Найти в Дзене

Символика вампиров в кинематографе: масонство и орден Золотой Зари

В XIX веке, в период расцвета жанра ужасов, вампирская тематика обрела широкую популярность в художественной литературе. Такие известные авторы, как Гёте, Готье и Бодлер, находили вдохновение в вампирских сказаниях. Наряду с произведениями "высокой" литературы, существовали и массовые, дешевые "грошовые" ужасы, ярким примером которых является роман Томаса Преста "Вампир Варни" (1847). Однако, безусловно, самым влиятельным и формирующим образ вампира в литературе стал "Дракула" ирландского писателя Брэма Стокера. Сам Стокер был глубоко увлечен оккультизмом и состоял в Герметическом Ордене Золотой Зари. Это британское магическое общество, действовавшее в конце XIX – начале XX веков, занималось теургией, мистицизмом, астрологией и духовным развитием, оказав значительное влияние на западный оккультизм XX века. Концепции магии и ритуалов, заложенные в основу современных течений, таких как викка и телема Алистера Кроули, берут свое начало именно в Золотой Заре. Стокер прекрасно разбирался в

В XIX веке, в период расцвета жанра ужасов, вампирская тематика обрела широкую популярность в художественной литературе. Такие известные авторы, как Гёте, Готье и Бодлер, находили вдохновение в вампирских сказаниях. Наряду с произведениями "высокой" литературы, существовали и массовые, дешевые "грошовые" ужасы, ярким примером которых является роман Томаса Преста "Вампир Варни" (1847).

Иллюстрация к фильму "Вампир Варни, или Кровавый пир", представляющему собой дешевый, но пугающий вампирский роман, отражает давнюю идею о существах, восстающих из могил для утоления жажды человеческой крови. Эта концепция существовала задолго до появления современной литературы ужасов. В 1679 году Филипп Рор, исследователь оккультизма, даже прочитал в Лейпцигском университете лекцию под названием "De Masticatione Mortuorum" ("Кормление мертвых" или "Жевание мертвецов").
Иллюстрация к фильму "Вампир Варни, или Кровавый пир", представляющему собой дешевый, но пугающий вампирский роман, отражает давнюю идею о существах, восстающих из могил для утоления жажды человеческой крови. Эта концепция существовала задолго до появления современной литературы ужасов. В 1679 году Филипп Рор, исследователь оккультизма, даже прочитал в Лейпцигском университете лекцию под названием "De Masticatione Mortuorum" ("Кормление мертвых" или "Жевание мертвецов").

Однако, безусловно, самым влиятельным и формирующим образ вампира в литературе стал "Дракула" ирландского писателя Брэма Стокера. Сам Стокер был глубоко увлечен оккультизмом и состоял в Герметическом Ордене Золотой Зари. Это британское магическое общество, действовавшее в конце XIX – начале XX веков, занималось теургией, мистицизмом, астрологией и духовным развитием, оказав значительное влияние на западный оккультизм XX века. Концепции магии и ритуалов, заложенные в основу современных течений, таких как викка и телема Алистера Кроули, берут свое начало именно в Золотой Заре.

Стокер прекрасно разбирался в оккультной и эзотерической мифологии, философии и связанной с ними символике. Особое внимание он уделял символизму крови. Кровь, называемая "рекой жизни", ассоциируется с душой и считается проводником жизненной энергии Вселенной. Считается, что пролитая кровь высвобождает сверхъестественные силы, а жертвенная кровь, пролитая на землю, способствует плодородию. В христианской традиции "Кровь Христа" употребляется во время Евхаристии, а согласно легендам, договоры с дьяволом заключаются кровью. Поскольку вампир является существом из мира нежити, ему необходимо потреблять кровь для поддержания своего существования. В романе Стокера Дракула цитирует Второзаконие 12:33: "Кровь — это жизнь".

Символ Ордена Золотой Зари
Символ Ордена Золотой Зари

Распространенный способ избавления от вампира – найти его логово до рассвета и вонзить деревянный кол в сердце, пока он спит. Этот акт символически пригвождает вампира к его могиле, предотвращая его воскрешение. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность этого метода, стоит отметить, что в оригинальном романе Брэма Стокера граф Дракула не был уничтожен деревянным колом. Вместо этого, его пронзил нож Боуи, принадлежавший техасцу Куинси Моррису. Этот акт символизирует влияние американского Дикого Запада на Европу. Нож Боуи, известный своим острым лезвием длиной от шести до двадцати четырех дюймов, был связан с полковником Джеймсом "Джимом" Боуи, масоном, погибшим в 1836 году во время осады Аламо.

В романе "Дракула" Люси Вестенра, олицетворяющая западную невинность и красоту, становится первой жертвой вампира. Ее фамилия, Вестенра, символична, поскольку Дракула, как восточная угроза, посягает на западную женщину. Доктор Сьюард, не понимая природы болезни Люси, обращается за помощью к своему учителю, профессору Абрахаму Ван Хельсингу. Ван Хельсинг, олицетворяющий мудрость Гермеса Трисмегиста, обладает глубокими знаниями, недоступными Сьюарду. Он предстает как посвященный в герметические тайны, в то время как остальные кажутся невежественными и приземленными. Фильм "Дракула" 1992 года иллюстрирует это: Ван Хельсинг (Энтони Хопкинс) в масонском фартуке, символе ученика эзотерических искусств и приверженности герметическому братству, противостоит Дракуле (Гэри Олдман).

Энтони Хопкинс в роли Ван Хельсинга в фильме "Дракула" 1992
Энтони Хопкинс в роли Ван Хельсинга в фильме "Дракула" 1992

В кинематографе о вампирах, начиная с "Носферату" (1922), часто используется образ вампира, прибывающего в Англию с крысами. Это символизирует болезни и смерть, отражая исторические страхи европейцев перед чумой. Сам "Носферату" (буквально "носитель болезни") изображен как оживший мертвец. Поскольку вампиры ассоциируются с мистическим Востоком, появление Дракулы на русском корабле "Деметра" в Англии не случайно. Название корабля отсылает к древнегреческой богине урожая Деметре, чьи мистерии, связанные с циклами жизни и смерти, были распространены по всему древнему миру (включая Египет и Сирию) и предшествовали христианству. Эти древние культы были подавлены с приходом христианства. Таким образом, Дракула символизирует древние, дохристианские учения, стремящиеся подорвать устои викторианской Англии. Его прибытие на "Деметре" подчеркивает эту связь с "загадочным Востоком" и древними мистериями, находящимися в оппозиции к христианству. Неудивительно, что вампир испытывает неприязнь к христианским символам.

Макс Шрек играет графа Орлока в «Носферату» (1922) как живой, ходячий труп. Он в буквальном смысле принадлежит к нежити, а не к добродушному, аристократическому, светскому вампиру Белы Лугоши и Кристофера Ли.
Макс Шрек играет графа Орлока в «Носферату» (1922) как живой, ходячий труп. Он в буквальном смысле принадлежит к нежити, а не к добродушному, аристократическому, светскому вампиру Белы Лугоши и Кристофера Ли.

Фильм сэра Артура Конан Дойля "Приключение вампира из Сассекса" (1924), позднее адаптированный в телефильм "Последний вампир" (1994) с Джереми Бреттом в роли Шерлока Холмса и Эдвардом Хардвиком в роли доктора Ватсона, исследует концепцию психического вампира. Этот персонаж, в отличие от традиционных, питается не кровью, а жизненной энергией и силой живых. В сюжете Холмс расследует дело Джона Стоктона (Рой Марсден), подозреваемого в высасывании жизненных сил и чувств жителей английской деревни, что приводит к смерти и всеобщей паранойе. Именно в этой истории Холмс впервые упоминает загадочный случай с "Гигантской крысой Суматры", называя его "историей, к которой мир еще не готов". Эта интригующая, но нераскрытая деталь впоследствии стала источником вдохновения для множества других авторов.