Машина 2014 года, с честным пробегом 121 тысяча километров, двигатель 2.0 литра, полный привод, механика, дед единственный владелец, ездил аккуратно, в основном на дачу. Все ТО по регламенту, никаких серьезных ДТП, только пара мелких царапин на бамперах, свойственных возрасту.
Перед тем как выставлять машину на продажу, мы решили для интереса и скорости заехать к официальному дилеру на оценку в трейд-ин. Сама идея выглядела заманчиво: приехал на старой машине, уехал на новой или с деньгами.
Никаких тебе звонков от перекупщиков, странных предложений в мессенджерах, утомительных показов и торгов у капота. Просто, быстро и, как казалось, безопасно.
Как мы определили рыночную цену в 950 000 рублей?
Чтобы не питать иллюзий и разговаривать с дилером на одном языке, я провел небольшое исследование. Открыл популярные сайты с объявлениями и отфильтровал все Duster 2014 года с двухлитровым мотором, полным приводом и пробегом от 100 до 150 тысяч километров в нашем регионе.
Картина получилась следующая:
- Самые "уставшие" варианты, требующие вложений, с мутными ПТС или следами некачественного ремонта, начинались от 700 000 рублей. Это был самый низ рынка.
- Крепкие середняки, похожие на наш, с одним-двумя владельцами и понятной историей, стояли в диапазоне 930 000 - 1 000 000 рублей. Именно на эту категорию мы и ориентировались.
- Экземпляры в идеальном состоянии, с пробегом до 100 тысяч, в максимальной комплектации и без единого окраса продавались и за 1 100 000 рублей. Но это были скорее исключения.
Учитывая отличное техническое состояние нашего автомобиля, единственного владельца и абсолютно прозрачную историю, цена в 950 000 рублей выглядела абсолютно адекватной и справедливой для частной продажи. С этой цифрой в уме мы и отправились к дилеру.
Процесс оценки: театр одного актера
В дилерском центре нас встретил вежливый менеджер отдела выкупа. Он с улыбкой выслушал нашу историю, осмотрел документы и пригласил на площадку для осмотра. И вот тут началось самое интересное.
1. Визуальный осмотр. Менеджер обошел машину кругом, цокая языком на каждой мелкой царапине. "Ага, вот здесь притертость... А тут скол... Бампер бы подкрасить, на пластике глубокая царапина. Фары, видите, уже отпескоструились, надо полировать". Все это говорилось с таким видом, будто он осматривает не десятилетнюю рабочую лошадку, а коллекционный экспонат, который потерял свою ценность из-за пылинки на кузове.
2. Проверка толщиномером. Дальше в ход пошел прибор. Менеджер артистично "простреливал" каждый элемент кузова, демонстративно сверяясь с показаниями на экране. Каждое измерение сопровождалось задумчивым хмыканьем. Вердикт: "Крашено заднее правое крыло". Мы об этом честно сказали еще в самом начале — дед как-то неудачно притерся к столбику на парковке. Ремонт был сделан качественно, в цвет попали идеально, но для менеджера это стало весомым аргументом для торга, будто он раскрыл страшную тайну.
3. Техническая диагностика. Машину загнали в сервисную зону. Через полчаса менеджер вернулся с распечаткой на трех листах. "Ну что ж, — начал он с траурным выражением лица, — у вас тут целый список. Рекомендована замена передних амортизаторов, есть запотевание сальника коленвала, тормозные диски на подходе, износ сайлентблоков, а еще компьютерная диагностика показала ошибки по катализатору. Это потенциально очень дорогой ремонт".
Стоит ли говорить, что машина ездила без нареканий, амортизаторы работали исправно, а "запотевание" было едва заметным масляным пятнышком, которое есть у 9 из 10 машин с таким пробегом. Список был составлен так, чтобы напугать любого, кто не разбирается в технике.
Вердикт: сколько предложил дилер?
После всех этих манипуляций менеджер пригласил нас в кабинет и, сделав драматическую паузу, озвучил цену:
680 000 рублей.
На наш немой вопрос он с готовностью ответил:
"Понимаете, рыночная цена — это одно. Нам нужно провести полную предпродажную подготовку: химчистка, полировка, устранение всех этих недочетов, которые мы выявили. Только на техническую часть уйдет тысяч семьдесят. Плюс, нам нужно дать на машину свою гарантию. Мы не можем продавать ее "как есть". Плюс наша маржа, налоги, зарплаты. Вот и получается такая сумма".
Почему такая большая разница?
Разница между нашей рыночной оценкой и предложением дилера составила 270 000 рублей. Это почти 30% от стоимости автомобиля. Давайте разберемся, из чего складывается эта цифра.
- Предпродажная подготовка: Химчистка, полировка, устранение царапин. Дилер закладывает на это 30-50 тысяч рублей по розничным ценам своего же сервиса. Реальная себестоимость этих работ для него в разы ниже.
- Техническое обслуживание: Замена "изношенных" деталей. Еще 50-70 тысяч, причем дилер использует запчасти по оптовым ценам и оплачивает работу своим мастерам по внутренним тарифам. А из цены выкупа вычитает полную стоимость, как если бы вы делали это в самом дорогом сервисе города. Часто многие из этих работ либо не проводятся вовсе, либо делаются минимальными усилиями.
- Маржа дилера: Это основной заработок. С продажи подержанного автомобиля дилер хочет заработать не меньше 100-150 тысяч рублей. Это плата за скорость и удобство, которую он берет с продавца.
- Риски и гарантия: Дилер закладывает в цену возможные рекламации от будущего покупателя и стоимость своей гарантии, которую он обязан предоставить по закону.
Сложив все это, мы и получаем ту самую разницу. По сути, трейд-ин — это услуга по быстрой и безопасной продаже автомобиля. И за эту услугу вы платите очень большие деньги, сопоставимые с комиссией элитного риелтора.
Мы, конечно же, от предложения отказались. Поблагодарили менеджера за уделенное время и поехали домой, чтобы сделать хорошие фотографии и разместить объявление. Уверен, что наш Дастер найдет нового владельца по справедливой цене, без этого огромного дисконта за мнимые недостатки.
А какой у вас был опыт оценки автомобиля в трейд-ин? Сталкивались с подобным занижением цены? Поделитесь своими историями в комментариях!