"В этом варварском зверинце, когда-то известном как человечество, все еще остались слабые проблески цивилизации." - Месье Густав Х.
Отель "Гранд Будапешт" (The Grand Budapest Hotel) является одним из самых узнаваемых и любимых творений режиссера Уэса Андерсона. Это виртуозная смесь комедии, приключений, драмы и детектива, выполненная в неповторимом стиле режиссера.
Основное действие разворачивается в вымышленной европейской стране Зубровка в 1932 году, на пороге Второй мировой войны. Главный герой — консьерж отеля месье Густав Х. (Ральф Файнс), легендарная личность, известный своей безупречной вежливостью, любовью к парфюму и интимными связями с богатыми пожилыми постоялицами. Его протеже и самый верный помощник — юный коридорный Зеро Мустафа (Тони Револори), беженец, лишившийся семьи.
Одна из любовниц Густава, богатая мадам Д. (Тильда Суинтон), умирает при загадочных обстоятельствах. В своем завещании она оставляет Густаву бесценную картину "Мальчик с яблоком". Это вызывает ярость у ее алчного сына Дмитрия (Эдриан Броуди) и его жестокого приспешника Джоплинга (Уиллем Дефо). Густава обвиняют в убийстве мадам Д., и он попадает в тюрьму.
С помощью Зеро, его невесты Агаты (Сирша Ронан), работающей в кондитерской "Мендл", и тайного общества консьержей "Скрещенные Ключи", Густав совершает дерзкий побег. Они отправляются в опасное приключение, чтобы доказать его невиновность, вернуть картину и раскрыть тайну убийства мадам Д.
Фильм следует за их приключениями, полными юмора, опасностей и неожиданных поворотов, на фоне надвигающейся войны, которая навсегда изменит Европу и сам отель "Гранд Будапешт".
Уэс Андерсон черпал вдохновение из произведений австрийского писателя Стефана Цвейга, особенно из его мемуаров "Вчерашний мир", описывающих ушедшую эпоху до Первой и Второй мировых войн. Андерсон был очарован Цвейгом и его ностальгией по элегантной, цивилизованной Европе, которая была разрушена конфликтами. Сам Андерсон признавался, что фильм — это "попытка создать Цвейговский мир".
Андерсон известен тем, что работает с постоянной группой актеров. Для "Гранд Будапешта" он собрал впечатляющий ансамбль, включая своих "ветеранов" (Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Джейсон Шварцман, Эдвард Нортон) и новых для его фильмов звезд (Ральф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Леа Сейду). Роль месье Густава Х. изначально предлагалась Джонни Деппу, но в итоге досталась Ральфу Файнсу, который блестяще воплотил образ.
Большая часть фильма была снята в городе Гёрлиц в Германии, недалеко от польской границы. Интерьеры отеля "Гранд Будапешт" были созданы внутри заброшенного универмага Görlitzer Warenhaus 1912 года постройки, который был полностью переоборудован и отреставрирован для съемок.
Сценарий был написан Уэсом Андерсоном в соавторстве с Хьюго Гиннессом. Работа над ним заняла несколько лет. Андерсон хотел создать историю, которая отражала бы меланхолию и очарование ушедшей эпохи, а также его фирменный юмор и приключенческий дух.
Уэс Андерсон широко известен своей любовью к практическим эффектам и макетам. Экстерьер отеля "Гранд Будапешт", а также некоторые пейзажи (например, фуникулер, идущий к отелю, или сцены на поезде) были выполнены с использованием очень детализированных миниатюр. Это придало фильму характерный "игрушечный" вид.
Фильм славится своей яркой и тщательно продуманной цветовой гаммой, где каждый период имеет свою доминирующую палитру (например, розовые и фиолетовые тона для расцвета отеля, более серые и темные для времен войны и упадка). Каждая сцена тщательно выстроена, что придает визуальную гармонию и узнаваемость.
Художник-постановщик Адам Стокхаузен и художник по костюмам Милена Канонеро получили "Оскары" за свою работу. Каждый элемент, от формы коридорных до платьев мадам Д., был продуман до мелочей.
Тильда Суинтон (мадам Д.): "На мой грим уходило около пяти часов каждый день. Это было весело, полностью исчезнуть в персонаже, который настолько отличается от тебя."
Оригинальный саундтрек Александра Деспла, также получивший "Оскар", идеально дополняет атмосферу фильма, используя славянские народные мотивы, балалайки и цимбалы.
Ральфу Файнсу было сложно привыкнуть к очень быстрому темпу речи, который требовал Андерсон, особенно в начале съемок. Режиссер даже записал аудиофайл с собой, произносящим реплики Густава, чтобы Файнс мог слушать и уловить нужный ритм.
Ральф Файнс (месье Густав Х.): "Это было как играть на музыкальном инструменте. Слова были очень специфичными, очень точными. В этом и была трудность, но и радость. Когда ты попадаешь в этот ритм, это приносит огромное удовлетворение."
Он также признавался, что роль Густава была одной из самых сложных в его карьере из-за скорости диалогов и физической комедии.
Уэс Андерсон (режиссер): "Я хотел сделать фильм о консьерже. Я всегда был очарован людьми, которые служат другим, и их уникальным положением."
Тони Револори (Зеро Мустафа): "Работать с Ральфом Файнсом было невероятно. Он был таким щедрым и поддерживающим, несмотря на то, что я был новичком. Уэс Андерсон — очень конкретный режиссер, он знает, чего хочет, но при этом дает тебе свободу внутри своих рамок."
Ходили слухи, что Файнс был не в своей тарелке на первых порах, не понимая, как вписаться в уникальный мир Андерсона, но режиссер терпеливо работал с ним, и в итоге Файнс не только вписался, но и создал один из самых ярких и запоминающихся образов в своей карьере, получив множество похвал.
Знаменитые пирожные "Мендл'с" с ленточкой стали настоящим хитом. Для съемок их готовили местные кондитеры в Гёрлице. После выхода фильма многие пекарни по всему миру начали предлагать свои версии этих десертов.
"Отель "Гранд Будапешт" стал одним из самых успешных фильмов Уэса Андерсона, получив признание критиков и зрителей, а также четыре премии "Оскар" (за лучшую музыку, лучшую работу художника-постановщика, лучший дизайн костюмов и лучший грим и прически) из девяти номинаций. Это ностальгическая, остроумная и визуально ошеломляющая ода ушедшей эпохе и силе человеческих связей.