Найти в Дзене
Охотник выходного дня

Сколько стоит перейти дорогу? Цена шага, о которой вы не подозреваете

Вы нажимаете кнопку, загорается зеленый свет для пешеходов. Делаете шаг с тротуара и вы — король дороги на те секунд тридцать, что вам горит зеленый. На эту мысль меня натолкнула внезапная остановка на федеральной трасе Кола, проще говоря на Мурманке, по дороге на дачу. Минимум 20 машин послушно замерли, чтобы пропустить единственно пешехода по его требованию. Картина знакомая многим. А теперь давайте посчитаем, в какую сумму обходится эта королевская прогулка через дорогу. Не государству, конечно, не городу, а всем нам, автомобилистам. И это вовсе не призыв нарушать ПДД. Это просто взгляд на привычное под непривычным углом экономики, экологии и секундомера. Представьте: вы в своей машине на светофоре. Загорелся красный. Вы ждете. Счетчик расхода топлива ползет вверх, даже когда вы не двигаетесь. Теперь умножьте это на 20, а то и 30 замерших на светофоре машин. Это и есть цена одного пешеходного перехода. Возьмем усредненные данные: Машин на переходе 25, время простоя 30 секунд, расхо
Оглавление

Вы нажимаете кнопку, загорается зеленый свет для пешеходов. Делаете шаг с тротуара и вы — король дороги на те секунд тридцать, что вам горит зеленый. На эту мысль меня натолкнула внезапная остановка на федеральной трасе Кола, проще говоря на Мурманке, по дороге на дачу. Минимум 20 машин послушно замерли, чтобы пропустить единственно пешехода по его требованию. Картина знакомая многим. А теперь давайте посчитаем, в какую сумму обходится эта королевская прогулка через дорогу. Не государству, конечно, не городу, а всем нам, автомобилистам.

И это вовсе не призыв нарушать ПДД. Это просто взгляд на привычное под непривычным углом экономики, экологии и секундомера.

Остановились. С работающим двигателем

Представьте: вы в своей машине на светофоре. Загорелся красный. Вы ждете. Счетчик расхода топлива ползет вверх, даже когда вы не двигаетесь. Теперь умножьте это на 20, а то и 30 замерших на светофоре машин. Это и есть цена одного пешеходного перехода.

Возьмем усредненные данные: Машин на переходе 25, время простоя 30 секунд, расход топлива на холостом ходу, примерно 0,8 литра/час для среднестатистического автомобиля. Переведем в рубли.

Тридцать секунд — это 1/120 часа. На одну машину 0,8 л/ч / 120 = 0,0066 литра бензина. Умножаем на 25 машин и получаем 0,166 литра топлива тратится за одно включение пешеходного зеленого света. Скажите — капля в море? Но теперь добавим главное — цену разгона.

Самый дорогой маневр с 0 до 60 за ваши деньги

После того как пешеход благополучно перешел, эти 25 машин срываются с места. Разгон является самым энергозатратным режимом для автомобиля. Чтобы разогнать полторы тонны металла с места до скорости потока, нужно сжечь значительно больше топлива, чем при равномерном движении.

Резкий старт и разгон могут увеличивать мгновенный расход топлива до 30 литров на сотню. Конечно, это кратковременный импульс, но в масштабах всех машин его нельзя игнорировать.

Давайте смоделируем. Возьмем, например, скорость 60 км/ч, хотя на трассе все едут обычно быстрее. На разгон до 60 км/ч каждая машина тратит условно 0,05 литра топлива (с учетом того, что часть машин разгоняется плавно, а часть — динамично).

Считаем итоговую цену одного перехода. Простой: 0,166 литра. Разгон 25 машин: 25 * 0,05 л = 1,25 литра. Итого: 0,166 + 1,25 = ~1,4 литра топлива.

Девяносто второй бензин стоит сейчас около 60 рублей. Получается, что один такой пешеходный переход обходится участникам движения в 84 рубля.

Туда и обратно — уже 168 рублей в день!

Умножим на тысячи таких переходов каждый день и цифры для экономики превращаются в астрономические. Тысячи литров топлива, выброшенные на ветер ежедневно. Тонны лишних CO2, попадающие в атмосферу просто потому, что система неидеальна. Кто виноват и что делать?

Виноват конечно не пешеход, пользующийся своим законным правом. И не водитель, который соблюдает ПДД. Виновата архитектура нашего автомобильного пространства и организация движения. Решения есть, и они работают.

-2

1. Подземные и надземные переходы. Да, они дороги в строительстве, но они полностью снимают эту проблему, экономя миллионы на топливе в долгосрочной перспективе.

2. «Зеленая волна» для машин и интеллектуальные светофоры, которые минимизируют количество остановок потока.

3. Синхронизация пешеходных фаз с общим циклом светофора так, чтобы они включались в момент естественной остановки машин (например, на красный свет для параллельного потока).

Проще говоря, когда в следующий раз будете переходит дорогу, включая зеленый светофор кнопкой, помните. что это не бесплатно. Стоимость этого перехода прячется в общем росте цен на логистику, в налогах и в грязном воздухе. Это цена неэффективности. Вот и живите теперь с этим!

И это не о том, чтобы перебежать на красный, а о том, как было бы здорово, если бы наши города проектировались чуть умнее. Для нашего же общего удобства и кошелька.