Происхождение великого города Киева, колыбели русской государственности, вот уже более ста лет остается предметом ожесточенных споров среди историков. Легенда о трех братьях-славянах — красивая, но далеко не единственная версия. Заглянем вглубь веков, чтобы изучить основные теории и понять, какие народы могли стоять у истоков древнего града.
Славянская
Согласно канонической «Повести временных лет», Киев был основан вождями восточнославянского племени полян: братьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью. Летописец Нестор даже указывает места их «посадки»: горы, позднее названные в их честь.
Однако происхождение самих полян — тоже загадка. Одни исследователи (В. Седов, И. Русанов) включают их в «дулебский племенной союз», другие видят корни в скифском племени палов или даже сарматах. Не стоит забывать и о критике в адрес самой летописи. Историки от Карамзина до современного Алексея Толочко указывают, что «Повесть…» — это скорее блестящее литературное произведение, сочетающее фольклор и политический заказ, чем документальная хроника. Доверять ей безоговорочно нельзя.
Скандинавская
Известный шведский историк-популяризатор, писатель и профессор истории в Лундском университете Дик Харрисон придерживается версии, что Киев был заложен много ранее (не в XII, а в V веке). И активное участие в основании и развитии города с V по X век принимали викинги, которые называли будущий Киев Кёнугардом.
«Жратва»: что означает это слово на самом деле
После прихода к Днепру викинги и скандинавские купцы договорились с местными восточными славянами «дружно жить поживать» и радушно принимать ищущих лучшей доли скандинавов. В качестве примера тесных связей между двумя народами Дик Харрисон приводит годы жизни в Киеве норвежских королей Олафа Харальдссона и Харальда Сигурдссона (IX в.), а также брак дочери шведского короля Олафа Шётконунга с великим киевским князем Ярославом.
Историк напоминает, что в пользу его теории говорит и происхождение слова «русы». Русами, а вернее руденами, шведы традиционно называли выходцев из центральной Швеции. И сегодня по-фински Швеция звучит как Ruotsi, а по-эстонски – Rootsi. По этой версии получается, что часть основателей Киева действительно прибыла с территории современной Швеции, чтобы затем ассимилироваться с восточными славянами.
Хазарская
Версию о хазарском происхождении Киева разделял, в частности, российско-американский историк-евразиец Георгий Вернадский. Сторонники этой теории уверены, что в VII-X вв. территории к северу от Черного моря контролировались Хазарским каганатом, а земли полян входили в средневековое государство кочевого народа. Сами поляне платили хазарам дань (Б. Рыбаков), о чем упоминается в Повести временных лет.
Сам же Киев был не столицей «выдуманного государства полян Руси», а хазарской пограничной крепостью. Ее исконное название Куйава (Kuyawa) восходит не к имени мифического полянского князя Кия, а к Куйи – имени хазарского вазира, основателя крепости во второй половине IX века. Упоминание Киева как Куйава встречается в иностранных источниках X-XI века: Кioaba/Самватес – у византийского императора Константина XII Багрянородного в трактате «Об управлении Империей», Кuyaba – у арабского географа Абу аль-Истахри, Cuiewa – у немецкого хрониста епископа Мерзебургского.
Еврейская
Единственным источником, где Киев называется Самватес, является трактат Константина Багрянородного. Это название не только переводится с хазарского как «верхняя крепость» (от тюркского sam – верхний и bat – сильный), но и позволяет говорить об еврейском происхождении города.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
Доводы в пользу этой гипотезы приводятся следующие. Во-первых, Самватес созвучно с Самбатион – рекой, которая в еврейской мифологии текла по краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен. Во-вторых, Самбат звучит почти как Шаббат – седьмой день отдыха в иудаизме, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. В-третьих, существует ряд топонимов: река Днепр в былинах называется Израй-река (предположительно, от Израиль), имя одного из основателей города Хорива восходит к ивритскому названию горы Синай (Хорев).
Армянская
Свои аргументы приводят сторонники армянского происхождения Киева. Они убеждены, что византийский нахарар (князь) армянского происхождения Смбат Багратуни в 585 году основал на Замковой горе крепость, названную Смбатас. Потомки Смбата Багратуни – Куар (Кий), Шек (Мелтей) и Хореан — возвели на соседних холмах новые крепости: Куар (Кий), Мелтей (Щековица) и Кореан (Кореван).
Четыре крепости: Смбатас, Куар, Мелтей, Кореван в дальнейшем объединились в город Киев. Армянская династия киевских князей просуществовала 300 лет (585-882 годы), пока потомки трех братьев Аскольд и Дир не были убиты варягами Рюриковичами.
Об армянах-основателях Киева упоминают историки VII-VIII вв. Себеос и Зеноб Глак. О кровном родстве между Куаром, Шеком и Хореаном, с одной стороны, и Рустем-Осколдом и Диром, говорит польский историк XV века Ян Длугош и такие исследователи, как А. Шахматов и М. Тихомиров. В частности, изучавший несохранившиеся летописи Ян Дуглаш пишет, что «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».
Скифская
Период развития Преднепровья (территорий, где позднее возник Киев) с VII по III в. до н.э. принято называть скифским. Археологические находки в древних поселениях, городищах и курганах позволили ученым весьма четко определить границы Скифии, в частности на севере современной Украины. Однако однозначно ответить на вопрос, населяли ли скифы Преднепровье и какую роль они сыграли в основании Киева, пока не получается.
Считается, что царские и кочевые скифы пришли и подчинили многие местные племена, в частности скифов-пахарей лесостепного Поднепровья и современной правобережной Украины. Существует теория, что этнически скифы-пахари были праславянами, но их культура претерпела сильное влияние ираноязычных скифов-кочевников. И это доказывают археологические находки, обнаруженные при раскопках Хотовского и Ходосовского городищ. Это и горшки с налепным валиком и сквозными, проколотыми шилом отверстиями – типичная посуда скифов-пахарей, и миски с черпаками с характерной петельчатой ручкой и налепным ободком, которые использовали для вина царские скифы, и типичные скифские наконечники стрел.
Плато Путорана: чем опасен географический центр России
Ленин и Крупская: почему они не оставили потомства
Отрицательная смерть: в каком случае врачи ставят такой диагноз
The post Какой древний народ на самом деле основал Киев appeared first on Русская семерка.