Елена Проклова всегда считалась одной из самых ярких и красивых звёзд советского кинематографа. Её артистическая карьера началась ещё в юности, когда многие сверстники только задумывались о будущем. Раннее признание, слава и востребованность в кино сделали своё дело: работа и сцена заняли в её жизни первое место, отодвинув личную жизнь на второй план.
Такое решение оказалось судьбоносным — именно из-за чрезмерной вовлечённости в профессию Елена едва не потеряла контакт со своей старшей дочерью Ариной. Девочка, не выдержав дефицита внимания и тепла, уже в двенадцатилетнем возрасте открыто заявила, что готова отказаться от матери и больше не хочет с ней общаться. Для Прокловой это стало болезненным ударом, ведь неприязнь со стороны собственного ребёнка оказалось куда тяжелее критики зрителей или коллег.
Со временем, после множества ссор, длительных пауз в общении и переосмысления собственных ошибок, актриса и её дочь смогли наладить отношения. Постепенно между ними возникло доверие и понимание, хотя путь к этому был долгим и непростым.
Но каким на самом деле было детство Арины, выросшей в тени знаменитой матери? Почему девочка ощущала себя брошенной и что именно заставило её однажды поставить ультиматум? И, наконец, как сегодня складывается связь Елены Прокловой не только с дочерью, но и с подросшей внучкой?
Поспешное решение
Несколько лет назад, Елена Проклова впервые решилась публично рассказать о своём подростковом увлечении Олегом Табаковым.
Для юной девушки он был кумиром и объектом обожания, но за красивой картинкой скрывалась непростая и болезненная реальность. Отношения складывались тяжело: наряду с нежностью и влюблённостью имели место и домогательства, и вспышки агрессии. Возможно, именно эти травмирующие события подтолкнули Проклову к решению, которое многие сочли слишком поспешным, — выйти замуж ещё в семнадцать лет.
Будучи смелой и решительной по натуре, Елена сама сделала первый шаг: предложила руку и сердце Виталию Мелик-Каримову, другу и однокурснику старшего брата. Молодой человек уже давно питал к ней сильные чувства, поэтому его согласие последовало незамедлительно. Для Виталия это было исполнением давней мечты, для Елены — скорее попыткой уйти от прошлых переживаний.
Существует и другая версия: якобы на решимость Прокловой повлияла подготовка к свадьбе её лучшей подруги, которая выходила замуж за брата Елены. Юная актриса активно участвовала в организации торжества, и атмосфера праздника словно подтолкнула её к собственному замужеству. Как бы там ни было, в итоге обе свадьбы сыграли в один день, и родители Прокловой вынуждены были официально дать разрешение — дочь на тот момент была несовершеннолетней.
Для окружающих было очевидно: Елена слишком рано шагнула во взрослую жизнь. Однако сама она так не считала. На первом месте по-прежнему оставалось искусство, сцена, съёмки и репетиции. Карьера полностью захватывала её мысли и силы, а о том, к каким последствиям приведёт брак и будущая семья, она почти не задумывалась. Когда Виталий начал настойчиво уговаривать завести ребёнка, Елена уступила, не вникая глубоко в то, как это изменит её жизнь.
Молодожёны поселились в доме родителей Прокловой, где жила и бабушка актрисы. Старшие сразу заметили: в молодой семье нарастает напряжение. Разные взгляды на жизнь и цели делали совместное будущее шатким. Виталий мечтал о спокойной семейной жизни, где жена ведёт хозяйство, заботится о муже и детях. Елена же всё больше уходила в профессию, на репетиции и съёмочные площадки, воспринимая материнство скорее как обузу.
В 1972 году у пары родилась дочь Арина. Проклова была тогда совсем юной — ей ещё не исполнилось девятнадцати лет. Но даже с рождением первенца приоритеты Елены не изменились: театр и кино оставались в центре её вселенной, а мысли о том, чтобы отказаться от сцены ради семьи, казались немыслимыми.
В итоге почти все заботы о малышке легли на плечи отца, а также бабушки, дедушки и прабабушки. Елена же всё глубже погружалась в актёрскую профессию. Вскоре стало ясно, что союз не выдержит: у супругов не было общего будущего. Спустя несколько лет их брак распался.
Брошенный ребенок
После развода Елены и Виталия маленькая Арина фактически осталась на попечении старших родственников. Бабушка и дедушка души не чаяли во внучке: они старались восполнить недостаток материнской ласки заботой, вниманием и теплом. Но каким бы сильным ни было их старание, ребёнку всё равно не хватало самого главного — присутствия родителей рядом.
Отец, Виталий Мелик-Каримов, не хотел терять связь с дочерью и находил возможность приезжать к ней почти каждый день. Он разговаривал с девочкой, помогал с уроками, в общем проводил с ней время насколько позволяли обстоятельства. Совсем иначе вела себя Елена. Молодая актриса, занятая собственной карьерой, появлялась редко, и её визиты к Арине длились недолго — как правило не более получаса.
Однако для девочки даже эти короткие встречи превращались в настоящий праздник. Мама всегда приезжала в красивой одежде, яркая, ухоженная, словно сошла со страниц журналов. Она приносила гостинцы, игрушки, сладости, и Арина радовалась каждому приезду. Но вместе с восторгом в её сердце росла и тоска: подарки не могли заменить простого материнского объятия или сказки перед сном. Елена же искренне считала, что материальные блага и красивая картинка достаточны для счастья ребёнка.
Иногда тоска по маме доходила до отчаянных поступков. Так, в трёхлетнем возрасте Арина умоляла Елену «подбросить» её до колодца, находившегося довольно далеко от дачи. Девочка пообещала, что обратно вернётся сама, лишь бы провести с мамой ещё немного времени. Это тронуло бабушку и дедушку, но вместе с тем они всё яснее видели: дочь поступает бессовестно, отстраняясь от воспитания собственного ребёнка. Они не раз высказывали Елене своё недовольство, напоминая, что Арина нуждается не только в платьях и конфетах, но и в материнском внимании.
После таких разговоров Проклова на короткое время пыталась исправить ситуацию. Она брала дочь к себе или приглашала её в театр, надеясь наладить контакт. Но там девочка столкнулась с новой болью: за кулисами коллеги Елены перешёптывались, что у красивой актрисы «удивительно некрасивый ребёнок». Услышав это, Арина испытала шок и решила, что должна постоянно следить за собой, чтобы хоть немного соответствовать матери. С этого момента она начала остро ощущать пропасть между собой и глянцевым образом матери.
Особенно ясно эта разница проявилась тогда, когда Проклова решила забрать дочь пожить у себя. На тот момент актриса уже была замужем за целителем Александром Дерябиным. Его образ жизни кардинально отличался от привычного уклада, к которому была приучена Арина у бабушки. Вместо домашних супов и пирогов — полусырая гречка и настои трав. Вместо игр с соседскими ребятами во дворе — строгие поручения и обязанности по дому. Вместо ласки и заботы — одиночество до позднего вечера.
К тому же Елена придерживалась жёстких методов воспитания. Считая дочь «распущенной», она часто прибегала к физическим наказаниям и упрёкам. Девочка старалась изо всех сил угодить матери, но каждый раз чувствовала: как ни пытайся, этого недостаточно.
Со временем жизнь рядом с мамой стала невыносимой. Арина страдала не только от эмоциональной холодности, но и от банального голода. Мясо в доме появлялось лишь для собаки — и то в виде ливерной колбасы. Позднее, уже взрослой, она призналась с горечью:
«Я воровала колбасу у собаки из миски».
Неудивительно, что в конце концов девочка сбежала обратно к бабушке и дедушке, туда, где её приняли с распростертыми объятиями. Когда Проклова попыталась вернуть дочь, Арина твёрдо заявила: к матери она больше никогда не вернётся. Более того, пригрозила, что если дело дойдет до суда, то она готова официально отказаться от неё.
После этого целый год они не разговаривали, затаив обиду друг на друга. Но это был лишь один из множества периодов отчуждения. Самый продолжительный разлад в их отношениях длился целых пять лет — время, за которое каждая из них успела ещё сильнее утвердиться в своих претензиях и разочарованиях.
Попытка наладить отношения
Когда Арина окончила школу, перед ней встал вопрос о будущем. Благодаря протекции отца ей удалось поступить в Московский архитектурный институт (МАРХИ). Однако уже после первого семестра девушку отчислили. Для Виталия Мелик-Каримова это стало ударом. Он воспринял неудачу дочери как позор для семьи, счёл это «осквернением фамилии» и решил больше не помогать ей.
Оставшись фактически без поддержки, Арина устроилась работать секретаршей. Именно там она познакомилась с бизнесменом Алексеем. Их роман перерос в брак — по признанию самой Арины, больше из необходимости, чем из большой любви. Молодая женщина пыталась таким образом решить свои материальные трудности и обрести хоть какую-то стабильность. Вскоре у пары родилась дочка Алиса. Почти одновременно с этим событием Елена Проклова стала мамой во второй раз, родив младшую дочь Полину.
Жизнь Арины внешне казалась благополучной - она вела хозяйство и занималась ребёнком. Но за этой картиной скрывалась тяжёлая реальность. Отношения с мужем были далеки от гармонии, и спустя пять лет девушка подала на развод. После расставания она устроилась работать в бар, а Алису оставила на воспитание бабушке и дедушке, как когда-то поступила с ней мать.
Несмотря на финансовые трудности, мать наотрез отказалась помогать дочери. Елена не скрывала: её обидело то, что дочь в резкой форме потребовала купить ей квартиру. После этого актриса окончательно отстранилась, посчитав, что Арина воспринимает её лишь как источник финансирования.
Позднее Проклова признавалась: уже тогда она осознала, что сама виновата в том, что упустила ребёнка. По её мнению, Арина выросла с ощущением, что окружающие обязаны компенсировать ей лишения детства. Этому во многом способствовали и бабушка с дедушкой, которые полностью встали на сторону внучки. Более того, они сами разорвали отношения с Еленой. Так продолжалось долгих пять лет, пока актриса, собравшись с силами, не приехала к ним с предложением о примирении.
К тому моменту Арина уже научилась смотреть на ситуацию иначе. Она поняла: матери тоже было непросто, и её жизнь вовсе не состояла из одних лишь аплодисментов и успеха. Постепенно обиды прошли.. Мать и дочь начали чаще проводить время вместе, и даже ездили в совместные путешествия. Именно в во время этих поездок, они сумели по настоящему сблизиться.
Любви и принятия матери Арина добилась лишь во взрослом возрасте. Сейчас их отношения можно назвать тёплыми и доверительными: они созваниваются почти каждый день, делятся новостями, обсуждают бытовые мелочи и серьёзные переживания.
А вот с младшей сестрой Полиной таких отношений построить не удалось — сказалась значительная разница в возрасте. Они встречаются в основном на праздниках, поддерживая скорее формальное родство.
Однако именно одна из таких встреч стала для Арины судьбоносной. На своё совершеннолетие Полина пригласила друзей, среди которых был молодой человек с отцом. Именно отец и обратил внимание на Арину: между ними вспыхнула симпатия, которая переросла в серьёзное чувство. Этот мужчина сумел завоевать сердце Мелик-Каримовой и поддержал её в трудный момент, когда одна за другой уходили из жизни бабушка, дедушка и отец.
К слову, Виталий Мелик-Каримов всё же простил дочь незадолго до смерти. Он даже помог ей устроиться на работу в компанию своего друга. Там Арина и по сей день трудится техническим дизайнером.
Её дочь Алиса выросла и, как и мать, ведёт спокойную, непубличную жизнь. В этом году ей исполнилось тридцать. С бабушкой-звездой Алиса почти не общается, несмотря на то, что Елена подарила ей квартиру. Телефонные звонки случаются лишь раз в год — и то по просьбе Арины.
Так сложилось, что и сама Арина, и её дочь Алиса предпочитают оставаться в тени, в отличие от знаменитой матери. Их история — это пример того, как сложные семейные отношения могут тянуться через поколения, но при этом всегда есть шанс на понимание и примирение.