Найти в Дзене

ЧЕМУ УЧИЛИ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА

Учебный год начался, и снова закрутилось: уроки, репетиторы, домашние задания… Сегодня это нам привычно, а как же учились дети в Риме во времена Возрождения? Образование напрямую зависело от социального класса. И, как ни удивительно, сложнее всего было детям аристократов. Мальчик из знатной семьи начинал обучение с 6–7 лет с частным учителем грамматики. (Кстати, если ваши дети страдают над английской грамматикой — покажите им учебники той эпохи: Ars grammatica Элия Доната («Искусство грамматики») и Institutiones grammaticae Присциана («Наставления по грамматике»). После такого английский покажется цветочками!) К грамматике добавлялись арифметика, иностранные языки, чтение и молитвы. Затем шли более сложные дисциплины: углублённая латинская и греческая филология, риторика, чтение античных авторов (Цицерон, Вергилий, Платон, Аристотель в переводах). И, конечно, литература — Гомер, Овидий, трагедии и комедии древних греков. Может показаться, что это было бесполезно. Но на самом деле обра

Учебный год начался, и снова закрутилось: уроки, репетиторы, домашние задания…

Сегодня это нам привычно, а как же учились дети в Риме во времена Возрождения?

Образование напрямую зависело от социального класса. И, как ни удивительно, сложнее всего было детям аристократов.

Мальчик из знатной семьи начинал обучение с 6–7 лет с частным учителем грамматики.

(Кстати, если ваши дети страдают над английской грамматикой — покажите им учебники той эпохи: Ars grammatica Элия Доната («Искусство грамматики») и Institutiones grammaticae Присциана («Наставления по грамматике»). После такого английский покажется цветочками!)

К грамматике добавлялись арифметика, иностранные языки, чтение и молитвы. Затем шли более сложные дисциплины: углублённая латинская и греческая филология, риторика, чтение античных авторов (Цицерон, Вергилий, Платон, Аристотель в переводах). И, конечно, литература — Гомер, Овидий, трагедии и комедии древних греков.

Может показаться, что это было бесполезно. Но на самом деле образование формировало богатую картину мира. Ребёнок учился смотреть на жизнь одновременно глазами античного мыслителя и христианина. Языки и грамматика структурировали мышление, а литература давала модели поведения, достойные подражания.

Даже если юный аристократ не шёл в университет, его образование помогало достойно выдерживать испытания и приумножать богатство и славу семьи. Но стоило оно очень дорого: книги, чернила и бумага были роскошью. Поэтому позволить себе такой уровень могли лишь единицы.

Торговцы, банкиры и богатые ремесленники тоже видели в образовании инвестицию, но частных учителей не тянули. Их дети учились в городских или приходских школах. Здесь преподавали латинскую грамматику, основы богословия, античную классику. Языки почти не учили, зато арифметике уделяли много внимания. В некоторых школах даже читали лекции по праву.

Такая подготовка открывала путь в семейный бизнес, карьеру в церковной или городской администрации. А иногда и в университет.

Ещё ниже по лестнице находилось профессиональное обучение. Дети работали в мастерских, перенимая опыт у мастера. В престижные профессии, вроде ювелирного дела, было трудно попасть, а вот скромные ремесленники охотно брали учеников: подмастерья помогали, а учителя зарабатывали. О грамматике, литературе или богословии речи, конечно, не шло. В лучшем случае ребёнок учился считать и кое-как читать на латинском.

А для бедняков не было предусмотрено ни образования, ни будущего. И это была не только социальная несправедливость, но и потеря для общества. Ведь нередко в бедных семьях рождались очень смышлёные дети.

И именно им в середине XVI века шанс подарили… иезуиты. Люди с противоречивой репутацией, но именно они изменили систему образования и открыли новый путь развития Италии и Европы.

Но это уже совсем другая история.

- Ваш Гид - Искусствовед в Риме и Ватикане