Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

200 000 экспонатов и запрещенные картины: как устроена Третьяковская галерея?

Оглавление

Третьяковская галерея в Москве — крупнейшее в мире собрание произведений русского искусства. Среди более 200 тысяч экспонатов не только коллекция братьев Третьяковых, но и картины, переданные от других завещателей и музеев, частных собраний дворянских усадеб, а также конфискованные и национализированные после революции.

Фото: Лана Ржевская
Фото: Лана Ржевская

Выставочные залы художественного центра входят в топ-10 самых популярных музеев России. Иностранные туристы, знакомясь с Россией, обязательно посещают Третьяковку. Ежегодно здесь бывает до двух миллионов человек.

У Третьяковской галереи особый колорит, созданный русскими художниками, литераторами, философами и меценатами. В старинных и новых зданиях в Лаврушинском переулке и на Садовом кольце можно увидеть работы мастеров от классики до современности.

Как создавали музей

Картинная коллекция обязана существованием русскому купцу и меценату Павлу Третьякову. Идея собрать в Москве лучшие произведения искусства посетила его в петербургском Эрмитаже. В пополнении коллекции участвовал и Сергей Третьяков — общественный деятель, депутат Московской городской думы и младший брат Павла. Он собирал произведения Западной Европы, в частности французскую живопись и графику, а также увлекался историей русской армии.

Братья договорились, что передадут коллекцию городу и сделают её доступной для всех желающих. Фото: Лана Ржевская
Братья договорились, что передадут коллекцию городу и сделают её доступной для всех желающих. Фото: Лана Ржевская

Павел Третьяков был обеспеченным человеком и удачным предпринимателем. С молодости он руководил семейным торговым делом при Костромской льнопрядильной мануфактуре, активно занимался благотворительностью, хотя и не считал себя меценатом. Третьяков полагал, что финансовая помощь учебным заведениям, больницам и, например, экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею — его гражданский долг.

Скульптура Павла Третьякова у главного входа в музей. Фото: Лана Ржевская
Скульптура Павла Третьякова у главного входа в музей. Фото: Лана Ржевская

Планируя открыть галерею, собрали около полутора тысяч произведений. Картины кистей Шишкина, Худякова, Шильдера, Ге, Куинджи — первые шедевры «хранилища изящных искусств».

Открыли музей в августе 1893 года. На торжественное событие прибыли художники, чиновники и журналисты. Очередь из экипажей заканчивалась далеко от музея, петляя по улицам и переулкам Замоскворечья. Однако самого виновника торжества на празднике не было. Павел Михайлович не любил шумных сборищ и ненадолго «сбежал» в Европу, чтобы не быть в центре внимания восторженной публики.

Интересно, что Третьяков открыл доступ к коллекции для общественного посещения ещё с 1867 года. Он использовал свой небольшой особняк в Лаврушинском переулке, куда пускал всех желающих приобщиться к искусству. Платы за осмотр картин не было. Уже тогда Третьяков завещал коллекцию Москве, но сразу передавать галереюродному городу не спешил. Часто общаясь с чиновниками, он не доверял их подходу к организации музея и хотел сохранить свободу творчества и таинство искусства. Коллекционер всегда считал, что картинные залы не должны быть похожи на парадные комнаты дворцов, где позолоченная лепнина затмевает настроение, созданное мастером, а также его мысли, сомнения, радость и грусть.

Фрагмент «Боярыни Морозовой», где видны мастерски выписанные персонажи. Рядом с картиной выставлены портреты этих же героев. Фото: Лана Ржевская
Фрагмент «Боярыни Морозовой», где видны мастерски выписанные персонажи. Рядом с картиной выставлены портреты этих же героев. Фото: Лана Ржевская

Павел Михайлович поддерживал талантливых живописцев, особенно тех, кто подвергался гонению и цензуре. Например, в галерее нашлось место «неблагонадёжным» полотнам: «Сельский крестный ход на Пасху» Василия Перова и «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина. Третьяков утверждал, что посетители музея должны составить собственное мнение о художниках и их работах, а не принимать навязанную точку зрения. Этот ореол таинственности и вкуса запретного плода создавал дополнительный ажиотаж вокруг галереи и только увеличивал количество желающих её посетить.

Павел Третьяков безвозмездно передал Москве коллекцию и особняк, где она находилась. Император Александр III предложил Павлу Михайловичу дворянство, но тот отказался, оставшись купцом и пожизненным попечителем галереи.

Фрагмент портрета «Неизвестной» кисти Ивана Крамского. Фото: Лана Ржевская
Фрагмент портрета «Неизвестной» кисти Ивана Крамского. Фото: Лана Ржевская

После Октябрьской революции Третьяковку национализировали, и сюда стали поступать произведения, принадлежавшие частным русским и зарубежным коллекциям, а также экспонаты из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность. Во время Великой Отечественной войны собрание картин перевезли на хранение в Новосибирск и Пермь. Но уже в середине мая 1945 года экспозицию в Москве открыли для посещения.

Благодаря наследию братьев Третьяковых галерею и сегодня пополняют новыми экспонатами, как это было до революции и в советское время. В комплекс входит основное здание в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус, Новая Третьяковка на улице Крымский Вал, пять музеев, среди которых комплекс братьев Третьяковых и Виктора Васнецова, Научная библиотека, Культурный центр. Филиалы Третьяковки расположены в Самаре, Калининграде и Владивостоке.

Интересные факты о картинах Третьяковки

Виктор Васнецов писал «Богатырей» долгих 27 лет. За это время картина обросла интересными деталями и неочевидным смыслом. По сюжету это прогулка богатырей в чистом поле. Однако птицы-падальщики и тучи на заднем плане символизируют близость боя. И воины к нему готовы. Отдельная тема — главные персонажи картины. Алёша Попович, помимо колчана, держит ещё и гусли, чтобы после битвы спеть о славной победе. Добрыня Никитич — стилизованный автопортрет Васнецова. А прототипом Ильи Муромца специалисты видят императора Александра III — Миротворца. Есть явная схожесть в чертах лица.

«Богатыри» Виктора Васнецова. Фото: Shakko / Wikimedia
«Богатыри» Виктора Васнецова. Фото: Shakko / Wikimedia

Конфетные обёртки «Мишки косолапого» сделали очень популярной картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако у полотна было два автора. Медвежат изобразил художник Константин Савицкий. Первоначально произведение выставляли с двумя подписями. Третьяков восхитился мастерски исполненным сосновым лесом, а медведей назвал «страшными». Савицкий обиделся на коллекционера и убрал автограф.

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу». Фото: Лана Ржевская
Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу». Фото: Лана Ржевская
Оставшийся единственным автограф Шишкина. Фото: Лана Ржевская
Оставшийся единственным автограф Шишкина. Фото: Лана Ржевская

Картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» запретили выставлять в галерее, аргументируя тем, что сюжет подрывает веру в царя и Бога. Третьяков с трудом добился разрешения на показ. На этом непростая судьба картины не закончилась. Впечатлённый «дьявольской силой» персонажей в 1913 году полотно режет ножом старообрядец. Благо Репин был ещё жив и смог восстановить произведение. Спустя 105 лет картину вновь повредил агрессивный зритель, разбив защитное стекло. Только в 2022 году реставрацию завершили, и шедевр можно теперь увидеть в экспозиции.

Интересный факт: Илья Репин был известен перфекционизмом и постоянно дописывал работы, уже даже выставленные в галерее. Поэтому Третьяков запретил пускать художника в галерею, если он приходил с мольбертом.

Скульптура «Царь Иоанн Васильевич» — самая знаменитая работа Марка Антокольского в Третьяковке. Интересно осмотреть её с разных сторон и сравнить, как автор передал гнев, напряжение с одного ракурса и изнеможение, страдание с другого. Фото: Лана Ржевская
Скульптура «Царь Иоанн Васильевич» — самая знаменитая работа Марка Антокольского в Третьяковке. Интересно осмотреть её с разных сторон и сравнить, как автор передал гнев, напряжение с одного ракурса и изнеможение, страдание с другого. Фото: Лана Ржевская

Совершенно противоположное ощущение вызывают у посетителей галереи полотна Николая Рериха. Установленные у картин специальные приборы фиксировали позитивное влияние на людей.

В зале Врубеля представлены работы «Демон», «Демон поверженный» и самое известное панно «Принцесса Грёза», выложенное в мозаике на фасаде «Метрополя». Фото: Лана Ржевская
В зале Врубеля представлены работы «Демон», «Демон поверженный» и самое известное панно «Принцесса Грёза», выложенное в мозаике на фасаде «Метрополя». Фото: Лана Ржевская

Чтобы увидеть загадку, спрятанную на картине Ивана Крамского «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», нужно вглядеться в полотно внимательно. Холст не единый, а состоит из склеенных семи кусков. Дело в том, что портрет писателя художник сделал с натуры, когда больной Некрасов уже не вставал с постели. Третьяков предложил изменить облик поэта с умирающего на несгибаемого духом человека, ведь именно такими были его стихи. Тогда Крамской разрезает готовый портрет, располагает фрагменты как мозаику и дорисовывает у сидящего Некрасова детали одежды и интерьера.

В десятом зале галереи представлена крупнейшая картина Третьяковки — «Явление Христа народу» кисти А. Иванова. Её размеры впечатляют: 7,5 × 4 метра. Художник писал полотно 20 лет, предварительно сделав около 600 этюдов к нему.

Александр Иванов «Явление Христа народу». Фото: jimmyweee / Wikimedia
Александр Иванов «Явление Христа народу». Фото: jimmyweee / Wikimedia

В Третьяковке выставлен и самый знаменитый женский портрет XVIII века — «Портрет Александры Струйской» кисти Ф. Рокотова. Именно о ней писал Н. Заболоцкий: «Её глаза — как два тумана, полуулыбка, полуплач, её глаза — как два обмана, покрытых мглою неудач…» Интересно, что Александра дожила до 85 лет и родила 18 детей.

В портретах Александры Струйской и Неизвестного в треуголке заметно явное сходство. Это ещё одна из загадок Третьяковки. Фото: Лана Ржевская
В портретах Александры Струйской и Неизвестного в треуголке заметно явное сходство. Это ещё одна из загадок Третьяковки. Фото: Лана Ржевская

На что обратить внимание при посещении

Основная экспозиция в Лаврушинском переулке размещена в 62 выставочных залах, на двух этажах с распределением по хронологии. Это отражает развитие отечественных художественных традиций.

Из уникальных мировых шедевров живописи здесь можно увидеть бесценные полотна великих мастеров: «Явление Христа народу» (А. Иванов), «Княжна Тараканова» (К. Флавицкий), «Грачи прилетели» (А. Саврасов), «Апофеоз войны» (В. Верещагин), «Утро в сосновом лесу» (И. Шишкин), «Девочка с персиками» (В. Серов), «Алёнушка» (В. Васнецов), «Боярыня Морозова» (В. Суриков), «Радуга» (И. Айвазовский).

Сильная по смыслу картина, всегда собирающая много зрителей, — «Апофеоз войны» В. Верещагина. Фото: Ninara / Wikimedia
Сильная по смыслу картина, всегда собирающая много зрителей, — «Апофеоз войны» В. Верещагина. Фото: Ninara / Wikimedia

На выставке «Древнерусское искусство» представлены иконы начиная с XI века. Например, здесь выставлена знаменитая икона «Троица» работы Андрея Рублёва.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу находится один из известнейших раритетов — «Чёрный квадрат» Малевича. Эксперты оценивают его в 85 миллионов долларов. Также в этом филиале Третьяковской галереи можно увидеть пейзажи В. Кандинского, работы М. Шагала и других художников XX века. Постоянная экспозиция занимает 37 залов четвёртого этажа.

Режим работы и цена билета

Музей в Лаврушинском переулке открыт с воскресенья по среду с 10:00 до 18:00 (вход и кассы работают до 17:00), а с четверга по субботу — до 21:00 (вход и кассы — до 20.00). Понедельник — выходной.

Слева от главного здания галереи находится Инженерный корпус. На тематических выставках в Инженерном корпусе можно увидеть произведения из запасников Третьяковки и привезённые из других музеев. Фото: Лана Ржевская
Слева от главного здания галереи находится Инженерный корпус. На тематических выставках в Инженерном корпусе можно увидеть произведения из запасников Третьяковки и привезённые из других музеев. Фото: Лана Ржевская

Как добраться: на метро до станции «Третьяковская», далее три минуты пешком в Лаврушинский переулок, дом 10, строение 4. Новое здание Третьяковки расположено на Крымском Валу, дом 10, проезд до станций метро «Парк культуры» или «Октябрьская», далее пешком.

Цена билета: от 700 рублей. Для пенсионеров, детей с семи до 17 лет и студентов есть скидки.

Отели рядом с Третьяковкой

Отель Park Inn by Radisson Sadu расположен недалеко от Третьяковской галереи, в тихом месте. До Кремля пешком идти около 15 минут, да и по уютным старым дворикам Замоскворечья гулять приятно. В гостинице чисто и хорошие завтраки.

Отель «Якиманка 38» находится в 15 минутах ходьбы от основного здания Третьяковки и в восьми — от Новой Третьяковки. Рядом — парк искусств «Музеон» и парк Горького. Небольшие номера радуют приятной для центра Москвы ценой, уютом и чистотой. Есть своя стоянка.

Бронируйте отели и квартиры выгоднее на сайте Яндекс Путешествия. Для вас промокод DZEN10 на скидку до 10%, сохраните.

Советы путешественникам

  1. Чтобы не стоять в длинной очереди в кассу, лучше приобрести билеты заранее по интернету и прийти к указанному времени. По распечатанному или сохранённому в телефоне бланку можно пройти в музей вне очереди. Для подтверждения льготы возьмите необходимый документ.
  2. Менее загружены утренние часы в будни. В это время получится пройти по залам в спокойной, тихой обстановке.
  3. Попасть в фойе придётся через контроль безопасности и рамку металлоискателя. Вещи лучше оставить в гардеробе — так будет легче ходить по залам.
  4. На стойке информации возьмите карту галереи — с ней удобно ориентироваться при самостоятельном осмотре. Залы пронумерованы, картины в них расположены по художникам и по периодам.
  5. Лучший вариант посещения музея — с гидом, экскурсией или в крайнем случае с аудиогидом. Так вы узнаете интересные факты и просто правильно сориентируетесь в многообразии экспонатов. Аудиогид-навигатор продают вместе с билетом. Для подключения нужно установить на телефон приложение WeGoTrip и захватить наушники.
  6. Помимо основного маршрута, Третьяковка регулярно проводит тематические выставки. Заранее посмотрите на сайте музея расписание временных экспозиций.
  7. Ходить по залам музея придётся долго, поэтому лучше надеть удобную обувь.
  8. Фотографировать в музее можно только без вспышки. Разрешение на профессиональную съёмку нужно запрашивать в администрации.

Полезные ссылки

Гид по Эрмитажу: что посмотреть тем, кто в музее в первый раз?

Текст: Лана Ржевская для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!