Найти в Дзене

Братья Стругацкие - вместе навек! Попытка вычленить архетипические идеи - отдельно для Бориса, отдельно для Аркадия...

"Стремянка городской квартире", она же "Битвы архетипов"... Вся книга в целом посвящена братьям Стругацким, их великому визионерству... Каждый из 12 архетипов назван именами одной из 12 категорий, открытых Стругацкими. 1. Прогрессор ЖвМ "Господа Учёные" 2. Мокрец ГЛ "Господа Учёные" 3. Обида-Мученик УнС "Господа Учёные" 4. Сталкер ПнО "Господа учёные" 5. Умник ОО "Остров дураков" 6. Мусорщик ГО "Остров дураков" 7. Слухач УнС "Остров дураков" 8. Голован ЖвМ "Секретный фарватер" 9. Мертвяк УнС "Секретный фарватер" 10. Наставник ГО "Наставник" 11. Странник ЖвМ "...боги, боги" 12. Молчун УнС "...боги, боги" Но это подарок Стругацких миру. А что сами Стругацкие, как работает их архетипическая программа?
Оглавление

"Стремянка городской квартире", она же "Битвы архетипов"... Вся книга в целом посвящена братьям Стругацким, их великому визионерству... Каждый из 12 архетипов назван именами одной из 12 категорий, открытых Стругацкими.

1. Прогрессор ЖвМ "Господа Учёные"

2. Мокрец ГЛ "Господа Учёные"

3. Обида-Мученик УнС "Господа Учёные"

4. Сталкер ПнО "Господа учёные"

5. Умник ОО "Остров дураков"

6. Мусорщик ГО "Остров дураков"

7. Слухач УнС "Остров дураков"

8. Голован ЖвМ "Секретный фарватер"

9. Мертвяк УнС "Секретный фарватер"

10. Наставник ГО "Наставник"

11. Странник ЖвМ "...боги, боги"

12. Молчун УнС "...боги, боги"

Но это подарок Стругацких миру. А что сами Стругацкие, как работает их архетипическая программа?

Этой теме посвящены несколько главок из книги

"Прогрессор"

РАЗДЕЛ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ


Один горлопан написал «Шок и трепет», другой — «Шум и ярость»… Можно было бы, конечно, почитать все эти вопли и визги. Ну или хотя бы, полистать. Но можем ли мы себе позволить с высоты нашей антикомпьютерной спеси всерьёз относиться к рассуждениям каких–то инопланетных железяк про сущность человека? Можем ли мы позволить этим рупорам–громкоговорителям философствовать или бытописать?

Другое дело, если бы они ушли в так называемую научную фантастику, жанр, позволяющий напрямую перекачивать в нашу жизнь изначальные идеи, кванты
чистого разума, идеи–зародыши… Которые, в свою очередь, в умелых
человеческих руках, могли бы уже превратиться в нечто полезное.

В таком разрезе Прогрессоры, под присмотром ближайших родственников, разумеется, вполне могли бы нам, землянам, пригодиться. И в подтверждение тому писатель–фантаст Борис Стругацкий.

Сам Борис Натанович, конечно, считает, что такого писателя в природе нет, что есть братья Стругацкие, а ещё есть некто Эс Витицкий. И всё же, в тактических, временных целях мы допустим возможность раздела братского наследия на две половины. Там, где побольше Ленинграда и астрономии — пусть будет Борис, а там, где побольше Москвы и японистики — книги Аркадия.

Стало быть Аркадий уводит «Трудно быть Богом», «Хромую судьбу» с «Лебедями», «Улитку на склоне», «Отягощённых злом» и, возможно, «Град обреченный». Борису же остаются «Отель „У погибшего альпиниста“», «Миллиард лет до конца света», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Пикник на обочине» и, разумеется, «Малыш».

Вот так вот! Такие вот дела…

«ОТЕЛЬ „У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА“»

«Отель», в общем–то, не относится к числу больших книг братьев. Так, полузаказуха. Однако, искомая психология инопланетян в диапазоне от роботов, биороботов и квазироботов до почти людей в этом детективе есть.

Вполне себе земные Алек Снавар и Питер Глебски мало интересуют авторов. А вот Луарвик и, особенно, Мозес занимают авторское воображение на полном серьёзе. Именно им отданы все симпатии братьев–фантастов, именно их проблемы авторы пытаются разрешить. На землян писатели как–то совсем уж махнули рукой. И не случайно, единственный заслуживший их одобрения землянин — физик и, наверняка конечно, астроном Симон Симоне, — в конфликте землян и пришельцев сразу и безоговорочно встаёт на сторону инопланетян.

Так что, Борис Натанович, в КОМКОНе–2 Вы бы сразу попали под большое подозрение. Ну, нельзя же, в самом деле, так беззастенчиво симпатизировать злобным пришельцам и так смело лоббировать чуждые нам инопланетные интересы. И не спасли бы Вас ни характеристики с места жительства, ни флюорография, ни анализы на лимфоциты… Признали бы Вас жуком и застрелили бы из «герцога»…

-2

Кстати, мимоходом запущен камушек в огород Герберта Уэллса с его
ксенофобской «Войной миров»… У Бориса Натановича инопланетяне прямо–таки невинные овечки, прилетели глянуть на нас одним глазком, да вот не удержались и вступили в контакт… А земляне все как на подбор одни сплошные гангстеры, да туповатый полицейский в придачу… А всё потому, что у инопланетчиков разум, а у аборигенов — сплошная психология. А разумом, как известно, психологию не понять и никаким аршином не измерить. А жаль!

Снавар, кстати, повторяет отца Кабани, говорит о том, что существует всё, что мозг в силах представить. Для тех, которые не Прогрессоры, эта мысль достаточно дикая. Мало ли что можно представить… Увидеть во сне
или будучи под кайфом… В бредовой галлюцинации или под наркозом… Вот как можно верить в реальность бреда? Тем не менее, у Стругацких данная идея повторяется довольно часто, эдакий закон сохранения мысли:

— Мысль не возникает из ничего и не исчезает бесследно.

И в этом смысле психонавты, наевшиеся ЛСД, кажутся куда большими реалистами, они хоть и видят наяву всякую дрянь, — ну там, уши
гуляющие на двух ногах или слонов с лапками сенокосца, но не рвутся
на учёные советы с требованием внести этих тварей в зоологические
энциклопедии.

Ещё одна базовая прогрессорская идея — это запрет на организованный контакт. Для Прогрессоров граница двух миров — это то самое анизотропное шоссе. То есть оттуда сюда можно, причём со всем скарбом, с сундуками, плётками, викингами, тётками грудастыми… А стоит нам, землянам, попроситься туда, к ним, хоть одним глазком глянуть, — так дулю!

Ладно, не хотят пускать, и не надо! Нас и тут хорошо кормят! Ну так, рассказали бы хоть — каково там? Нет, молчат, партизаны. И Мозес, и Луарвик, и Бартини, и Балтрушайтис с Брюсовым, — все молчат. Как рыбы об лёд. Либо говорят, но так шифровано, что ничего не поймёшь.

-3

«ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ»

Кое в чём «Пикник» продолжает линию «Отеля»: на место Симона Симоне поставлен Кирилл Панов, функции Питера Глебски перехватывает предзонник со всем своим полицейским штатом, вместо тихони Алека Снавара появляется темпераментный Рэдрик Шухарт. Что касается пришельцев, то тут Стругацкие сделали большой, но мудрый шаг назад: в «Отеле» инопланетяне отказывались показывать своё лицо, в «Пикнике» же они отсутствуют вовсе. Их просто нет. Зато есть следы их небольшого пикничка: Зона и все её весёлые игрушки, интеллектуальный клондайк, тот самый кладезь идей, к которому извечно рвётся
человечество… То, что в «Отеле» так и осталось в запертом сундуке.

С первой же страницы, чтобы мы, не дай бог, не проскочили мимо, заявлена главная идея повести:

— Сам факт Посещения является наиболее важным открытием не только за истекшие… «эн» лет, но и за всё время существования человечества. Не так уж важно, кто были эти пришельцы. Неважно, откуда они прибыли, зачем прибыли, почему так недолго пробыли и куда девались потом. Важно то, что теперь человечество твёрдо знает: оно не одиноко во Вселенной. …Уже никогда больше не повезёт сделать более фундаментальное открытие.

И это говорит доктор Пильман, человек, которому можно
доверять…

Нынешнему читателю, избалованному сотнями книг про инопланетян… или нынешнему зрителю, закормленному фантазийными фильмами… Короче говоря, с первого прочтения слова Пильмана теперь как–то уже не цепляют. А должны бы цеплять, ибо слова указывают нам на наше происхождение, на источник нашей энергии, на неиссякаемый источник всей умственной новизны. Мы не одиноки во вселенной, по нашему поводу существует замысел, на нас возложены надежды… Стало быть, не сгниём, не протухнем и не высохнем…

Ну а дальше, пусть каждый размышляет так, как может. Если родник новизны не иссякает… То что? Значит кто–то о нас заботится, высылает нам «снаряды времени»! Раз идут посылки, то значит кто–то их отправил? Правда не всегда есть инструкции по применению всяких штучек — ведьминого студня,пустышек, вертячек и жгучего пуха. Ну, так на то нам голова дана и руки… Будем всё определять экспериментальным путём:

— «Ведьмина студня» вон полные подвалы, бери ведро да зачерпывай. Похороны за свой счёт.

-4


* * *
Вот и тащат из Зоны кто что может: поэты — стихи, живописцы — картины, учёные — открытия. Все — тащат, и все — пьют. У каждого творца свой список ведьминых студней, полных пустышек или чёрных брызг… А вернувшись из Зоны с хабаром или полными штанами (как Тендер) и, умываясь пьяными слезами, каждый начинает убеждать очередного собутыльника, что:

 — Всё это дыра в будущее и что через эту дыру мы такое в ваш паршивый мир накачаем, что всё переменится, что жизнь будет другая, правильная и у каждого будет всё, что надо.

Впрочем, значительно большая часть человечества будет стоять в сторонке, равнодушно наблюдая, как очередной сталкер тащит в мир
очередную пустышку:

— …и ведь что характерно: будут только смотреть и издавать приветственные возгласы, а взяться и помочь усталым людям тащить, ни одного смельчака так и не найдётся…

И во всякие новые времена, по образцу доктора Пильмана, кто–нибудь из особо умных заметит, грустно улыбаясь, что для человечества, как для массы, Посещение прошло бесследно. Мол, человечество в целом — слишком стационарная система и его ничем не проймёшь.

***

Завтра продолжение - ещё 5 главок из "Прогрессора"

Фэнтези
6588 интересуются