Найти в Дзене

Когда фамилия "решает"

Многие наши соотечественники искренне считают, что семейственность и кумовство являются нашей национальной отличительной чертой. Каждый хоть раз слышал знаменитый анекдот:
"Сын генерала может стать генералом. А маршалом? А у маршала есть свой сын".
Однако стоит отметить, что в других странах ситуация ничуть не лучше. А нередко даже и хуже. Касается это замечание и немецких вооруженных сил периода Второй мировой войны. Ярким примером здесь может служить история двух братьев Гюнтера и Вольфганга. Они родились уже после образования Германской империи в семье ... генерала. Кем же могли стать молодые люди, имеющие такие замечательные корни? Они решили тоже стать военными. Совершенно случайно военная служба складывалась для них нормально. Не было никаких долгих "сгниваний" в каких-нибудь отдаленных гарнизонах, не было выпинывания со службы после поражения в Первой мировой войне. Звания приходили к ним тоже своевременно, так что обойдены чинами они не были.
Старший брат был поумнее и пооборо


Многие наши соотечественники искренне считают, что семейственность и кумовство являются нашей национальной отличительной чертой. Каждый хоть раз слышал знаменитый анекдот:
"Сын генерала может стать генералом. А маршалом? А у маршала есть свой сын".
Однако стоит отметить, что в других странах ситуация ничуть не лучше. А нередко даже и хуже. Касается это замечание и немецких вооруженных сил периода Второй мировой войны.


Сказка о двух братьях

Ярким примером здесь может служить история двух братьев Гюнтера и Вольфганга. Они родились уже после образования Германской империи в семье ... генерала. Кем же могли стать молодые люди, имеющие такие замечательные корни? Они решили тоже стать военными. Совершенно случайно военная служба складывалась для них нормально. Не было никаких долгих "сгниваний" в каких-нибудь отдаленных гарнизонах, не было выпинывания со службы после поражения в Первой мировой войне. Звания приходили к ним тоже своевременно, так что обойдены чинами они не были.
Старший брат был поумнее и пооборотистее. Так что с приходом Гитлера к власти за четыре года он трижды получил повышение, став генералом артиллерии.
Карьера младшего брата - Вольфганга - шла не столь успешно, но в 1934 году он стал подполковником.
Всё-таки удобно иметь старшего брата-генерала. Особых талантов младшенький не демонстрировал, но его всё равно сделали полковником.
А потом началась война.

Гюнтер
Гюнтер


К 1943 году Гюнтер (тот, что поумнее) уже давно был фельдмаршалом и командовал группой армий "Центр" на Восточном фронте. А вот Вольфганг в фельдмаршалы пока что пролезть никак не мог (
видимо, по возрасту не проходил) и был "всего лишь" генерал-лейтенантом, командуя 292-й пехотной дивизией. Угадайте: в какой группе армий он служил? Даю подсказку - братья виделись довольно  часто. Догадались? Молодцы!
Вместе они встречали и начало операции "Цитадель". Командующий ГА "Центр" Гюнтер фон Клюге приехал к генерал-лейтенанту Вольфгангу фон Клюге для того, чтобы ознакомиться с обстановкой.
А дела у младшенького шли, откровенно говоря, так себе. Наступление буксовало, вместо лихого рывка вперёд его дивизия с большим трудом продавливала советскую оборону.
Вместо 13 километров по плану удалось пройти 4. Уже к полудню 5 июля 1943 года в журнале боевых действий 9-й армии появилась запись о том, что командир 292-й пд не справляется со своими обязанностями. Нетрудно представить как "допёк" родовитый подчинённый командующего 9-й армией В. Моделя, если он не побоялся такое писать. Впрочем, за один прокол никто Вольфганга наказывать не стал.
Сражение продолжалось, и В. Модель закипал всё сильнее. 292-я пд упёрлась в посёлок Поныри и взять его не смогла. Им дали "штуги", им дали батальон танков из соседней танковой дивизии, им дали все "Фердинанды". Глухо. Дивизия увязла. От "Фердинандов" осталась половина. В ротах по 20-30 человек вместо 120-130.
Модель от событий под Понырями был в ярости. Ещё 7 июля он снял с должности командира полка из 18-й танковой дивизии. Но отрешить от должности генерал-лейтенанта со "сложной фамилией" он всё-таки не рискнул. Комбинация выглядела более пристойно. 10 июля Вольфганг фон Клюге  "повредил ногу", спасаясь от налёта советской авиации. После этого он с чувством выполненного долга сдал дела начальнику оперативного отдела и отбыл "на излечение".
В штабе 9-й армии перевели дух.

Ценный специалист
Ценный специалист


Дальнейшая служба "ценного специалиста" не задалась. Новых званий ему уже не давали. А тут ещё и братишка подвёл: сначала фельдмаршал сильно пострадал в автокатастрофе, а потом покончил с собой, т.к. был причастен к заговору против Гитлера. Так что двух фельдмаршалов в семье фон Клюге всё-таки не случилось.