Найти в Дзене

На что только не идёт старость, чтобы вернуть себе молодость

Некоторые библейские сюжеты продолжают вызывать интерес и дискуссии среди верующих и учёных на протяжении долгих веков. Одной из таких известных историй является эпизод с царём Давидом и юной девой Ависагой. Действие разворачивается в десятом веке до нашей эры, в период наивысшего могущества Израильского царства. Давид, знаменитый правитель, сумевший объединить израильские племена и создать сильное централизованное государство, находится на склоне лет. Будучи уже преклонного возраста, около 70 лет, его здоровье ухудшается, и он страдает от усталости и последствий долгих лет правления. В Первой книге Царств (глава 1, стихи 1-4) мы читаем: "Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, - и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу

Некоторые библейские сюжеты продолжают вызывать интерес и дискуссии среди верующих и учёных на протяжении долгих веков. Одной из таких известных историй является эпизод с царём Давидом и юной девой Ависагой. Действие разворачивается в десятом веке до нашей эры, в период наивысшего могущества Израильского царства.

Давид, знаменитый правитель, сумевший объединить израильские племена и создать сильное централизованное государство, находится на склоне лет. Будучи уже преклонного возраста, около 70 лет, его здоровье ухудшается, и он страдает от усталости и последствий долгих лет правления.

Царь Давид и Ависага  Фото из открытого доступа
Царь Давид и Ависага Фото из открытого доступа

В Первой книге Царств (глава 1, стихи 1-4) мы читаем: "Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, - и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее."

Этот фрагмент из Библии порождает массу вопросов и толковательных трудностей. Причина выбора именно такого способа согреть старого царя представляется весьма интересной.

Бернардо Строцци, Вирсавия перед Давидом, в центре юная Ависага. Фото из открытого доступа
Бернардо Строцци, Вирсавия перед Давидом, в центре юная Ависага. Фото из открытого доступа

Дар молодости

В древности в Израиле, как и в ряде других культур того периода, бытовало мнение, что молодые люди способны передавать жизненную энергию пожилым. Использование юных дев для "согревания" старых больных людей наблюдалось и в других древних обществах. Вероятно, считалось, что физическая близость молодого здорового тела способна подарить старикам бодрость и свежесть.

Ависага, Вирсавия, Соломон и Натан у постели умирающего Давида. Фото из открытого доступа. Фото из открытого доступа
Ависага, Вирсавия, Соломон и Натан у постели умирающего Давида. Фото из открытого доступа. Фото из открытого доступа

Целомудренные отношения

Ависага упоминается в Библии как дева, призванная ухаживать за больным царём Давидом. Судя по тексту, их отношения носили исключительно платонический характер, поскольку целью её нахождения при царе было поддержание его здоровья, а не интимная связь.

Образ Ависаги получил важное значение в дальнейшей сюжетной линии Первой книги Царств: после смерти Давида один из его сыновей, Адония, попытался использовать её как инструмент для укрепления своих претензий на престол, попросив у Соломона руку Ависаги. Это предложение расценивалось как провокация и было воспринято как попытка захватить власть, что повлекло за собой гибель Адонии.

Политическая значимость Ависаги

Ависагу нередко изображают художники, воссоздавая сцену, где жена Давида Вирсавия обращается к нему с просьбой назначить своим преемником Соломона. Этот эпизод подчеркивает важность Ависаги в структуре власти: её близость к царю придавала ей политический вес, а союз с ней мог считаться косвенным правом на власть.

Таким образом, короткий эпизод из жизни Давида и Ависаги открывает окно в сложный мир древнеизраильского общества, показывая динамику семейных и политических связей, проблему старения и передачи власти.

Петер де Греббе, царь Давид и Ависага, 1620-е годы Фото из открытого доступа
Петер де Греббе, царь Давид и Ависага, 1620-е годы Фото из открытого доступа

Давид и Ависага в живописи

Сюжет о царе Давиде и юной Ависаге нашёл отклик в творчестве живописцев различных эпох. Привлекательность сюжета обусловлена сочетанием тематики старости, молодости, власти и намёков на чувственность. Рассматривая произведения искусства, можно увидеть, как мастера прошлого отражали эту историю.

Гомер Финк, Обращение Версавии к Давиду, 1651. Фото из открытого доступа
Гомер Финк, Обращение Версавии к Давиду, 1651. Фото из открытого доступа

Средневековая живопись часто изображала данную сцену в виде миниатюр, выполненных в иллюминированных рукописях. Художники стремились придерживаться точности библейского текста, рисуя пожилого Давида в кровати и молодую Ависагу, ухаживающую за ним.

Интересная параллель с библейским эпизодом о Давиде и Ависаге возникла в Париже XVIII—XIX веков. Вдохновляясь идеей о передаче энергии молодости пожилым людям, некоторые парижане прибегали к своеобразному средству омоложения. Стареющие мужчины приглашали молодых невинных девушек становиться их возлюбленными, искренне веря, что близость с юными девами подарит им дополнительную жизненную силу и позволит продлить годы активной жизни. Этот необычный метод лечения именовался "сунамитизмом" в честь библейской героини Ависаги, символизировавшей передачу жизненных сил молодым организмом стареющему мужчине.