История создания этого дворца похожа на классический дамский роман и кажется слишком нереальной для того времени. Итак, наследница богатого купеческого рода влюбилась в обедневшего дворянина.
Со стороны брак можно было назвать «по-расчету», ведь девушка получала дворянский статус, а ее супруг — солидное приданное в виде огромных залежей золота на приисках в Сибири. У них родилась дочь но спустя 2 года супруг ушел из жизни — сердечный удар в 33. Тогда влиятельные близкие родственники решили, что на его место должен встать младший брат с точно такой же фамилией, чтобы сохранить семейное дело. И уже через год девушка стала невестой во второй раз, выйдя замуж за младшего брата своего первого супруга.
И в честь этого союза было решено построить самый шикарный особняк, который по красоте точно не должен был уступать дворцам Петербурга. За дело взялись двое молодых архитекторов, которые реализовали все свои таланты в совершенно разных стилях, ведь бюджет был не ограничен.
Мраморные лестницы и античные панно, блестящие танцевальные залы и готическая столовая, бильярдная в дубовых тонах. Все было создано для того, чтобы в этих стенах по вечерам играла музыка и вальсировали господа в строгих костюмах и дамы в платьях с кринолином, а днём раздавался детский смех.
Увы, ни смеха, ни громкой музыки стены этого дома так и не услышали. Картинка семейного счастья была разрушена волею судьбы.
Супруга, не оправившись от потери второго ребенка, забрала вещи и укатила в Париж, оставив мужу записку, что на самом деле всю жизнь любила только его старшего брата. Из Парижа, куда она уехала в возрасте 35 лет, наша героиня так и не вернется.
Ее дочь от первого брака вернется в Россию, но после прихода советов уедет в Харбин. А супруг останется в России. Продаст особняк, потеряет все, женится во второй раз, будет работать при новой власти на одном из когда-то управляемых им же рудников, попадет в тюрьму как классовый враг и сгинет где-то в холодных лагерях.
Но творение, которое было создано по заказу семьи, украшает Петербург уже более 120 лет практически в первозданном виде. Не повезло немного правой части дома — во времена блокады туда попал снаряд. Однако здания восстановили, хотя эркер был утрачен.
В 1917 году особняк был национализирован. Сначала здесь появилась первая в Европе школа экранного искусства, далее — райком партии, а в постперестроечную эру — офис ЮНЕСКО в Петербурге. Сейчас здание принадлежит Санкт-Петербургскому университету, а внутри находится Дом Юриста.
Все это я рассказал про особняк Кельха и его первых владельцев — Александра и Варвару Кельх. Удивительная биография у этих людей и не менее удивительный дом.
И мне посчастливилось побывать там на экскурсии, узнать и историю семьи, и насладиться внутренним убранством здания. А готическая столовая — это вообще космос.
Если будет возможность, обязательно попробуйте попасть внутрь особняка. Там правда шикарно! Сохраняйте локацию, ведь она гораздо интереснее, чем известный всем Петергоф или Эрмитаж.