Найти в Дзене
Zloykritic

Меняются студенты, или это я старею? Монолог преподавателя про TikTok и клиповое мышление.

Я преподаю множество гуманитарных дисциплин пятнадцать лет. И за последние лет пять я ощутила разрыв между нами — пропасть, которая с каждым набором становится все глубже.

Раньше я жаловалась, что студенты не читают «Войну и мир». Сейчас я рада, если они посмотрели "От заката до рассвета" Квентина нашего Тарантины хотя бы. Их мышление стало клиповым. Им сложно удерживать внимание на сложной мысли дольше тридцати секунд. Они ждут, что лекция будет таким же контентом, как ролик в TikTok.

Сначала я злилась. Требовала, ругала, ставила двойки. Потом попыталась идти у них на поводу: превращал пары в шоу с квизсми, мемами и пересказами классики в формате «как если бы герои общались в Telegram».

Но однажды ко мне после пары подошла девушка и сказала: «А можно иногда без всего этого? Можно просто поговорить о книге? Мне не хватает глубины».

Это был удар под дых. Я пыталася бить их их же оружием, предавая себя, а они, оказывается, жаждали именно того, что я могла дать — глубины, медленного чтения, тишины для размышлений.

Я нашла новый баланс. Да, я стала делать яркие презентации и иногда вставляю в лекцию уместный мем. Но я также учу их «медленному чтению». Мы можем десять минут молча анализировать одну строфу из "Ромео и Джульетты" или разбираем одну фразу Лотмана. И вижу, как сначала они нервничают, а потом — погружаются. Для них это новый опыт. Для меня — возвращение к сути.

Они не стали хуже. Они просто другие. И моя задача — не идти у них на поводу, а быть мостом между вечными ценностями и их новым миром. Но это трудный путь. Особенно первые недели. Иногда они теряются, иногда я грожусь их убить медленно и с наслаждением... Но к середине семестра мы находим баланс и даже начинаем получать удовольствие от процесса обучения.