Минфин снова выбирает путь грабежа вместо модернизации. Эксперты предупреждают: НДС — самый разрушительный налог для роста. Цифры, опыт Европы и Азии, и почему Россия идёт вразрез с мировыми трендами
Простой путь: 2% НДС = 1,3 трлн рублей с карманов населения
Минфин официально подтвердил планы поднять ставку НДС с 20% до 22% с 1 января 2025 года. По оценкам Счётной палаты и Центра развития НИУ ВШЭ, каждый процентный пункт роста НДС приносит бюджету около 650 млрд рублей. Таким образом, повышение на 2% принесет 1,3 трлн рублей дополнительных поступлений.
Однако платить эти деньги придется не корпорациям, которые просто переложат налог на конечного потребителя, а домохозяйствам. По данным Росстата, уже сейчас 70% НДС фактически оплачивается населением через цены на товары и услуги. Это особенно болезненно в условиях инфляции, превышающей 7,5% в год, и снижения реальных доходов населения на 1,2% в 2023 году.
Как отмечает Алексей Зубец, профессор Финансового университета, НДС представляет собой скрытый налог на бедных и средний класс. Для беднейших 20% населения доля НДС в расходах достигает 15%, в то время как для богатых она не превышает 3%.
НДС как главный враг экономического роста
Российские экономисты давно предупреждают о деструктивном воздействии НДС на экономический рост. Исследование НИУ ВШЭ демонстрирует, что каждый процентный пункт роста НДС снижает ВВП на 0,3-0,5% в среднесрочной перспективе.
Налог также существенно тормозит инвестиционную активность: повышение ставки на 1 пункт приводит к снижению объема капиталовложений на 1,2% в течение двух лет. Наиболее сильно от повышения НДС страдает малый и средний бизнес, который не обладает достаточными ресурсами для налогового планирования и вынужден сокращать маржу.
Евгений Гавриленков, профессор ВШЭ, поясняет, что НДС по своей сути является налогом на добавленную стоимость, то есть на сам факт производства. Поскольку он облагает каждый этап производственной цепочки, более сложные и инновационные производства оказываются под наибольшим налоговым прессом. Таким образом, налог фактически наказывает за развитие, модернизацию и создание добавленной стоимости.
Мировые тренды: отказ от НДС в пользу современных налоговых систем
В то время как Россия повышает ставку НДС, развитые страны двигаются в противоположном направлении. Новая Зеландия в 2020 году снизила НДС с 15% до 12,5% для базовых продуктов питания и медицинских услуг. Канада сохраняет федеральную ставку GST на уровне 5%, а провинции добавляют лишь 5-10% с многочисленными льготами. США вообще не имеют федерального НДС, используя вместо него акцизы, налог с продаж на уровне штатов и налог на прибыль.
Швеция, несмотря на высокие социальные стандарты, с 2023 года ввела льготную ставку 6% для ресторанов, ремонтных услуг и культурной сферы с целью стимулирования занятости и поддержки малого бизнеса. Сингапур, являясь единственной страной Азии, где НДС растет (с 8% до 9% в 2024 году), одновременно возвращает 60% собранных средств населению через прямые выплаты (GST Voucher).
Ольга Благова, профессор РАНХиГС и эксперт ОЭСР, комментирует, что мировая практика показывает: НДС является налогом прошлого века. Будущее принадлежит прогрессивному налогообложению, налогам на сверхприбыль, цифровые сервисы и углеродный след. Россия же движется в противоположном направлении.
Удар по малому и среднему бизнесу: снижение порога освобождения
Вторым разрушительным шагом становится снижение порога освобождения от НДС с 60 до 10 млн рублей годовой выручки. В настоящее время под льготу попадают около 600 тысяч компаний, после реформы их число сократится до 200 тысяч.
Согласно данным ФНС, 78% компаний с выручкой 10-60 млн рублей представляют собой микро- и малый бизнес в регионах: кафе, автосервисы, строительные бригады, магазины шаговой доступности. Эти предприятия не имеют ресурсов для ведения сложного НДС-учета и сдачи соответствующей отчетности.
Тимур Нигматуллин, вице-президент «Опоры России», предупреждает, что это решение станет приговором для 400 тысяч предпринимателей. Они будут вынуждены либо уйти в теневой сектор, либо полностью закрыть бизнес. По оценкам экспертов, под угрозой оказывается 1,5 млн рабочих мест.
Существующие альтернативы: почему Минфин их игнорирует
Эксперты предлагают множество альтернативных решений, которые не наносят ущерба экономике. Налог на сверхприбыль сырьевых компаний (нефть, газ, металлы) мог бы приносить до 2 трлн рублей в год по оценкам РАНХиГС. Введение цифрового налога с иностранных IT-гигантов по примеру Франции и Италии (3% с выручки) способно принести 300-500 млрд рублей.
Повышение эффективности налогового администрирования также имеет значительный потенциал: по данным Счётной палаты, в 2023 году бюджет недополучил 1,8 трлн рублей из-за уклонения от налогов и неэффективной работы ФНС. Кроме того, существует возможность сокращения неэффективных расходов — Минфин ежегодно направляет 3,2 трлн рублей на субсидии госкомпаниям, которые не дают ожидаемой отдачи.
Экономист Михаил Хазин, резюмирует, что повышение НДС представляет собой не экономическую меру, а проявление бюрократической лени. Вместо борьбы с уклонистами, модернизации системы сборов и введения справедливых налогов правительство выбирает самый простой путь — изъятие средств у населения.
Налоговая политика как симптом системного кризиса
Повышение НДС является не просто отдельной ошибкой, а симптомом системного кризиса. Государство демонстрирует отсутствие источников экономического роста без простого изъятия средств. Оно не верит в инвестиции, предпринимательство и технологии, предпочитая оказывать давление на потребителей и малый бизнес.
Этот путь ведет в тупик. Исторические примеры Латинской Америки 1980-х годов и ЮАР 2000-х показывают, что повышение НДС часто становится предвестником длительной экономической стагнации. Россия рискует повторить их судьбу.
НДС является налогом на бедность и отсутствие будущего. Его повышение в условиях экономического кризиса представляет собой экономическое самоубийство.
Если правительство действительно хочет стимулировать экономический рост, оно должно начать с отмены этого решения. Пока еще не поздно.