Многие заметили, что принц Уильям на последних мероприятиях редко улыбается и смеётся, в основном, он выглядит мрачным, - пишет А. Н. Уилсон для Daily Mail.
Возможно, причиной такого поведения принца Уильяма стал мрачный характер мероприятия - на похоронах герцогини Кентской. Может быть, дело в его дяде-шуте, принце Эндрю, который был с Сарой Фергюсон. Какова бы ни была причина, нельзя отрицать тот факт, что Уильям выглядел злым и несчастным на похоронах герцогини Кентской в Вестминстерском соборе на этой неделе.
Похоже, он тоже похудел. Казалось, что он несёт на своих плечах всё бремя мира.
Он также не выглядел особо довольным тем, что в среду присутствовал на государственном банкете в честь Дональда Трампа. Пока Кэтрин улыбалась рядом с ним и очаровывала Дона, Уильям выглядел задумчивым и не таким беззаботным, как раньше.
Конечно, этот банкет был мастер-классом по «мягкой силе». В непростой для мировой истории момент пышное торжество в Виндзорском замке казалось чем-то гораздо большим, чем оперетта Гилберта и Салливана, на которую оно часто похоже.
Когда мир не знает, что и думать о Дональде Трампе, король и королева в своих нарядах, гвардейские полки в своей форме, лакеи и слуги в своих ливреях — все они укрепляют поистине судьбоносную связь, а именно союз между Великобританией и Америкой.
Даже те, кто сомневается в целесообразности существования монархии, могли заметить, что в данном случае она с необычайным апломбом выполняла жизненно важную функцию.
Но Уильям, хотя и был обязан первым поприветствовать президента США и его жену Меланию по прибытии в Виндзоре, выглядел менее воодушевлённым, чем на официальных королевских мероприятиях в прошлые годы.
Надо признать, что в последние несколько дней были моменты, когда он действительно оживлялся в присутствии Дональда Трампа и выглядел искренне довольным от встречи с ним. По данным журнала Vanity Fair, Уильям также сблизился с Трампом после того, как ему было поручено «очаровать» его.
В феврале в Париже то, что изначально планировалось как короткая встреча Уильяма с президентом, затянулось и продлилось 40 минут. Трамп по-разному отзывался о принце Уэльском: называл его «хорошим человеком», «действительно очень красивым» и «делающим фантастическую работу». Источник в Белом доме даже заявил, что принц Уильям оказывает «действительно мощное, действительно важное» влияние на будущее особых отношений.
Как пишет Vanity Fair: «В последние несколько лет у принца Уэльского, судя по всему, были гораздо более близкие отношения с американским президентом, чем с собственным братом».
Здесь кроется главная причина явного недовольства Уильяма: Гарри.
Младший брат Уильяма, очевидно, пытается вернуться в игру. За несколько дней до визита Трампа Гарри отправился в четырёхдневное псевдокоролевское турне по Великобритании. Он также пил чай с их отцом, и казалось, что начался медленный процесс примирения. Примирения между королём и его своенравным сыном, а не между Гарри и Уильямом.
Из двух сыновей Чарльз всегда отдавал предпочтение Гарри, и это одна из причин, по которой разрыв Гарри с королевской семьёй был особенно болезненным для короля.
Уильям приходит в ярость от одной мысли о возвращении Гарри. Чувство предательства, которое он испытывает, невозможно переоценить. Гарри бросил его и Кейт, а также корону.
Он продолжил поливать грязью семью, в том числе Кейт, намекая на то, что неназванные члены королевской семьи были расистами. В своих откровенных мемуарах «Запасной» Гарри рассказал о напряжённых отношениях между двумя братьями, в том числе о печально известной сцене, когда Уильям повалил младшего брата на землю и сломал ему ожерелье.
Некоторые предполагают, что стресс, вызванный жестоким обращением Гарри с членами его собственной семьи, мог стать причиной рака у короля или у Кэтрин. Правда это или нет, но представьте, что эта мысль не давала покоя Уильяму.
Гарри говорил о своём желании привезти детей в Англию, возможно, даже поселиться здесь и дать Арчи и Лилибет образование в английских школах. Очевидно, это не понравилось старшему брату — Уильяма возмущает мысль о том, что Гарри думает, будто может вернуться в общественное сознание, как будто всё прощено.
Как бы это ни задело наследника престола, если бы комментаторы в прессе назвали четырёхдневную поездку Гарри в Великобританию оглушительным успехом, напоминанием о дерзком и весёлом члене королевской семьи, по которому мы скучали, и сказали бы, что его попытки примирения следует приветствовать.
Статья биографа Дианы Тины Браун, которая пользуется доверием многих осведомлённых людей, должно быть, особенно задела Уильяма.
«Наконец-то принц Гарри всё сделал правильно, и это плохая новость для принца Уэльского», — написала Браун в своём блоге Fresh Hell Substack.
«На этой неделе, когда энергичные фотосессии Гарри соперничали с мероприятиями принца Уильяма и Кейт для прессы, невольно задаёшься вопросом: с кем бы ты предпочёл тусоваться? С похожим на Тигрулю герцогом Сассекским или с серьёзным, сдержанным Уильямом и бесконечно совершенной Кейт?»
Далее Браун заявил, что король Карл «разочарован» тем, что Уильям не справляется со своими обязанностями.
Она отметила, что за последний год Уильям провёл на публике всего 107 дней. Даже страдая от рака и проходя изнурительное лечение, король за тот же период провёл на публике 175 дней. Покойный принц Филипп, за год, когда ему было 95, провёл на публике более 250 дней. Принцесса Анна, достойная дочь своего отца, не проходит и недели без того, чтобы не поработать не покладая рук, часто — как и покойная герцогиня Кентская — незаметно для окружающих, ради таких благих целей, как «Спасите детей».
За последние семь месяцев Уэльские пять раз подтверждали планы на семейный отпуск. Этот факт с радостью ухватилась за возможность Браун, бывший редактор Vanity Fair и The New Yorker, чтобы предположить, что Уильям не любит работать.
Конечно, нужно быть жестоким человеком, чтобы не испытывать сочувствия к принцу Уэльскому. У его жены рак, и они с Уильямом переживают все трудности, связанные с этим, как в своих отношениях, так и в отношениях с тремя маленькими детьми.
Более того, те, кто поёт национальный гимн, надеясь, что Карл «долго будет править нами», делают это с печальным осознанием того, что нынешнее правление может оказаться не таким долгим, как нам хотелось бы. Таким образом, перед Уильямом стоит перспектива стать королём в относительно молодом возрасте. Впереди у него четыре десятилетия и более на службе обществу. Почему бы ему в таких обстоятельствах не сделать приоритетом семейную жизнь и не проводить драгоценное время с Джорджем, Шарлоттой и Луи? И всё же, по словам Тины Браун, его самопровозглашённое стремление быть хорошим отцом было воспринято Чарльзом как молчаливая критика его отцовских качеств.
Уильяма уже готовят к его будущей королевской роли. По словам бывших придворных, король доверяет ему больше, чем многие думают, и он участвует в совещаниях, которые когда-то проводил его отец. На более приземлённом уровне он теперь следит за охотой в Балморале и Сандрингеме — это ключевая роль в семье.
Становится очевидным, что Уильям любит делать всё по-своему или, как выразился высокопоставленный член королевской семьи, наблюдавший за отношениями отца и сына:
«Будучи прямым наследником, он иногда, случайно или намеренно, забывает, что существует иерархия и что он стоит на ступень ниже своего отца». Другой источник заявил, что «когда дело касается короля, он, похоже, не знает, что такое почтение».
Несомненно, он стремится создать современную монархию. Но здесь есть свои опасности.
В отличие от своей бабушки, королевы Елизаветы II, Уильям не станет королём страны, объединённой спонтанной верой в монархию. Недавний опрос показал, что 60 % людей в возрасте от 16 до 30 лет считают, что Великобритания должна стать республикой, и, что тревожно, только около половины представителей старших возрастных групп выступают за сохранение монархии.
Когда умерла королева Елизавета II, по стране прокатилась волна скорби, которая действительно объединила нацию. Но нас объединило признание того, что мы уважали её — за то, что она беспрекословно принимала на себя бремя и ответственность своего положения.
Уильям, похоже, хочет, чтобы всё было более непринуждённо. Он сказал одному журналисту, что никогда не будет «королём» с большой буквы. Но если вы принц Уэльский, то вы и есть «король» с большой буквы. Уильям сказал, что не ожидает, что принц Джордж будет служить в армии, если только тот сам этого не захочет. Но, опять же, монарх — это тот, чья роль тесно связана с жизнью Вооружённых сил.
Даже самые циничные представители силовых структур во время правления покойной королевы чувствовали, что служат ей. Тот факт, что король появляется в военной форме на официальных мероприятиях — не только на мероприятиях, посвящённых армии, флоту или военно-воздушным силам, — для всех является знаком того, что он когда-то служил в Королевском военно-морском флоте и «внёс свой вклад». Случайное замечание Уильяма о том, что он не ждёт, что Джордж будет служить в вооружённых силах, можно расценить как непонимание специфики работы.
Королева Елизавета была верующей женщиной. Её христианство определяло всё её отношение к жизни. Чарльз, как ни странно, заявил, что хочет быть защитником веры. Никто из нас не может понять, что это значит, а когда мы видим, как он развлекает огнепоклонников и знахарей в садах Хайгроува, мы, пожалуй, не будем вдаваться в подробности.
Но Уильям ясно дал понять, что он не верующий. В этом нет ничего плохого, если говорить о нём как о частном лице. Но, опять же, как и в случае с военными, в должностные обязанности монарха входит руководство церковью. На Уильяма давят тяжкие грузные исторические проблемы. Может ли он реформировать монархию так, как ему хочется? Может ли он сделать это, сохранив при этом любовь народа к институту монархии?
Прежде всего, на мой взгляд, его должно беспокоить то, что он получает 23 миллиона фунтов стерлингов в год от герцогства Корнуолл. Потому что, цепляясь за эти деньги, он может поставить под угрозу монархию.
Когда публика влюблена в королевскую семью, она готова закрывать глаза на их главный грех — демонстративное потребление и расточительный образ жизни. Действительно ли королю нужно столько домов — замок Мей, Биркхолл, Сандрингем и Хайгроув? Все его владения в Румынии находятся в частной собственности, не считая дворцов и замков, которые положены ему по должности.
Если общественность будет настроена критически по отношению к членам королевской семьи и их поведению — как это уже было, когда появились новые разоблачения о принце Эндрю и осуждённом педофиле Джеффри Эпштейне, — то люди справедливо спросят, с какой стати они считают, что имеют право на такое огромное состояние. Особенно если это плата за 107 мероприятий в год, которые проводит человек, которому, похоже, не нравится эта роль
Общественное сочувствие к Кейт и королю — оба они явно не в лучшей форме и глубоко переживают вопиющее поведение Гарри — ощутимо. Но сочувствие к ним лично — это не то же самое, что сочувствие к идее, которую они представляют.
Когда королева Елизавета стала главой государства, многие всё ещё верили в наследственный принцип — свидетельством тому служит тот факт, что в 1950-х годах вся Палата лордов состояла из наследников. Теперь их нет, и никто не воспринимает идею наследственного главы государства как нечто само собой разумеющееся.
Будущему королю нужно обосновать своё право на престол, чтобы его не свергла враждебно настроенная общественность. Принцесса Диана однажды сказала мне, что во время Гражданской войны в Англии в 1640-х годах её предок граф Спенсер сражался против короля на стороне Оливера Кромвеля. Это не соответствует историческим фактам — на самом деле граф Спенсер погиб, сражаясь на стороне короля. Но, продолжила она, она не думала, что после смерти Карла сохранится монархия.
Уильяму придётся потрудиться и использовать всё своё мамино обаяние, чтобы её пророчество не сбылось. Неудивительно, что он такой подавленный.