Верхняя полка в старом плацкарте. Частник на машине вместо комфортабельного автобуса. И прочие дорожные «радости»...
Напомню, на канале Raut Route я рассказываю о том, что наполняет и украшает жизнь, придаёт смысл бытию и (!) делает наш маршрут извилистой, но восходящей траекторией. Нынешним летом мне довелось совершить несколько поездок. И одна из них, по маршруту Москва — Кутаиси, оказалась именно такой: весьма извилистой, но и вполне себе восходящей. В смысле, поучительной. Этим опытом я и хочу поделиться с вами сегодня.
Часть 1. Москва — Владикавказ
Что может быть лучше небольшой поездки на поезде? Когда под стук колёс ты попиваешь чаёк из стакана с фирменным подстаканником и смотришь в окно на проплывающие мимо пейзажи? Пожалуй, только поездка на новом, современном, фешенебельном поезде. К сожалению, о составе Москва — Владикавказ этого сказать нельзя.
Обзор поезда
Начать хотя бы с того, что поезд оказался длиннее платформы Павелецкого вокзала, с которого отправлялся. И пассажирам двух последних вагонов пришлось подниматься в состав по узкой, спущенной проводником, лестнице.
Некоторых это не особенно затруднило. Но у многих, включая меня, были чемоданы внушительных размеров и веса. И если бы не помощь мужчин-попутчиков, лично я, самостоятельно, просто физически не смогла бы затащить свою поклажу наверх.
Время поездки из Москвы до Владикавказа на этом поезде составляет сутки и ещё 12 с половиной часов. То есть в пути мне предстояло провести две ночи. И, конечно, на нижней полке в купе было бы удобнее. Однако, когда я покупала билет (хоть это было аж за полтора месяца до поездки), свободные места оставались уже только в плацкартных вагонах и только верхние.
Не понимаю, почему руководство РЖД не может учесть повышение спроса на билеты в летний период, рассчитать нужное количество мест и пустить по данному и другим горячим направлениям дополнительные составы. Кто понимает, пожалуйста, объясните это мне в комментариях.
Поезд был достаточно новым, но всё же заметно амортизированным. Постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) удобные и хорошего качества, но бельё из-за многочисленных стирок давно потеряло свежесть и белизну.
Но главное — туалеты. На них время отразилось особенно сильно. Унитазы, к счастью, были уже био, а не те, старые, у которых после использования нужно было нажать на педаль, и продукты жизнедеятельности вываливались просто под вагон, на проносящиеся под вами шпалы.
Однако, и у этих унитазов срок службы, похоже, давно прошёл. Поскольку один из двух туалетов работал настолько плохо, что проводницы закрывали его перед остановками. Видимо, чтобы, если случится авария, то хотя бы не на станции.
Ну, и запах. Несмотря на то, что проводницы работали ответственно и делали здесь уборку каждый положенный час, избавить эти помещения от стойкого неприятного запаха им всё равно не удавалось.
Неудачная попытка пообедать
Днём второго дня путешествия я засобиралась в вагон-ресторан пообедать. Каково же было моё удивление, когда попутчики сообщили, что таковой в данном поезде отсутствует. И все, кто ездит здесь регулярно, зная это, берут с собой еды на двое суток.
Во время обхода состава начальником поезда Олегом Алборовым я спросила его о причинах закрытия вагона-ресторана. Но он лишь констатировал факт:
— В нашем поезде уже давно нету вагона-ресторана. Он отсутствует. В связи с пандемией его отцепили. И уже лет пять… Ну, или сколько? Да, лет пять, с тех пор, его и нет.
— Его что, продали? — предположила другая пассажирка.
— Как продали?
— Ну, вагон был. Его отцепили на время…
— Его не на время отцепили. Он вообще в наш состав не входит, — возразил начальник. И, обращаясь снова ко мне, спросил:
— Вы меня снимаете?
— Да, для блога.
— Ну, хорошо. Кому передать привет?
— Всем россиянам передавайте. И приглашайте их в свой поезд.
— Обязательно! Приглашаю всех в свой поезд. И говорю, что у нас самые хорошие поезда. Пользуйтесь услугами Федеральной пассажирской компании. Мы вам предоставляем комфорт, порядок. Заботимся, чтоб пассажиры были довольны своими поездками. Хорошей вам дороги. И всего наилучшего! — пожелал он нам в заключение.
— И вам того же! — ответили мы.
О пище физической и для ума
Конечно, совсем голодной я не осталась. Во-первых, жизненный опыт научил меня быть готовой ко многому, и запас какой-никакой провизии у меня с собой всё же был. Во-вторых, мои радушные попутчики тут же предложили мне присоединиться к их трапезе. Ну, а в-третьих, на каждой станции, коих по пути было немало, к составу подходили местные жители с сумками горячей еды, бутербродами, сладостями, фруктами и напитками.
Если остановка была достаточно продолжительной, мы даже успевали немного с ними пообщаться, расспросить об их жизни, удивиться, а иногда и огорчиться некоторым её особенностям. В одном из небольших кубанских городков, например, одна из пассажирок нашего вагона начала громко возмущаться по поводу отсутствия интернета даже на станции (с тем, что его не было во время движения поезда, она, похоже, уже смирилась):
— Неужели это никого не волнует?! — восклицала наша попутчица. — Почему протестую только я одна? Остальных что, всё устаивает?
— Да нет, конечно, — с грустной улыбкой отвечали местные. — Просто мы уже привыкли. Нам интернет дают только на пару часов в день.
Ночью, выходя из поезда на остановках, я с каждым разом всё сильнее ощущала, что юг уже совсем близко — влажность и температура становились всё больше похожи на тропические. К счастью, кондиционер в вагоне работал исправно, и спать, даже на второй полке, было вполне комфортно.
Часть 2. Владикавказ — Кутаиси
Утром третьего дня мы, наконец, прибыли во Владикавказ. Точно по расписанию, в 9.48 по местному времени.
У вагонов теснились встречающие. А также водители автомобилей, предлагающие услуги по перевозке путешественников через российско-грузинскую границу.
Стоимость поездки на автомобиле и на автобусе
Цена поездки до Тбилиси составляла три тысячи рублей. До Батуми — пять. Следовательно, до Кутаиси (он на середине пути между этими городами) можно было бы доехать, наверное, тысячи за четыре.
Но у меня уже был на руках билет, купленный ещё в Москве, через сайт www.tutu.ru. Обошёлся он мне значительно дороже — в 10 тысяч рублей. Но я знала (точнее, думала, что знаю), за что плачу.
Во-первых, за уверенность, что мне не придётся искать машину впопыхах и неизвестно где. Ведь данным маршрутом я путешествовала впервые.
Во-вторых, за безопасность. Ведь купив билет через официальный агрегатор, у проверенного поставщика услуг, я полагала, что могу не беспокоиться о благонадёжности и профессионализме перевозчика.
И в-третьих, за комфорт. Из всех рейсов, имеющихся на сайте, я выбрала тот, где предлагался не автомобиль, а именно автобус. Причём, услуга предоставлялась не частным лицом или индивидуальным предпринимателем, а туристической компанией — Deniz Tour.
Однако…
Отказ перевозчика выполнять заказ
Ещё поезде, в первую ночь путешествия, я получила от этой компании странное сообщение в Telegram.
В «шапке» значилось название Deniz Tour. Но текст начинался с аббревиатуры ИП: индивидуальный предприниматель Абаева Бела Георгиевна. Содержание же было и вовсе настораживающим:
«Здравствуйте
Посмотрите пожалуйста, во сколько ваш поезд будет в Минводах»
Обескураженная, я попросила пояснить:
«Здравствуйте! Зачем это нужно?»
Ответ изумил:
«С Минвод вас заберем
Возможно
Чтоьы раньше поехать
На границе пробки»
(Орфография и пунктуация сохранены.)
Через Минводы наш поезд проходил в три часа ночи. То есть предполагалось, что я должна выйти из поезда за семь часов (!) до конечной станции, неизвестно где (в Минводах я раньше никогда не была) и посреди ночи, в темноте, искать на перроне неизвестного кого…
Разумеется, я ответила индивидуальному предпринимателю Абаевой Беле Георгиевне, что делать этого не нужно, и что я поеду до Владикавказа. И кстати, мне ещё крупно повезло, что в этот момент мне удалось поймать интернет и отправить своё сообщение адресату. Впрочем, получила ли Бела Георгиевна мой ответ, а также будет ли заказанный мной автобус ждать меня во Владикавказе или уедет из Минвод без меня, мне оставалось только гадать.
Следующей ночью, когда мне вновь удалось поймать интернет, я обнаружила, причём уже в WhatsApp*, несколько сообщений от неизвестного мне отправителя, который заявлял, что он «от Денизы», и спрашивал (с помощью голосового): «Что насчёт поездки завтра?»
Методом дедукции я заключила, что компания Deniz Tour, по-видимому, решила-таки не ждать меня во Владикавказе. И перекинула меня своему партнёру, выполняющему такие же рейсы. Но на деле всё оказалось ещё более странно.
Долгое и опасное путешествие на автомобиле
Благо во Владикавказе интернет работал исправно, и нам с моим новым водителем — Натальей — удалось благополучно связаться, встретиться и выехать точно по расписанию, в 10.30 утра.
Оказалось, что она с семьёй (тремя дочками) отправляется на несколько дней в Кобулети на отдых. И по пути может захватить несколько человек, путешествующих в том же направлении.
Двигались мы на двух машинах. Причём, в моей водителем была старшая дочь Натальи — студентка, совсем юная девушка, водительская квалификация которой, честно говоря, оставляла желать много лучшего.
Надо признать, что за рулём она чувствовала себя вполне уверенно. Но именно по этой причине скорость, с которой мы передвигались, была практически постоянно значительно выше разрешённой. Водитель не сбрасывала её даже тогда, когда впереди идущая машина по какой-то причине притормаживала. Мы просто начинали идти на обгон. И из-за этого дважды (!) чуть не врезались в переходящих дорогу коров.
Пару раз, на горном серпантине, я, не выдержав напряжения, просила водителя быть осторожнее и ехать хотя бы немного помедленнее.
В нашей машине, помимо меня, были ещё две российские туристки. А впереди сидела средняя дочь Натальи — девочка-подросток, шумная, активная и, как все подростки, немного задиристая. Когда туристки вышли, их место на заднем сидении заняла младшая дочь Натальи — пятилетняя, очень любознательная и беспокойная, как, впрочем, все дети в этом возрасте.
В машине было очень жарко. Открытые окна не спасали. Кондиционер же водитель включала лишь по просьбе пассажиров, когда становилось уже совсем невыносимо. И через несколько минут вновь его выключала, поскольку из-за него, по её словам, можно было легко простудиться.
К контрольно-пропускному пункту Верхний Ларс мы подъехали на удивление быстро. Помогли опыт и знакомства Натальи, благодаря которым мы смогли миновать значительную часть пробки, объехав её по встречной полосе. В итоге на прохождение российско-грузинской границы, включая оба пограничных контроля, у нас ушло всего полтора часа.
Однако, в пути мы несколько раз останавливались минут на 20-30 — на перекус, когда Наталье нужно было с кем-то встретиться по делам или повидаться с друзьями. Так что в пункт назначения, аэропорт Кутаиси, мы прибыли всё же со значительным — пятичасовым (!) — опозданием. Не в 19.00, как значилось в билете, купленном, напомню, на официальном сайте, а почти в полночь.
Часть 3. Оценка предоставленной услуги
Вряд ли такой сервис стоит даже четырёх тысяч рублей, не говоря уже 10. Однако, по прибытии Наталья по телефону, через дочь, попросила меня заплатить ещё тысячу — за чемодан. На сайте агрегатора об этом предупреждали: багаж оплачивается отдельно. Поэтому я не стала спорить (тем более, что делать это пришлось бы с совсем юной девушкой, почти ребёнком).
Наверное, мне стоило бы потребовать денежную компенсацию с самого сайта www.tutu.ru. За некачественные услуги и недобросовестного перевозчика. Но, сами понимаете, надеяться на успех в подобном вопросе можно было бы только в совсем других реалиях.
Поэтому я решила сделать лишь одно: рассказать обо всём вам, моим подписчикам. Просто чтобы предупредить: не будьте, как я, не надейтесь на лучшее, знайте, что неудовлетворительный сервис можно встретить даже у официального агрегатора, и готовьтесь к худшему.
Возможно, кто-то из вас прямо сейчас говорит: ну, и что такого? Ничего особенного. Довезли же!
Довезли. И даже без особых проблем.
Но в том-то и проблема большинства наших людей. Мы довольствуемся не просто малым, а вовсе ничтожным. Довезли — и слава богу. Выплатили, наконец, зарплату — и на том спасибо (а то, что она грошовая, да и ту регулярно задерживают, — ничего, потерпим). Есть хоть какая-то крыша над головой — и хорошо («пусть хрущёвочка, зато своя»). Дали койку в больнице — вообще замечательно («вон, в соседней деревне был лишь фельдшерский пункт, да и тот закрыли»).
А ведь должно быть совсем не так! Каждый из нас, все мы достойны того, чтобы лечиться в самых современных клиниках, у квалифицированных специалистов, новейшими и самыми нужными нам препаратами. Жить в просторных и светлых квартирах. Есть самую качественную еду. Ездить в удобном общественном транспорте, который ходит по расписанию. И путешествовать с комфортом. Особенно, если мы за всё это уже заплатили.
Вероника Маанди
Фото автора
* Принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.
P. S. Эта публикация представляет собой закадровый текст фильма, оформленный в виде статьи — специально для тех, кто предпочитает читать. Посмотреть сам фильм можно по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/68c9ad013b5aa80284fc902b.
P. P. S. Сравнить с другим моим недавним путешествием — здесь: В Хельсинки и обратно не напрягаясь: маршрут одного дня.