Найти в Дзене
Тропой памяти

Забытые самоварные короли Тулы: как Шемарины покорили мир и как их уничтожила революция.

Как вы думаете, что изображено на этой фотографии… Так выглядело здание бывшей фабрики Шемариных по производству самоваров в городе Туле чуть больше 100 лет назад. А теперь это здание выглядит вот так. Стряхнем пыль со страничек истории и постараемся выяснить, кто же такие братья Шемарины, чем они занимались в Туле в начале прошлого века и почему их самовары так ценятся не только в России, но и за её пределами. Слава и известность к Шемариным пришла также быстро как и забвение. Взлет и падение Шемариных произошли практически за одно поколение их семьи. Шемарины были родом из крепостных, проживали в сельце Новые Лески́ Одоевского уезда. Иван Родионович Шемарин родоначальник семьи самоварщиков с малых лет проживал в семье отчима Лазаря Кузьмина. Повзрослев, он женится на Агрипине Ипатьевой. Всего в семье Ивана и Агрипины родилось семеро детей, но к сожалению двое из них Пётр и Мария умерли в раннем возрасте от скарлатины в 1867 году. Все дети были крещены приходским священником в селе По

Как вы думаете, что изображено на этой фотографии…

Так выглядело здание бывшей фабрики Шемариных по производству самоваров в городе Туле чуть больше 100 лет назад. А теперь это здание выглядит вот так.

Стряхнем пыль со страничек истории и постараемся выяснить, кто же такие братья Шемарины, чем они занимались в Туле в начале прошлого века и почему их самовары так ценятся не только в России, но и за её пределами.

Слава и известность к Шемариным пришла также быстро как и забвение. Взлет и падение Шемариных произошли практически за одно поколение их семьи. Шемарины были родом из крепостных, проживали в сельце Новые Лески́ Одоевского уезда. Иван Родионович Шемарин родоначальник семьи самоварщиков с малых лет проживал в семье отчима Лазаря Кузьмина. Повзрослев, он женится на Агрипине Ипатьевой. Всего в семье Ивана и Агрипины родилось семеро детей, но к сожалению двое из них Пётр и Мария умерли в раннем возрасте от скарлатины в 1867 году. Все дети были крещены приходским священником в селе Покровское, ныне урочище Ушаково, храм и село не дожили до наших дней.

Карта Одоевского уезда 1833 года.
Карта Одоевского уезда 1833 года.

Первые упоминания о Шемариных в Туле датируются концом 19го века. Владимир Иванович Шемарин отмечен в генеральной описи всех предприятий Тулы как помощник владелицы самоварной фабрики Салищевой Татьяны Ивановны. Примерно в то же время его брат Дмитрий Иванович приобретает первое имущество на имя Шемариных в Туле по улице Георгиевская, ныне Луначарского. Спустя некоторое время Владимир женится на дочери известного тульского оружейника Гудкова – Марии Николаевне Гудковой. Интересный факт, что у тёщи Владимира Ивановича была небольшая самоварная фабрика на улице Штыковой в Туле. С большой долей вероятности, имея не малый опыт в руководстве подобным производством, Владимир Иванович помогал своей теще в развитии её фабрики. Затем, накопив капитал он приобретает земельный участок с небольшими строениями практически по соседству с фабрикой тещи на улице Горской, ныне Комсомольская и уже там начинает свое собственное производство самоваров вместе со своим братом Дмитрием.

В 1894 году на сельскохозяйственной выставке в городе Боровичи Шемарины получают свою первую награду за свои самовары. Также к новым достижениям Шемариных можно отнести изменения в их социально-правовом статусе. Из крестьянского сословия они были записаны во временное тульское купечество, что давало им право нанимать рабочих на производство, торговать под собственной вывеской, вести розничную торговлю. А уже в 1899 году братья Владимир и Дмитрий заключают договор о создании своего собственного торгового дома! Первый вносит 25 тысяч рублей, а второй 15 тысяч рублей. Также они привлекают своего брата Александра, который внес 5 тысяч рублей. Параллельно с этим Владимир Иванович становится полноправным купцом. А его брат Дмитрий получает это же звание в 1900 м году.

С организацией деятельности братьев успешность их производства позволяет приобретать новые территории для расширения самоварного дела. Строятся новые мастерские, нанимаются рабочие, расширяется модельный ряд самоваров. Разрядность фабрик Дмитрия и Владимира позволяла в то время нанять до 200 рабочих. Для сравнения фабрика тещи Владимира Шемарина могла использовать лишь 15 работников. Помимо достижения новых уровней производственных мощностей, Шемарины стали завоевывать международное признание и получать различные награды за свои самовары на иностранных выставках, в том числе в Париже и Глазго. Так в 1900м году на всемирной выставке в Париже была получена большая серебряная медаль, а в 1901 году на международной выставке в Глазго почетный диплом. Клейма и оттиски полученных наград наносились на самовары, что являлось подтверждением высокого качества продукции торгового дома Шемариных. Вдобавок к этому Шемарины стали поставщиками двора его императорского величества шаха Персидского, о чем было соответствующее упоминание в тульской газете. Производство металлических изделий в Персии, в том числе различной посуды существовало с древнейших времен и прийтись что называется «ко двору» самому шаху из чужой страны было огромным достижением.

Удивительная история заключается в том, что на чужбине царствующий двор оценил высокое качество самоваров и профессионализм Шемариных, а в своей стране в конкурентной борьбе они уступили известным промышленникам Баташевым. Находясь в Петербурге, братья Шемарины обратились в придворную канцелярию Александры Федоровны с прошением преподнести в дар цесаревичу и цесаревнам по детскому самоварчику. После этого из канцелярии пришел запрос в тульскую полицию. Так сказать решили навести справки, что же из себя представляли эти Шемарины. В справке тульский полицмейстер охарактеризовал их с положительной стороны, но увы, видимо этого не хватило для одобрения их прошения. А самоварчики для царских отпрысков пришли с клеймами Баташева. Несмотря на этого Шемарины не унывали и продолжали расширять своё присутствие за пределами Тулы. Так до нашего времени сохранилось здание в Ташкенте 1911 года постройки, в котором располагалось представительство торгового дома Шемариных.

Помимо заслуг на международном поприще братья активно занимались благотворительностью и попечительством. Помогали детским приютам в Туле. Александру Ивановичу Шемарину за труды по благотворительности детским приютам ведомством царицы Александры Фёдоровны была пожалована серебряная медаль «За усердие» (1913г.). В свою очередь Владимир Шемарин являлся директором в двух тульских приютах. Дмитрий Шемарин вёл наиболее активную общественную деятельность и занимал внушительный список различных общественных должностей. В 1906 году к самоварному бизнесу присоединились младшие братья Шемариных Андрей и Николай в качестве наемных служащих, за что получали соответствующее жалование. Братья Шемарины преуспевали и на любовном фронте, все достаточно успешно женились на различных особах из обеспеченных семей.

Новое время диктовало новые правила, развитие технологий и средств производства не стояло на месте. С 1910 года Шемарины начинают внедрять на своих фабриках современные на то время электродвигатели от фирмы Сименс и Гальске и двигатели фирмы Хорнсби. Помимо самоварного бизнеса Шемарины также занимались разведением крупного рогатого скота и осуществляли поставки молока в тульскую Ваныкинскую больницу.

Казалось бы ничего не предвещало беды, дела Шемариных шли прекрасно, но вдруг «приехал Ленин на броневике». 1917 год, смена государственного строя, а уже в следующем 1918м все крупные предприятия национализируются. 1 января 1919 года все самоварные производства Тулы переходят под управление треста под названием «Центрамедь». Иными словами Шемариных, как и многих других производителей обокрало собственное правительство. Это был полный и бесповоротный крах как для фабрикантов Шемариных, так и для других промышленников в России. 1917й год стал концом их класса как экономической и социальной силы в стране. В одночасье владельцы предприятий лишились права собственности без какой-либо компенсации. А их имущество объявлялось «достоянием народа». Большевики рассматривали буржуазию как «класс врагов пролетариата», фабриканты и промышленники были объявлены «эксплуататорами». Часто их обвиняли в «саботаже», «спекуляции» или «контрреволюционной деятельности» — даже если они просто пытались сохранить своё дело. В 1922 году от тифа умирает один из братьев - Дмитрий Иванович Шемарин, а его семья остается в крайне бедственном положении. Жене Дмитрия Ивановича было отказано в наследовании имущества почившего мужа, всё имущество было признано как добытое «эксплуатационным трудом» и передано в коммуну коммунотдела. Семья Дмитрия Ивановича была выселена, а в доме расквартировали красноармейцев 124го полка. А затем в доме располагался транспортный отдел ГПУ.

-8

В 1923 году скончался Владимир Иванович Шемарин. В 1926 году умер его брат Александр Иванович Шемарин. Их брат Андрей Иванович уехал с семьей в Москву, где скончался в 1939м. Лишь одного из братьев Шемариных, а именно Николая Ивановича меньше всего затронула революция 1917 года. Вместе с семьей он продолжал жить в своем доме на улице Луначарского. Во время процветания их фамильного дела он выполнял функции коммивояжера, ездил по разным городам, рекламировал и распространял продукцию их торгового дома. До конца жизни Николай Иванович постоянно испытывал трудности из-за своей фамилии. Часто его увольняли именно из-за неё, классовая ненависть всё ещё бурлила у советского пролетариата. Николай Иванович умер в 1947 году. Его дочь Галина Николаевна, с 1947 Казарян работала в Туле учителем математики. Её брат Николай стал достойным представителем их семьи. С 1968 по 1978 год возглавлял механико-технологический факультет тульского политехнического института. А с 1988 был профессором кафедры технологии машиностроения. Был порядочным и интеллигентным человеком.

Из воспоминаний его жены Лидии:

- Я очень хорошо помню, как мы познакомились с Николаем, - рассказывает Лидия Ивановна Шемарина.

- Ведь первая любовь не забывается. Это был 1950-й год. Я работала на заводе, в отделе главного конструктора, а Николай пришел к нам на практику. Мне поручили купить для работников билеты в кино. Николай подошел ко мне и сказал: "И мне возьмите билет, только чтобы рядом с Вами". А после сеанса в кинотеатре им. Бабякина пошел меня провожать.

- Он мне очень нравился: интеллигентный, скромный, интересный собеседник. Очень много знал и умел интересно рассказывать, особенно о фронте. Но о своих родных - самоварных фабрикантах - никогда не говорил. Тогда было нельзя иметь таких родственников...

- Когда мы переезжали из старого дома на улице Луначарского в новую квартиру, все самовары оставили в сарае,

- Молодые были, казалось, не нужно все это. А сейчас сожалеем...

В браке у них родилась дочка, которую также назвали Лидой.

В политехническом институте Николай Николаевич преподавал до последних дней. О своем происхождении он никогда не распространялся, о том, что он тот самый Шемарин, потомок тульских фабрикантов. После его смерти родственники в семейных архивах нашли различные фотографии и документы, подтверждающие его прямое родство со знаменитой фамилией!

Судьба семьи Шемариных — трагическая, но типичная для русской промышленной буржуазии после 1917 года.

От славы, богатства и признания — к национализации, забвению и нищете.

Но их наследие выжило — в музейных экспонатах, в памяти туляков, в их самоварах. Шемарины - достойнейшие представители золотого века русского ремесла. И очень жаль, что правительству нет дела до сохранения памяти об этих значимых для страны людях…