Здравствуйте, коллеги-киноманы. Много лет считал, Филипп де Брока в «Великолепном» создал шикарную пародию на шпионские боевики. А тут пересмотрел и понял: режиссёр снял визуальную оду силе воображения, построенную на жёстком и остроумном контрасте двух миров. Фильм противопоставляет унылую, прозаическую реальность и яркий, идеализированный мир фантазии, заставляя зрителя тосковать по последнему вместе с главным героем. Пара слов об этом.
Реальность: серость, дождь и грязные столы
Жизнь писателя Франсуа Мерлена (Жан-Поль Бельмондо) — это монохромная рутина. Его мир — это тесная, неуютная парижская квартира, заваленный бумагами грязный стол, за которым он творит. За окном почти постоянно моросит дождь, дополняя и без того тоскливую атмосферу. Быт героя состоит из унизительных стычек с сантехником и электриком, давления со стороны жадного издателя и творческого кризиса. Это реальность, лишённая гламура и героизма, где герой — не суперагент, а затюканный, одинокий неудачник.
Фантазия: солнце, гламур и безупречные костюмы
Сбегая от скуки, Франсуа погружается в мир своего альтер-эго — агента Боба Синклера. И здесь кинематограф резко меняется. Давящая серая палитра сменяется сочными, солнечными красками. Действие переносится на пляжи Акапулько, в экзотические дворцы и шикарные особняки. Вместо дождя — ослепительное солнце, вместо грязного стола — барные стойки с коктейлями и ломящиеся от яств столы на роскошных вечеринках.
Бельмондо-Синклер одет в безупречные костюмы, он уверен в себе до абсурда, а его жизнь — это бесконечная череда погонь, побед и триумфов. Даже опасность здесь выглядит чистой и стилизованной: бутафорская кровь, нелепые смерти и злодеи, больше похожие на карикатуры. Этот мир — чистейший побег, гиперболизированная мужская мечта о совершенстве, где даже пляжи пылесосят девушки.
Две Жаклин Биссет
Этот дуализм прекрасно воплощен и в главной женской роли. В реальности Жаклин Биссет — милая, но обычная соседка-студентка, объект робких и несбыточных мечтаний Франсуа. В его фантазиях она превращается в Татьяну (в российской прокатной версии её назвали Дианой), гламурную «девицу в беде», идеальную спутницу суперагента, сияющую под южным солнцем в самых роскошных нарядах.
Именно на стыке этих двух вселенных рождается гениальная сатира. Абсурдность фантазий Франсуа становится понятна и оправдана, ведь они — его единственная защита от уныния. Фильм не просто смеется над шпионскими штампами, но и с искренней симпатией показывает, зачем они нужны обычному человеку: чтобы добавить в жизнь солнца, цвета и героизма, которых так не хватает за окном, где идет дождь.
И вместо итога. «Великолепный» — это блестящее визуальное исследование границы между вымыслом и реальностью. Это история о том, что иногда единственный способ пережить серый день — это представить себя на солнечном пляже Акапулько с пистолетом в руке и красавицей под рукой.
Благодарю за внимание.