В Петербурге маскировочные сети для бойцов плетут не цеха оборонки, а сотни добровольцев — прежде всего, люди «второй молодости». Для многих это не просто дело рук, а способ быть полезными, общаться и чувствовать причастность к большому делу. Подробнее – в материале spb.aif.ru.
Как обмануть нейросеть
Сегодня в Петербурге действует немало проектов, программ и кампаний, призванных не только поддержать здоровье и досуг горожан старшего возраста, но и дать им поле для реального дела. Одно из таких — плетение маскировочных сетей и сопутствующего снаряжения для СВО. На городской карте уже десятки площадок, где ежедневно кипит тихая, но упрямая работа.
«В каждое движение рук вкладываю свою энергию, мысль... посылаю этот импульс защиты своим родным на передовой, чтобы они его поймали, почувствовали, и чтобы он им помог», — рассказывает одна из создательниц оберегов для российской техники Валентина Шемякова.
В этих словах — вся суть того, зачем люди возвращаются к станкам и рамам изо дня в день. Базовая технология плетения проста: в основу, которая выглядит как обычная рыболовная сеть, вплетаются ленты разных материалов и оттенков. Палитра зависит от сезонов и ландшафта: южные направления просят зелёно-коричневые решения, северные — «снег с проталинами». На один комплект 3×2 м уходит до недели, а в зоне СВО это расходник: сгорела — поставили новую, поэтому потребность в маскировочных сетях есть всегда.
Волонтёр и организатор одной из петербургских групп Ольга Суетина вспоминает: «Занимаюсь плетением маскировочных сетей четвёртый год. Всё началось спонтанно: знакомые военные с первых дней говорили, что на фронте им не хватает самого элементарного — маскировки. Я стала разбираться, как помочь: смотрела обучающие видео в интернете, читала старые методички Минобороны. Подключила и личный опыт — у меня таёжное детство... Закупила материал и просто начала плести сети дома».Постепенно в работу добавились графические «разрывы» под коптеры и тепловизионные средства наблюдения.
«Сейчас важна не только "зелёнка", но и графика, которую считывает нейросеть. Маскировка должна быть намного более реалистичной, чем раньше», — объясняет Ольга.Волонтёрские штабы в Петербурге живут по расписанию конвоев.
«Конвои уходят почти каждую неделю. Вчера, например, отвезли гуманитарку на четыре точки — в основном медицинские препараты и 16 сетей. В месяц у нас получается 100-150 сетей; за всё время отправили около 3000. Сетка — это 50–70 человеко-часов, и живёт она недолго: сгорает, позиции меняются — это расходник», — перечисляет Ольга Суетина.
Спасти жизни сыновей
Одним из центров движения по плетению сетей стало петербургское отделение фонда «Спасибо маме за жизнь».
«На сегодня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области у нас открыто около60 точек. Принцип такой: сначала формируем коллектив, а уже под него ищем помещение. При этом до 90% наших волонтёров — пенсионеры», — говорит специалист фонда, руководитель направления по маскировке Наталья Молчунова. Почему именно старшее поколение откликается?
«У людей пожилого возраста есть свободное время, а также потребность в общении — мастерские легко решают ещё и задачу социализации немолодых петербуржцев, — объясняет Наталья. — Некоторые могут проводить у нас целые дни напролёт. А ещё им важно чувствовать себя нужными и полезными — обществу, людям, Родине. Как к нам присоединиться? Очень просто: нужно прийти в один из удобных пунктов, там всё покажут и всему научат. Никакого особого опыта не требуется, если человек умеет завязывать шнурки, он справится и с основными узлами для сетей».
«С первых дней специальной военной операции мы, мамы и бабушки, плетём маскировочные сети, чтобы защитить и укрыть наших бойцов, своих сыновей и внуков, спасти их жизни. Наши ребята защищают интересы страны, мы — защищаем их жизни», — говорят волонтёры фонда.
По их данным, только за полугодие здесь изготовлены тысячи изделий, но в очереди ещё больше заявок.
Кусочек сердца — в каждой посылке
Таких организаций и фондов — множество по всему городу. Например, очень ждут волонтёров на Васильевском острове.
«У нас здесь постепенно расширяется круг участников. Приезжают и молодые, и пожилые — мы рады любым свободным рукам», — отмечает руководитель Комплексного центра Василеостровского района Любовь Назарова.
В этом же районе действует ещё одна известная общественная группа с немного сказочным названием «Бабки Ёжки» — их работу поддерживают семьи военнослужащих, жители района, депутаты. В Курортном районе пожилые волонтёры плетут сети и нашлемники, делают сухой душ, паракорды и хирургические тампоны.«Требуется постоянная помощь в сортировке и упаковке гуманитарного груза для наших ребят, которые обеспечивают всем нам мирное небо над головой», — говорит руководитель движения в Сестрорецке Яна Храмцова.
Зое Михайловне 86 лет. Маскировочные сети она плетёт ежедневно — на её счету уже сотни изделий, спасших жизни множества солдат. И останавливаться женщина не собирается.
«Не могу сидеть, сложа руки, хожу плести сети каждый день с любовью, молитвой, надеждой на нашу большую общую победу», — признаётся пенсионерка. Вместе с посылками гуманитарной помощи, в которых не только продукты и медикаменты, но и тактическое снаряжение: маскировочные сети, нашлемники, антидроновые «шторы», браслеты выживания, — она отправляет бойцам и кусочек своего сердца, свои стихи.И это, пожалуй, самое главное. Как отмечают волонтёры, за плетением — не только линия фронта, но и второй фронт — человеческий. Пожилые петербуржцы получают то, чего порой не хватает в старости: команду единомышленников, смысл жизни, насыщенный и продуктивный день.
А главное, они находят своё место силы — в мастерских, где каждый узел имеет смысл.