного к современному состоянию внесли:

Рисунок 1. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.
Рисунок 1. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.

Д. Белл предложил концепцию постиндустриального общества, которое характеризуется переходом от индустриальной экономики к экономике услуг и знаний.

Рисунок 2. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.
Рисунок 2. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.

Постиндустриальному обществу по Д. Беллу присуще повышение роли науки, материальное производство уступает свое ведущее положение сфере услуг, усиливается роль государственного прогнозирования и увеличивается значение информации.

Американский философ и социолог Э. Тоффлер представил идею трех волн цивилизации:

Рисунок 3. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.
Рисунок 3. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.

Каждая волна сопровождается радикальным изменением технологий и социальной структуры. Его книга «Третья волна» (1980 г.) подробно описывает характеристики третьей волны — информационной эпохи.

Американский социолог У. Ростоу разработал теорию стадий экономического роста, изложенную в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.).

Рисунок 4. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.
Рисунок 4. Схема создана на основе материалов учебника: Обществознание. 10 класс: профильный уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2021. - С. 131-132.

Две из пяти стадий общественного развития У. Ростоу считал промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе духовного развития (стадия "поиска качества жизни").

Каждая теория имеет свои сильные стороны и ограничения.

Д. Белл сосредоточился на изменении структуры занятости и значимости информации, Э. Тофлер подчеркнул технологические изменения и социальные последствия, а У. Ростоу выделил экономические стадии развития.

Вместе они формируют комплексный взгляд на процесс модернизации и перехода к постиндустриальному обществу.

В характеристике современного постиндустриального общества зарубежные и отечественные авторы выделяют следующие черты:

Рисунок 5. Материал из методических разработок автора
Рисунок 5. Материал из методических разработок автора

Постиндустриальное или информационное общество обладает рядом характеристик, отличающих его от предыдущих исторических периодов.

Перечислим некоторые ключевые особенности постиндустриального общества:

Рисунок 6. Материал из методических разработок автора
Рисунок 6. Материал из методических разработок автора

В постиндустриальном обществе доминирует сфера услуг, включая финансы, образование, здравоохранение, туризм и консалтинг. Производство материальных благ уступает первенство услугам и интеллектуальному труду, а также информационным технологиям, которые играют ключевую роль в экономике и повседневной жизни.

Рисунок 7. Материал из методических разработок автора
Рисунок 7. Материал из методических разработок автора
Информация становится важнейшим ресурсом, определяющим конкурентоспособность компаний и стран.

Образование приобретает особую значимость, поскольку рабочие места требуют высокого уровня квалификации и постоянного обновления знаний.

Рисунок 8. Материал из методических разработок автора
Рисунок 8. Материал из методических разработок автора

Образование становится непрерывным процессом на протяжении всей жизни.

Рисунок 9. Материал из методических разработок автора
Рисунок 9. Материал из методических разработок автора

Трудовая деятельность смещается от физического труда к умственному. Люди работают преимущественно головой, используя креативность, инновационность и умение решать проблемы.

Экономики разных стран превращаются во взаимосвязанную структуру благодаря развитию глобальных сетей связи и транспорта. Глобализация становится всё более интенсивной и охватывает не только экономику, но и культуру:

Рисунок 10. Материал из методических разработок автора
Рисунок 10. Материал из методических разработок автора

Международная торговля и инвестиции усиливают взаимозависимость государств, что приводит к увеличению гибкости и адаптивности предприятий, компаний и организаций.

Компании адаптируются к быстро меняющимся условиям рынка, внедряют новые формы организации труда и управления. Проектные команды и временные объединения работников становятся нормой.

Рисунок 11. Материал из методических разработок автора
Рисунок 11. Материал из методических разработок автора

Изменения социальных структур связано также с расширением возможностей коммуникации. Развитие цифровых технологий позволяет людям общаться мгновенно независимо от расстояния.

Социальные сети, электронная почта и мессенджеры способствуют формированию новых форм взаимодействия, стирают границы между странами и культурами и приводят к возникновению феномена виртуализации общественных процессов.

Итак, постиндустриальное общество характеризуется глубокими изменениями в структуре экономики, характере труда, роли информации и способах организации жизнедеятельности, но при этом наблюдается усиление экологических проблем:

Рисунок 12. Материал из методических разработок автора
Рисунок 12. Материал из методических разработок автора

Учёные отмечают также и новые проблемы, вызванные прежде всего неблагоприятной демографической ситуацией в большинстве стран Запада.

Рисунок 13. Материал из методических разработок автора
Рисунок 13. Материал из методических разработок автора

Но указанные на рис. 13 проблемы не снижают значимости информационного общества как особой новой ступени развития и эволюции человечества, где информация и коммуникационные технологии выступают основными факторами изменений и прогресса.

Удачи в подготовке к ЕГЭ! Спасибо, что дочитали:)

-15