Третьяковская галерея в Москве — крупнейшее в мире собрание произведений русского искусства. Среди более 200 тысяч экспонатов не только коллекция братьев Третьяковых, но и картины, переданные от других завещателей и музеев, частных собраний дворянских усадеб, а также конфискованные и национализированные после революции.
Выставочные залы художественного центра входят в топ-10 самых популярных музеев России. Иностранные туристы, знакомясь с Россией, обязательно посещают Третьяковку. Ежегодно здесь бывает до двух миллионов человек.
У Третьяковской галереи особый колорит, созданный русскими художниками, литераторами, философами и меценатами. В старинных и новых зданиях в Лаврушинском переулке и на Садовом кольце можно увидеть работы мастеров от классики до современности.
Как создавали музей
Картинная коллекция обязана существованием русскому купцу и меценату Павлу Третьякову. Идея собрать в Москве лучшие произведения искусства посетила его в петербургском Эрмитаже. В пополнении коллекции участвовал и Сергей Третьяков — общественный деятель, депутат Московской городской думы и младший брат Павла. Он собирал произведения Западной Европы, в частности французскую живопись и графику, а также увлекался историей русской армии.
Павел Третьяков был обеспеченным человеком и удачным предпринимателем. С молодости он руководил семейным торговым делом при Костромской льнопрядильной мануфактуре, активно занимался благотворительностью, хотя и не считал себя меценатом. Третьяков полагал, что финансовая помощь учебным заведениям, больницам и, например, экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею — его гражданский долг.
Планируя открыть галерею, собрали около полутора тысяч произведений. Картины кистей Шишкина, Худякова, Шильдера, Ге, Куинджи — первые шедевры «хранилища изящных искусств».
Открыли музей в августе 1893 года. На торжественное событие прибыли художники, чиновники и журналисты. Очередь из экипажей заканчивалась далеко от музея, петляя по улицам и переулкам Замоскворечья. Однако самого виновника торжества на празднике не было. Павел Михайлович не любил шумных сборищ и ненадолго «сбежал» в Европу, чтобы не быть в центре внимания восторженной публики.
Интересно, что Третьяков открыл доступ к коллекции для общественного посещения ещё с 1867 года. Он использовал свой небольшой особняк в Лаврушинском переулке, куда пускал всех желающих приобщиться к искусству. Платы за осмотр картин не было. Уже тогда Третьяков завещал коллекцию Москве, но сразу передавать галереюродному городу не спешил. Часто общаясь с чиновниками, он не доверял их подходу к организации музея и хотел сохранить свободу творчества и таинство искусства. Коллекционер всегда считал, что картинные залы не должны быть похожи на парадные комнаты дворцов, где позолоченная лепнина затмевает настроение, созданное мастером, а также его мысли, сомнения, радость и грусть.
Павел Михайлович поддерживал талантливых живописцев, особенно тех, кто подвергался гонению и цензуре. Например, в галерее нашлось место «неблагонадёжным» полотнам: «Сельский крестный ход на Пасху» Василия Перова и «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина. Третьяков утверждал, что посетители музея должны составить собственное мнение о художниках и их работах, а не принимать навязанную точку зрения. Этот ореол таинственности и вкуса запретного плода создавал дополнительный ажиотаж вокруг галереи и только увеличивал количество желающих её посетить.
Павел Третьяков безвозмездно передал Москве коллекцию и особняк, где она находилась. Император Александр III предложил Павлу Михайловичу дворянство, но тот отказался, оставшись купцом и пожизненным попечителем галереи.
После Октябрьской революции Третьяковку национализировали, и сюда стали поступать произведения, принадлежавшие частным русским и зарубежным коллекциям, а также экспонаты из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность. Во время Великой Отечественной войны собрание картин перевезли на хранение в Новосибирск и Пермь. Но уже в середине мая 1945 года экспозицию в Москве открыли для посещения.
Благодаря наследию братьев Третьяковых галерею и сегодня пополняют новыми экспонатами, как это было до революции и в советское время. В комплекс входит основное здание в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус, Новая Третьяковка на улице Крымский Вал, пять музеев, среди которых комплекс братьев Третьяковых и Виктора Васнецова, Научная библиотека, Культурный центр. Филиалы Третьяковки расположены в Самаре, Калининграде и Владивостоке.
Интересные факты о картинах Третьяковки
Виктор Васнецов писал «Богатырей» долгих 27 лет. За это время картина обросла интересными деталями и неочевидным смыслом. По сюжету это прогулка богатырей в чистом поле. Однако птицы-падальщики и тучи на заднем плане символизируют близость боя. И воины к нему готовы. Отдельная тема — главные персонажи картины. Алёша Попович, помимо колчана, держит ещё и гусли, чтобы после битвы спеть о славной победе. Добрыня Никитич — стилизованный автопортрет Васнецова. А прототипом Ильи Муромца специалисты видят императора Александра III — Миротворца. Есть явная схожесть в чертах лица.
Конфетные обёртки «Мишки косолапого» сделали очень популярной картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако у полотна было два автора. Медвежат изобразил художник Константин Савицкий. Первоначально произведение выставляли с двумя подписями. Третьяков восхитился мастерски исполненным сосновым лесом, а медведей назвал «страшными». Савицкий обиделся на коллекционера и убрал автограф.
Картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» запретили выставлять в галерее, аргументируя тем, что сюжет подрывает веру в царя и Бога. Третьяков с трудом добился разрешения на показ. На этом непростая судьба картины не закончилась. Впечатлённый «дьявольской силой» персонажей в 1913 году полотно режет ножом старообрядец. Благо Репин был ещё жив и смог восстановить произведение. Спустя 105 лет картину вновь повредил агрессивный зритель, разбив защитное стекло. Только в 2022 году реставрацию завершили, и шедевр можно теперь увидеть в экспозиции.
Интересный факт: Илья Репин был известен перфекционизмом и постоянно дописывал работы, уже даже выставленные в галерее. Поэтому Третьяков запретил пускать художника в галерею, если он приходил с мольбертом.
Совершенно противоположное ощущение вызывают у посетителей галереи полотна Николая Рериха. Установленные у картин специальные приборы фиксировали позитивное влияние на людей.
Чтобы увидеть загадку, спрятанную на картине Ивана Крамского «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», нужно вглядеться в полотно внимательно. Холст не единый, а состоит из склеенных семи кусков. Дело в том, что портрет писателя художник сделал с натуры, когда больной Некрасов уже не вставал с постели. Третьяков предложил изменить облик поэта с умирающего на несгибаемого духом человека, ведь именно такими были его стихи. Тогда Крамской разрезает готовый портрет, располагает фрагменты как мозаику и дорисовывает у сидящего Некрасова детали одежды и интерьера.
В десятом зале галереи представлена крупнейшая картина Третьяковки — «Явление Христа народу» кисти А. Иванова. Её размеры впечатляют: 7,5 × 4 метра. Художник писал полотно 20 лет, предварительно сделав около 600 этюдов к нему.
В Третьяковке выставлен и самый знаменитый женский портрет XVIII века — «Портрет Александры Струйской» кисти Ф. Рокотова. Именно о ней писал Н. Заболоцкий: «Её глаза — как два тумана, полуулыбка, полуплач, её глаза — как два обмана, покрытых мглою неудач…» Интересно, что Александра дожила до 85 лет и родила 18 детей.
На что обратить внимание при посещении
Основная экспозиция в Лаврушинском переулке размещена в 62 выставочных залах, на двух этажах с распределением по хронологии. Это отражает развитие отечественных художественных традиций.
Из уникальных мировых шедевров живописи здесь можно увидеть бесценные полотна великих мастеров: «Явление Христа народу» (А. Иванов), «Княжна Тараканова» (К. Флавицкий), «Грачи прилетели» (А. Саврасов), «Апофеоз войны» (В. Верещагин), «Утро в сосновом лесу» (И. Шишкин), «Девочка с персиками» (В. Серов), «Алёнушка» (В. Васнецов), «Боярыня Морозова» (В. Суриков), «Радуга» (И. Айвазовский).
На выставке «Древнерусское искусство» представлены иконы начиная с XI века. Например, здесь выставлена знаменитая икона «Троица» работы Андрея Рублёва.
В Новой Третьяковке на Крымском Валу находится один из известнейших раритетов — «Чёрный квадрат» Малевича. Эксперты оценивают его в 85 миллионов долларов. Также в этом филиале Третьяковской галереи можно увидеть пейзажи В. Кандинского, работы М. Шагала и других художников XX века. Постоянная экспозиция занимает 37 залов четвёртого этажа.
Режим работы и цена билета
Музей в Лаврушинском переулке открыт с воскресенья по среду с 10:00 до 18:00 (вход и кассы работают до 17:00), а с четверга по субботу — до 21:00 (вход и кассы — до 20.00). Понедельник — выходной.
Как добраться: на метро до станции «Третьяковская», далее три минуты пешком в Лаврушинский переулок, дом 10, строение 4. Новое здание Третьяковки расположено на Крымском Валу, дом 10, проезд до станций метро «Парк культуры» или «Октябрьская», далее пешком.
Цена билета: от 700 рублей. Для пенсионеров, детей с семи до 17 лет и студентов есть скидки.
Отели рядом с Третьяковкой
Отель Park Inn by Radisson Sadu расположен недалеко от Третьяковской галереи, в тихом месте. До Кремля пешком идти около 15 минут, да и по уютным старым дворикам Замоскворечья гулять приятно. В гостинице чисто и хорошие завтраки.
Отель «Якиманка 38» находится в 15 минутах ходьбы от основного здания Третьяковки и в восьми — от Новой Третьяковки. Рядом — парк искусств «Музеон» и парк Горького. Небольшие номера радуют приятной для центра Москвы ценой, уютом и чистотой. Есть своя стоянка.
Бронируйте отели и квартиры выгоднее на сайте Яндекс Путешествия. Для вас промокод DZEN10 на скидку до 10%, сохраните.
Советы путешественникам
- Чтобы не стоять в длинной очереди в кассу, лучше приобрести билеты заранее по интернету и прийти к указанному времени. По распечатанному или сохранённому в телефоне бланку можно пройти в музей вне очереди. Для подтверждения льготы возьмите необходимый документ.
- Менее загружены утренние часы в будни. В это время получится пройти по залам в спокойной, тихой обстановке.
- Попасть в фойе придётся через контроль безопасности и рамку металлоискателя. Вещи лучше оставить в гардеробе — так будет легче ходить по залам.
- На стойке информации возьмите карту галереи — с ней удобно ориентироваться при самостоятельном осмотре. Залы пронумерованы, картины в них расположены по художникам и по периодам.
- Лучший вариант посещения музея — с гидом, экскурсией или в крайнем случае с аудиогидом. Так вы узнаете интересные факты и просто правильно сориентируетесь в многообразии экспонатов. Аудиогид-навигатор продают вместе с билетом. Для подключения нужно установить на телефон приложение WeGoTrip и захватить наушники.
- Помимо основного маршрута, Третьяковка регулярно проводит тематические выставки. Заранее посмотрите на сайте музея расписание временных экспозиций.
- Ходить по залам музея придётся долго, поэтому лучше надеть удобную обувь.
- Фотографировать в музее можно только без вспышки. Разрешение на профессиональную съёмку нужно запрашивать в администрации.
Полезные ссылки
Гид по Эрмитажу: что посмотреть тем, кто в музее в первый раз?
Текст: Лана Ржевская для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!