Найти в Дзене

Что происходит с соцсетями

Тема довольно сложная, потому что на сегодняшний день соцсети - это одновременно и инструмент маркетинга (собственно, они для того и придумывались, чтобы собирать информацию о людях во всех смыслах этого слова) и инструмент общения. И периодически баланс между общением и маркетингом смещается то в одну, то в другую сторону. Пример - запрещенный в России ФБ. Сколько там было тестов "Кто ты в мире Гарри Поттера" - а по сути, способов заполучить доступ к страничке, на которую мы все добровольно сами выкладывали всю информацию о себе. И Нельзяграмм в этом особенно преуспел, там целое поколение выросло, считающее, что если еда не была "запощена", то она не съедобна. А в результате - скрытые от людей механизмы соцсетей знают и о бытовых (привет, продажа всего ненужного) и, что важнее, о политических предпочтениях людей. И вот уже пиар компании политических деятелей основываются на собранной информации. Дальше - больше, поскольку сети социальные, то их цель - объединение людей. По какому приз

Тема довольно сложная, потому что на сегодняшний день соцсети - это одновременно и инструмент маркетинга (собственно, они для того и придумывались, чтобы собирать информацию о людях во всех смыслах этого слова) и инструмент общения. И периодически баланс между общением и маркетингом смещается то в одну, то в другую сторону.

Пример - запрещенный в России ФБ. Сколько там было тестов "Кто ты в мире Гарри Поттера" - а по сути, способов заполучить доступ к страничке, на которую мы все добровольно сами выкладывали всю информацию о себе. И Нельзяграмм в этом особенно преуспел, там целое поколение выросло, считающее, что если еда не была "запощена", то она не съедобна. А в результате - скрытые от людей механизмы соцсетей знают и о бытовых (привет, продажа всего ненужного) и, что важнее, о политических предпочтениях людей. И вот уже пиар компании политических деятелей основываются на собранной информации. Дальше - больше, поскольку сети социальные, то их цель - объединение людей. По какому признаку - это уже вопрос второстепенный, можно любителей макраме, а можно политики. И все движки "цветных рево*юций" - именно в соцсетях с их якобы шифрованными каналами. Непал тому ярчайшее подтверждение.

Но чтобы потребитель поплотнее уселся на крючок, ему нужно приманку пожирнее. Например, Дзен решил платить авторам. То есть ты пишешь практически что угодно, - хоть про котиков, хоть про сатанизм, - а тебе за это еще и деньги платят. Идея была на миллион: в России все-таки еще читающая публика, даже сам Дзен в конечном итоге признал, что видеоконтент ему не нужен. А как только народ плотно на это подсел - алгоритмы начали "закручивать гайки". И политика тут тоже не последнюю роль играет - с площадки последовательно выдавливаются все патриотически настроенные авторы за исключением СМИ. А главное - экономика: авторам по... ммм... не вседа корректным предлогам (назовем это так) выдаются предупреждения, что "контент не может монетизироваться", хотя рекламы в этом контенте как бы не прибавляется даже. И вуаля, вся прибыль оказывается в кармане у платформы. Ничего личного, только бизнес. А люди продолжают это терпеть. Мы же сейчас с вами именно на Дзене и общаемся.

Почему авторы не разбежались? Ну, у кого каналы большие, там даже урезанная монетизация все равно какую-то копеечку приносит. Другим нужна реклама (как мне, например, я этого и не скрываю), потому что профессия обязывает находиться в инфополе. Почему не разбежались читатели? Думаю, потому что на платформе самая высокая концентрация хорошей аналитики, если говорить про политическую ситуацию (я люблю читать разнонаправленных авторов), и при этом можно отдохнуть, "вильнув" в сторону тех же котиков, и не выходя при этом с платформы, как приходится делать на профильных форумах.

Ниже объясню, к чему тут эта картинка
Ниже объясню, к чему тут эта картинка

Сейчас вон ВК тоже чудит. В былые времена он даже превосходил по функционалу и скорости ФБ, с которого и был скопирован. Он сочетал в себе и соцсеть с ее лентой общения, и медиахостинг, и живой журнал. Несмотря на все попытки Дурова сделать "телегу" вторым ВК, увы, мессенджер обладает тремя критическими недостатками – отвратительный поиск внутри экосистемы, отсутствие возможности хранения медиаконтента по подборкам/альбомам, а главное, почти нулевая индексация записей через популярные поисковики. Для парней на "ленточке" это, может, и хорошо, но обывателям в тылу нужно ровно наоборот.

Д.Игнатенко совершенно справедливо замечает, что все бесконечные улучшайзинги, которые с неприятной периодичностью происходят на любой платформе - это результат обычных KPI: "«ВКонтакте», как и другие площадки, имеет собственный штат дизайнеров-разработчиков на зарплате. Перед отделом стоит простая задача – делать социальную сеть лучше, добавлять новые "фишки" и по-возможности заниматься расширением функционала. Задача вроде простая, в тоже время имеет загвоздку. Достигнув определенных результатов, становится попросту невозможно РЕГУЛЯРНО внедрять нечто прогрессивное, приносящее платформе исключительную пользу. Но руководство вынуждено ставить всё новые и новые задачи, дабы отдел не сидел без работы, "проедая" огромную зарплату впустую. Так дизайнерам приходится постоянно что-то изобретать – менять функциональные строчки местами, превращать квадратные аватарки в круглые, прятать иконки под "катом" или переносить кнопочки с места на места" (орфография автора).

Добавляем к названному выше - и получаем довольно грубые развороты от одной потенциально платежеспособной аудитории к другой, а в результате паблики теряют охваты.

Но фишка даже еще не в этом. Молодежь, в погоне за которой, как за перспективным платежспособным слоем населения, все это происходит, все равно уходит. Даже термин такой появился: "цифровая усталость":

"Возможно, потому что мы окончательно поняли, что яркая обёртка «все дружат со всеми» скрывает усталость от бесконечной гонки за вниманием. Нужно постоянно что-то размещать, писать, реагировать, следить за реакциями. Когда-то соцсети были местом «пробного» общения, лёгкого, ненавязчивого. А теперь это уже огромные платформы, где бизнес идёт полным ходом, где ваша личная информация становится товаром, а беседа — инструментом для охвата аудитории. Простой пользователь всё больше чувствует себя пешкой в этой игре, где каждый стремится создать «правильный» имидж" (Р.Новиков).

Маятник истории качнулся в другую сторону. Ковид подхлестнул развитие онлайн-коммуникации, сейчас люди этого наелись, захотели обратно в офф. Тем более, что ИИ там уже создает до 40% контента.

Как знать, может быть, недалеко время, когда мы опять научимся разговаривать глаза в глаза?