Сальвадор Дали — это не просто имя, а синоним сюрреализма, эксцентричности и гениального безумия. Его усы, закрученные к небу, и гипнотический взгляд стали такой же иконой, как и его плавящиеся часы. Но за этим тщательно сконструированным образом скрывалась жизнь, полная невероятных событий и провокаций, которые порой затмевали даже его самые безумные полотна.
1. Дали-старший: «Король» и первая травма
Первый факт — трагический и во многом определивший всю жизнь художника. До его рождения в семье уже был один сын по имени Сальвадор. Он умер от менингита за полтора года до появления на свет будущего гения. Родители говорили маленькому Дали, что он — реинкарнация своего брата. Идея двойничества, вечного соперничества с призраком и собственной исключительности преследовала его всю жизнь и стала одним из ключей к его творчеству.
2. Первая выставка в… собственном доме
Свой талант Дали осознал рано. В 14 лет он уже писал сложные, зрелые работы. А первую выставку он организовал в своем родном городе Фигерасе… в собственном доме. Он использовал для этого гостиную семейного жилища, с гордостью демонстрируя свои работы всем гостям.
3. Изгнание из академии с «божественной» фразой
Дали учился в Мадридской академии изящных искусств Сан-Фернандо и прославился своим эксцентричным поведением. На экзамене по истории искусства его попросили назвать трех самых великих живописцев в мире. Дали ответил: «Я отказываюсь отвечать на этот вопрос, потому что ни один из преподавателей здесь не имеет компетенции, чтобы меня оценить. Я знаю этот предмет гораздо лучше вас всех». Этого оказалось мало. На вопрос экзаменационной комиссии, какого художника он считает величайшим, Дали заявил: «Веласкеса!». А на просьбу назвать второго, не задумываясь, ответил: «Второго? Второго не существует!». За дерзость и непокорность его в итоге исключили из академии.
4. Гений маркетинга и эпатажа
Дали был не только гениальным художником, но и блестящим шоуменом и пиарщиком. Он понимал, что скандал — лучшая реклама. Однажды он прочитал лекцию в Лондоне в полном водолазном костюме, едва не задохнувшись во время выступления. Таким образом он хотел «погрузиться в глубины человеческого подсознания». Его знаменитые усы, ставшие его торговой маркой, — тоже часть тщательно продуманного образа.
5. Любовь всей жизни: Гала
Самая значительная встреча в его жизни произошла в 1929 году, когда он познакомился с Еленой Дьяконовой, или Галой — женой французского поэта Поля Элюара. Она была старше его на 10 лет и сразу стала для Дали всем: музой, любовницей, менеджером, организатором и спасением. Он боготворил ее, подписывая свои картины «Гала-Сальвадор Дали». Именно она сумела обуздать его хаос и превратить его талант в источник колоссального дохода. Их союз был странным, открытым (у Галы были и другие увлечения) и продлился более 50 лет.
6. Ссора с сюрреалистами и «Я — сюрреализм»
Дали поссорился с лидером сюрреалистов Андре Бретоном, причем дело было не только в коммерческом успехе Дали. Бретон был ярым коммунистом, а Дали позволял себе симпатии к Гитлеру и Франко. Бретон даже придумал Дали уничижительную анаграмму-прозвище «Avida Dollars» (что можно перевести как «жадный до долларов»), намекая на его коммерциализированность. На что Дали с присущим ему высокомерием ответил: «Сюрреализм — это я!».
7. Бегство из оккупированной Франции… в стиле Дали
В 1940 году, спасаясь от наступающих нацистских войск, Дали и Гала бежали из Европы в США. Их путешествие было сюрреалистичным до конца: они добирались до порта на велосипедах, груженых… домиками из-под сыра камамбер, покрытыми мухами. Дали утверждал, что это вдохновило его на создание концепции «мягкости» и «текучести».
8. Дали и Уолт Дисней
В 1946 году Дали на полгода заключил контракт с Уолтом Диснеем на создание короткометражного анимационного фильма «Destino» («Судьба»). Проект должен был стать сюрреалистическим шедевром, но из-за финансовых проблем студии его свернули. Работа над фильмом возобновилась лишь в 2003 году, и мир наконец увидел уникальный сплав диснеевской анимации и безумного мира Дали.
9. «Лобстер-телефон» и другие сюрреалистические объекты
Дали перенес сюрреализм в дизайн и предметы быта. Самый известный его объект — «Лобстер-телефон» (1936). Когда его спросили, почему лобстер лежит на телефонной трубке, он ответил: «Я не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лобстера, мне никогда не подают вареного телефона».
10. Собственное бессмертие и криогенная заморозка
Дали был одержим идеей бессмертия. Ходили слухи, что он договорился со своим врачом о том, чтобы после смерти его тело заморозили в надежде когда-нибудь воскресить. Хотя на самом деле его тело было забальзамировано и замуровано в полу в его собственном Театре-музее Дали в Фигерасе, согласно его последней воле. Он хотел, чтобы люди буквально ходили по его могиле, оставаясь с ним навсегда.
Сальвадор Дали прожил жизнь как грандиозное произведение искусства, где стиралась грань между реальностью и вымыслом. Его гениальность заключалась не только в умении писать картины, но и в уникальной способности превратить собственную жизнь в самый главный и запоминающийся сюрреалистический перформанс.
******************
Вам могут быть интересны и другие статьи моего канала: