Когда-то белорусская столица имела разветвленное железнодорожное сообщение с черноморскими курортами бывшего СССР. Поезда ходили в Крым, Одессу, на Черноморское побережье Кавказа. Однако поезда на Крым и Одессу отвалились в связи с известными событиями, и из всего этого многообразия остался единственный поезд Минск-Адлер.
В былые времена поезд Минск-Адлер был скорым и ходил под номером 37/38. Где-то в конце "нулевых" номер ему изменили на 301/302. В старой советской классификации поездов это означает пассажирский (т.е. более медленный, чем скорый) поезд. Именно так его и объявляют на территории РФ, а вот в РБ он теперь классифицируется более пафосно как "скорый поезд международных линий".
Маршрут его следования также претерпевал существенные метаморфозы, связанные с геополитическими перипетиями на пространстве бывшего СССР. Канонический и самый прямой маршрут из Минска в Адлер лежит через Украину: через Гомель-Бахмач-Конотоп-Сумы-Харьков-Горловку-Иловайск-Таганрог-Ростов. Однако из-за распада СССР и появления границ и таможен время в пути заметно увеличилось. Поэтому в конце 90-х, когда между Белоруссией и Россией в рамках новообретенных союзнических отношений сняли пограничный контроль, поезд Минск-Адлер пустили в обход Украины - через Брянск-Курск-Касторную-Воронеж. В 2000-х маршрут опять изменили - из Минска поезд стал ходить не по гомельскому, а по московскому ходу, через Смоленск-Рязань-Воронеж. Крюк изрядный, зато весь маршрут - по электрифицированным магистралям, без медленных тепловозных однопуток. В конце 2000-х поезд неожиданно вернули на классический "украинский" маршрут, по которому он и ходил до известных событий 2014 г. Нынешний его маршрут пролегает через Гомель-Брянск-Елец-Воронеж, в пути состав дважды меняет направление движения - в Воронеже и Брянске.
Сегодня Минск-Адлер - едва ли не единственный по-настоящему дальний поезд БЧ (в пути двое суток). И уж точно он последний не российского формирования, который доезжает до Адлера, хотя в былые времена туда ходили поезда с Украины, из Латвии и даже из Казахстана. Увы, распад СССР не закончился в 1991 году - он продолжается в виде такого медленного, но планомерного обрубания связей:
Что ж, предлагаю совершить виртуальное путешествие этим по-своему легендарным поездом, который, несмотря на все геополитические катаклизмы, по-прежнему доставляет белорусов к нашему ближайшему теплому морю
А вот и наш поезд. Состав длинный, особенно по меркам БЖД. Из Минска уходит 14 вагонов, в Гомеле добавляется еще 3, итого 17:
Приближаемся к первой крупной станции Гомель. Здесь большой узел, который в свое время привел к бурному развитию и росту глухого уездного городишки и превращению его во второй по населению город Белоруссии:
В Гомеле к нашему поезду добавили три вагона, процесс прицепки я заснял на видео:
Отправляемся из Гомеля, проходим мост через Сож:
После Гомеля поезд свернул на однопутную тепловозную линию на Брянск, начались весьма глухие, хотя и по-своему живописные места, в окне периодически показывается красиво изгибающийся в кривых состав:
Въехали в Россию, быстро стемнело. В Брянске поезд сменил направление движения и двинулся в сторону Ельца-Воронежа:
Утро. Воронеж и его окрестности:
На вокзале Воронежа - мини-музей ретротехники. Снято на обратном пути, поэтому освещение вечернее:
За Воронежем и до самых предгорий Кавказа начинается южнорусская степь:
Здесь царство тройных ВЛ80С, старых, матёрых, битых жизнью и воющих (понятно, почему их прозвали "выльниками"). РЖД активно обновляет свой локомотивный парк, и этих советских динозавров согнали доживать свой век сюда, на переменнотоковый полигон Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог:
Вечереет. Станция Каменская, известная одной из крупнейших железнодорожных катастроф. 7 августа 1987 г. неуправляемый товарняк влетел на станцию и врезался в хвост стоявшего у перрона пассажирского поезда, погибло более 100 человек:
Ближе к полуночи прибываем в Ростов-папу:
Следующим утром уже совсем другие пейзажи. Горы, поезд петляет по серпантинам, в голове тяжелый грузовой электровоз 2ЭС4К "Дончак". Из-за сложного профиля пути пассажирские поезда на этом участке всегда водили грузовые локомотивы:
Станция Туапсе. Симпатичный вокзальчик в стиле "курортный сталианс". Для меня она была конечной:
Однако самое интересное начинается как раз за Туапсе. Поезд поворачивает к морю и идет вдоль самого побережья практически до Адлера. Этот участок я тоже покажу, но уже из окна "Ласточки" Туапсе-Имеретинский Курорт.
А вот то самое место, где железная дорога выныривает к морю:
Ну и немного морских пейзажей из окна "Ласточки":
А вот и красавец вокзал Сочи, на нем и закончим этот рассказ: