Найти в Дзене
Известия

Кто стал новым любимцем зумеров?

Оглавление

Социальные сети разрываются от восторженных комментариев к творчеству Надежды Кадышевой. Причем авторы хвалебных отзывов — представители поколения Z. Это выглядит как культурный парадокс: молодежь массово скупает билеты на концерты народной артистки.

История Надежды Кадышевой — один из наиболее ярких примеров. Но он не единственный. О том, кого еще из представителей эстрады оценили зумеры, — в материале Пятого канала, который публикуют «Известия».

Ложка дегтя

Взлетевшая до небес популярность — это, конечно, хорошо. Но у славы есть темная сторона. Так, на одном из последних концертов Кадышевой случился неприятный инцидент. Если точнее — фанаты «ручейка» столпились на входе и не смогли попасть на свои места.

Те, кто посмелее, долго думать не стали — заняли чужие. Это посеяло еще больший хаос. Казалось, хуже некуда, но тут гости начали распивать алкоголь. Последствия оказались печальными — многие покинули концерт, не дождавшись даже второй песни.

-2

Своей популярностью Кадышева обязана социальной сети TikTok. Пользователи, видимо, устали от постоянного потока одинаковой музыки и трендов, а потому сильно впечатлились, услышав творчество народной артистки.

Молодые люди видят в Надежде что-то знакомое и искреннее. Она не пытается подстраиваться под модные течения, а занимается любимым делом на протяжении многих десятилетий. Такой подход не может не вызывать уважения.

Сначала песня Кадышевой «Плывет веночек» стала своеобразным мемом. Эволюция была стремительной — ироничное отношение быстро переросло в искреннюю привязанность. Кроме того, в Сети отмечается рост интереса к русской народной культуре. Кадышева здесь — настоящий феномен, способный объединить слушателей разных возрастных групп.

Татьяна Буланова

Свою первую популярность Татьяна Буланова обрела в составе ансамбля «Летний сад» в начале 1990-х годов. Затем артистка приняла решение строить сольную карьеру. Стоит признать, решение весьма удачное — Буланова пользовалась популярностью по всей стране.

-3

«Не плачь» — настоящий хит. Он обеспечил Булановой образ искренней, эмоциональной певицы. Уникальный голос и проникновенные песни, такие как «Мой ненаглядный» и «Ясный мой свет», вскоре превратили Татьяну в одну из самых ярких звезд эстрады.

Затем, как это обычно и происходит, популярность пошла на спад. Однако критической точки так и не достигла — Буланова пришлась по нраву молодому поколению. В социальных сетях обрели вторую жизнь ее главные хиты. Оказывается, чтобы до предела забить гастрольный график, многого не надо.

Команда Булановой даже придумала особую программу для корпоративов. За 20-минутное выступление организатору придется заплатить полтора миллиона рублей, а за 40 минут праздника — два.

Мощная волна популярности обрушилась на Буланову в том числе благодаря ее подтанцовке на выступлении в спорткомплексе «Лужники». Артисты поразили пользователей Сети необычными, расслабленными движениями. Своеобразный номер стал поводом для множества шуток — в частности о том, что подтанцовку «набрали по объявлению» и пригласили из программы «Московское долголетие».

-4

Сама артистка заявила, что ее оставили абсолютно равнодушной новости о высмеивании танцоров в Сети.

По мнению музыкального продюсера Максима Загорулько, Буланова стала популярна среди зумеров потому, что молодое поколение тянется к песням со смыслом. Кроме того, творчество певицы наполнено страданием — подобные чувства, как известно, многим откликаются.

«У Тани Булановой очень честный и детский по-человечески посыл. Глубокая мелодика, много церковных ходов — как у Баха, как у католиков, как у русских. Эти мелодии встроены в культурный код. А поверх — страдание настоящее, тихое, женское. А страдание в нашей культуре — это же трансформация. Поплакал — и переродился. Это как ритуал. Молодежь сейчас уходит от генитального творчества вроде Инстасамки, пик такой музыки был в 2020-м. Поэтому Буланова так хорошо „уложилась“ в новую волну смысла. В формат, где душа снова важнее хайпа», — размышляет продюсер в беседе с NEWS.ru.

По мнению мастера Высшей школы Останкино Евгения Вольтова, ретро — новый эскапизм. Большая часть современной поп-музыки является «цифровым шумом», в числе отличительных черт — клиповость и однотипные биты. Музыку 90-х годов отличают живые эмоции, «грубоватый вайб» и ностальгия. Причем ностальгия даже для тех, кто в этот период еще не родился.

«Срабатывает закон „запретного плода“ + эффект присвоения. Поколение, выросшее на алгоритмах, ищет „свое“ в том, что игнорировали родители. Буланова, „Ленинград“, „Руки Вверх“ — это уже не папин кассетник, а их личный открытый секрет. Ну а соцсети превращают это в квест: „Найди старый хит — стань первооткрывателем“», — отмечает эксперт.

Популярность Кадышевой и Булановой — интересные явления. Многих интересует вопрос о том, сколько она продлится. Любовь зумеров — мимолетная вспышка или пламя, которое еще не скоро погаснет?

Вольтов уверен, что ретро, хоть и крайне привлекательно для молодежи, все же нуждается в постоянной подпитке в виде контента в социальных сетях. В современном мире события происходят с молниеносной скоростью, артисты постоянно сменяют друг друга, а пользователи не могут — да и не особенно хотят — фокусироваться на чем-то одном.

«Успеют вырасти новые артисты, которые переосмыслят 90-е, — и цикл повторится. TikTok и shorts выдергивают хиты из контекста, делая их фоном для личной драмы. Буланову „заметили“ не как певицу, а как атмосферу. Это уже не музыка, а общий культурный NFT, где важен не трек, а его использование в мемах и сторис. Лично я при этом считаю, что ретро — не ностальгия, а протест против „идеального“ цифрового настоящего. И чем сильнее давит диджитал, тем громче будут звучать „Веночек“ и „Ясный мой свет“», — заявил эксперт.

Есть и другая точка зрения. Она заключается в том, что хиты прошлого — исключительно долгоиграющая история. Композиции того времени примечательны тем, что являются «настоящими» и имеют свою историю. Причем каждая — уникальна и неповторима.

«Если грустная песня, то это грустинка, если это веселая композиция, то она забористая. Такие крайности молодежи заходят, потому что это жизненно, это понятно, несложные песни и это мелодия», — сказал музыкальный критик Павел Рудченко.

У подтанцовки Булановой конкурент

Рост популярности напрямую влияет на размер гонорара. Недавно цены на выступления взлетели и у Олега Газманова. Теперь за 45 минут на сцене артист получает семь миллионов рублей. Причина такого скачка все та же — социальные сети.

-5

Молодежь стала массово выкладывать ролики под песню Газманова «Я по жизни загулял». Но это — еще не все. Пользователей также поразила хореография 74-летнего певца. На фестивале «Новая волна» он станцевал под вышеупомянутый трек, а затем, окрыленный успехом, повторил танец с супругой.

Молодые люди были в восторге, увидев, как певец прыгает вбок в полуприседе. «Сильные и уверенные колени» тотчас стали отдельным поводом для шуток.

-6

Видео быстро распространилось в Сети. Подростки тотчас начали учить хореографию и выкладывать видео со своими попытками повторить ее. Кроме того, Газманов стал вдохновителем мемов — пользователи шутят, что он может составить серьезную конкуренцию подтанцовке Булановой.