Найти в Дзене
Точка опоры.

A Sinistra. Или как Пелевин на старости лет с ума сходил

Да, давненько я не писал о злободневном. Хотя и злобы и дневности хватало. Но по 20 раз объяснять, чем домыслы отличаются от знаний и почему домыслы равноценны между собой - мне надоело. О политике говорить тем более, не буду. Слишком тут легко уйти в сакраментальное "здрада-перамога". Потому... Буду говорить о литературе. Вышел тут новый роман для извращенцев вроде меня, которые видят, как на их глазах умирает автор, передёргиваются от омерзения его предсмертными конвульсиями, но... продолжают смотреть. И вот Пелевин, который уже предвидел, предвкушал прихода отвратительного мира будущего наткнулся на реальность. Мир будущего, оказалось, предвидел не только он и мало кому туда хотелось. Конца истории не случилось, а "карбоновый след" на Донбасе, Сирии, Газе - давно перекрыл все мыслимые и немыслимые нормы. И всем пофиг - люди проблемы решают. И вот за 4 года с момента публикации Transhumanism.ink автор прошёл все стадии. Началось всё с отрицания и центрирования на собственной крутост

Да, давненько я не писал о злободневном. Хотя и злобы и дневности хватало. Но по 20 раз объяснять, чем домыслы отличаются от знаний и почему домыслы равноценны между собой - мне надоело.

О политике говорить тем более, не буду. Слишком тут легко уйти в сакраментальное "здрада-перамога". Потому...

Буду говорить о литературе.

Вышел тут новый роман для извращенцев вроде меня, которые видят, как на их глазах умирает автор, передёргиваются от омерзения его предсмертными конвульсиями, но... продолжают смотреть.

И вот Пелевин, который уже предвидел, предвкушал прихода отвратительного мира будущего наткнулся на реальность. Мир будущего, оказалось, предвидел не только он и мало кому туда хотелось. Конца истории не случилось, а "карбоновый след" на Донбасе, Сирии, Газе - давно перекрыл все мыслимые и немыслимые нормы. И всем пофиг - люди проблемы решают.

И вот за 4 года с момента публикации Transhumanism.ink автор прошёл все стадии.

Началось всё с отрицания и центрирования на собственной крутости в KGBT+. Полный самолюбования (компенсаторного, разумеется) роман, главной идеей которого было отсутствие всяких противоречий между странами. Мол Россия - она наша, буржуинская, а всё происходящее только маленький спектакль для населения.

Эх... ну мы же знаем, что идёт за стадией отрицания?

Гнев! И он случился, как ни забавно, в Путешествия в Элевсин. Где вообще весь придуманный мир был поставлен на карту. Всё шаталось, как карточный домик. Могучий искусственный интеллект принимал решение - жить ли миру Бэтмена или нет. Разумеется, мир выжил, но...

Пришла и стадия торга. Круть. Да, мир будущего страшен и уродлив, но может быть хуже. Может появиться инфернальное зло, которое обрушит мир в мезозойскую эру. И только наши "любимые" рабы вампиров могут отвести страшную угрозу. Отвели, конечно! Победили! Только... вот не знаю, кому, кроме совсем соевых, это понравилось.

И вот мы подошли к депрессии...

Сразу надо понять - автору далеко за 60. И судя по настроению новой книги, жить до 90 он не собирается.

Почему?

Потому, что A Sinistra - это долбанная проповедь! Я серьёзно. До самого конца книги я размышлял - куда же клонит автор. С одной стороны было невероятно нудно - новая книга такая страшная нудятина, что ждёшь, конца, как зэк ужина.

Но с другой - было сказано столько пафоса. Столько говорили о Свете, Добре, Любви. Да, в рамках мира полностью подконтрольного силам зла. Что так и ждал - вот сейчас пафос обратится в горькую иронию.

Ан-нет. Понимаете - все религии хороши, даже те, которые выдумала нейросеть, ибо ведут человека к Богу. К какому Богу? И вообще, откуда в буддизме Бог?!

Пелевин нашёл.

И это больше не "Великий Вампир", а нечто, нечто, нечто. Не понятно, что нечто. И не понятно, чем является человек. И не понятно, чем человек отличается от ИИ. Вообще ничего не понятно.

Но - нужно спасаться!

И вроде как автор прямо в середине книги сам же себе даёт по рукам - симуляция спасения, создание религиозного опыта нейрональными воздействиями. И новая супер-ипотека, которой снова будут обложены люди, чтобы не попасть в ад. Буквально - он тоже будет симулирован посредством воздействия на "открытый мозг".

Но - это забывается, растворяется, тает в неизъяснимом пафосе последней части книги. Путь могущества, конечно полный отстой - ибо всё могущество временно. А ты можешь всегда отрешиться от болезненной реальности в спасительное безмыслие. И слиться со своим Богом - заодно, повторяя себе, что ты невыразимо крут и круче этих самых, которые тебя раком поставили и швабру взяли.

В общем, крайне занимательно, но намётки на сюжет были только в первой половине книги. А вот дальше, как уже сказал, это просто проповедь. Даже большая проповедь, чем обычный пелевинский нарратив.

И знаете... всё правильно. И это нормальное раскрытие автора.

Пелевин - русский интеллигент. С вечной фигой в кармане, с эмиграцией во "внутреннюю Монголию" и, на старости лет, с уходом в религию. Умирать страшненько. А задавленный обстоятельствами мозг интеллигента, при приближении смерти, часто, даёт петуха в виде бредовых идей.

Просто... хочется уже, хотя бы лично для себя, пристрелить эту умирающую лошадь. Ведь все книги аля-бред, получаются невероятно плохими. И это даже не зависит от автора, сколь бы талантливы он ни был.

Для проповеди - нужна вера. А писать "под верой" всё равно писать под тяжёлыми наркотиками. Гениальным текст кажется только пока действует доза.

"Блаженны сонливые - ибо скоро начнут клевать носом".

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра.

P.S. А вообще, в конце текста сложилась забавная идея. Пелевин давно и последовательно объясняет читателю (и самому себе, видимо), почему власть и могущество - это плохо и недостойно интеллигентного человека. И что кроме "внутренней Монголии" нет пути. Ну, тогда текущий его роман вполне в его стиле. Только... слишком уж он стал бояться смерти.

Мои статьи на ту же тему:

Как Вачовски читала Пелевина. О сюжетных параллелях нового мирового порядка, который в начале 20-х очень хорошо просматривался.

КГБ+Т? О книге 2022 года. Собственно на две следующие книги я рецензий не писал. Очень уж проходными были.

Мастер и Маргарита 2024. Про экранизацию романа с которым критики отчаянно сравнивают пелевенскую проповедь. И общие черты есть - только именно с экранизацией.