или как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
По данным Федеральной налоговой службы России, количество выездных налоговых проверок сокращается, однако их эффективность систематически увеличивается.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с налоговыми спорами, в которых ключевой становится проблема должной осмотрительности компании при выборе контрагентов. Контролирующие органы стремятся доказать необоснованность налоговой выгоды компании, основываясь на недостаточности мероприятий, подтверждающих разумность выбора контрагента для исполнения обязательств.
Отсутствие доказательств должной осмотрительности может привести к следующим негативным последствиям:
- признание расходов необоснованными,
- отказ в предоставлении налоговых вычетов,
- доначисления налогов и штрафов.
Закон предусматривает презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений, однако эта норма не снимает обязанностипроявлять осмотрительность. Именно поэтому важно отказаться от позиции ожидания и заранее принять меры для минимизации риска претензий со стороны контролирующих органов.
Чтобы проявить должную осмотрительность, нужно проверить контрагента. Проверять его необходимо по тем же критериям, по которым это будет делать налоговый орган. При этом для некрупных сделок достаточно базовой проверки, а для крупных – следует проверки проводить системно.
Некоторые важные разъяснения судов.
1. Регистрационные документы
Получение от контрагента только регистрационных документов (выписка из ЕГРЮЛ, решение о создании юридического лица, устав) не свидетельствует о должной осмотрительности, так как носят справочный характер и не могут характеризовать контрагента как добросовестного, надежного или стабильного.
Сам факт государственной регистрации контрагентов, открытие ими расчетных счетов в кредитных организациях не может их характеризовать как добросовестных, поскольку факт государственной регистрации носит уведомительный характер и не означает контроль за ними со стороны налоговых органов на этом этапе.
2. Экономические ресурсы
Налогоплательщик должен проверить экономические ресурсы контрагента, достаточных для исполнения сделки самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, в том числе, изучив его бухгалтерскую и налоговую отчетность (отражающей наличие указанных ресурсов). В данном случае речь может идти о работниках, которые работают по трудовому договору или договору оказания услуг, о наличии помещений, склада, техники, лицензиях, членства в СРО и пр.
Стоп-фактором для получения налоговой выгоды может являться информированность компании о налоговых нарушениях в бизнесе партнера.
3. Репутация и история контрагента
Если контрагент зарегистрирован незадолго до сделки, не имеет контактной информации и офиса, то это свидетельствует о рискованности такой сделки. Отсутствие общедоступной информации о контрагенте в сети «Интернет» (собственный сайт, страница в социальной сети и пр.) также может свидетельствовать о не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.
4. Обоснование выбора конкретного поставщика
Компания должна обосновать, почему выбрала именно этого контрагента, доказать, что для выбора были запрошены предложения от других контрагентов, а репутация контрагента была изучена и проверена. Переговоры необходимо документировать и хранить.
Инструменты для выявления недобросовестных контрагентов
- Общедоступные онлайн-ресурсы
www.nalog.ru – сервисы ФНС России (о государственной регистрации, о задолженности о налогам и сборам, информация о дисквалифицированных лицах, информация о предстоящем исключении недействующих юридических лиц, о массовом характере адреса и пр.);
www.arbitr.ru и www.sudact.ru – сведения об участии в судебных спорах;
https://bankrot.fedresurs.ru/ - портал раскрытия сведений о процедурах банкротства;
https://fssp.gov.ru/ - информацию об исполнительных производствах, возбужденных в отношении будущего контрагента.
Сервис Яндекс.Карты – сведения о месте нахождения контрагента (офисное здание, жилой дом, торговый центр и пр.).
2. Проверка документов
Необходимо запросить учредительные документы, полномочия руководителя, местонахождение компании и организовать очные встречи с должностными лицами контрагента.
В нашей практике был случай, когда внешне компания выглядела «прилично», но при очной встрече с генеральным директором компании оказалось, что он фактически выполняет функции водителя у своего советника. С учетом обнаруженных скрытых обстоятельств и их анализа, была выдана рекомендация заказчику не работать с такой компанией.
Поэтому при заключении договора, желательно лично встретиться с руководителем организации – контрагента. При личной встрече у потенциального партнера можно попросить на обозрение паспорт, устав организации и иные регистрационные документы и сверить их данные с данными подписываемого договора. При отсутствии возможности личной встречи с будущим поставщиком, для обсуждения условий сделки возможно использование видеосвязи.
3. Информационно-аналитические ресурсы
Проверить репутацию контрагента, используя информационные ресурсы сети Интернет (сайт компании, размещённые прайс-листы и пр.). Важным фактором может являться проверка участия контрагента в государственных (муниципальных) закупках и результаты таких процедур.
4. Проверить достаточность экономических ресурсов
Запросить информацию о наличии экономических ресурсов (с учетом защиты персональных данных, это может быть справка о численности сотрудников, наличии необходимых допусков, заключенных договоров оказания услуг, сведения об аренде складских помещений и пр.).
5. Организационные мероприятия
Компания может принять регламенты проверки контрагентов, положения о порядке ведения договорной работы, создать отдельное подразделение для проверки добросовестности контрагента. Формировать «досье» контрагента, в котором хранить коммерческие предложения по закупке, сведения о контрагентах из доступных сервисов, заверенные копии документов.
6. Документальное оформление переговоров и исполнения договора
Компании необходимо проанализировать и задокументировать коммерческие условия сделки: соответствие цены и иных условий сделки рыночным.
Заключение
Проявлять должную осмотрительность — значит заботиться о будущем вашего бизнеса. Игнорирование этого принципа может привести к серьёзным правовым и финансовым последствиям.
Если Ваша компания планирует заключить крупные договоры или желает снизить налоговые риски, целесообразно обратиться к юристам, обладающим соответствующими компетенциями. Они помогут создать эффективную систему проверки партнеров, способную выдержать судебную проверку.
_____________________________
Меня зовут Денис Кутишенко, компания «Индустриальные юристы». Обеспечиваю системную защиту интересов предпринимателей и формирую надёжную правовую основу для устойчивого роста и развития бизнеса.
Мы понимаем бизнес клиентов, оказываем поддержку в стратегическом управлении рисками, последовательно разрешаем поставленные задачи.
По всем вопросам, связанным с юридическими аспектами вашего бизнеса, можно обратиться в сообщения сообщества «Индустриальные юристы».
Приглашаю вас пройти тест на юридическую зрелость компании по ссылке vk.cc/cP00Lb.