Найти в Дзене
Марсель Македонский

«Последний самурай»: закат эпохи и рождение легенды

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Пересмотрел я тут «Последнего самурая», на который в своё время все пошли ради Тома Круза, а вышли очарованный Кеном Ватанабэ. Много лет не смотрел, так что было интересно получить новые впечатления, когда важны не только побоища и смачные реплики. Несколько слов об этом.

В мировой истории есть моменты, когда время как бы спрессовывается, и целые эпохи, с их культурой, идеалами и образом жизни, уходят в небытие под натиском безжалостного прогресса. Именно такой переломный момент — Японию последней трети XIX века, разрываемую между самурайским прошлым и индустриальным будущим, — исследует в своем фильме режиссёр Эдвард Цвик. «Последний самурай» — это не просто историческая драма с батальными сценами; это вдумчивое и меланхоличное размышление о том, что теряет человечество, безоглядно устремляясь вперёд, попирая традиции.

Сюжет построен вокруг классического для западного кинематографа приёма «чужого среди своих». Капитан Нейтан Олгрен (Том Круз) — идеальный проводник для зрителя. Он опустошённый ветеран, терзаемый внутренними демонами после участия в кампаниях против коренных американцев, человек, который растерял свои идеалы и ищет забвение на дне бутылки. Его наёмная миссия — обучить первую современную армию Японии — изначально цинична и продиктована лишь деньгами. Однако пленение им самураями во главе с харизматичным Кацумото (Кен Ватанабэ) становится для него не заключением, а освобождением. Освобождением от груза собственного прошлого и открытием целого мира, живущего по законам чести, долга и духовной чистоты.

-2

Именно здесь, в альтернативной реальности самурайской деревни, разворачивается главная драма. Цвик мастерски выстраивает процесс культурной ассимиляции своего героя. Олгрен постепенно, от отторжения к любопытству, а от него — к глубочайшему уважению, проникается кодексом бусидо. Это не романтизация, а скорее попытка понять иной тип сознания, где ценность человека измеряется не его полезностью, а его достоинством.

Нельзя не сказать и об операторской работе Джона Толла, которого мы знаем по «Храброму сердцу». Он противопоставляет серый, дымный и суетливый мир современного Токио умиротворяющей, напоенной светом и гармонией природе горной деревни.

-3

Что касается актёрских работ, то здесь всё очень интересно. Том Круз, безусловно, несёт ленту на своих плечах, проходя путь от морального падения до воина, который наконец-то обрёл цель. Однако подлинной душой картины, её моральным компасом, становится Кен Ватанабэ. Его персонаж — не фанатик, цепляющийся за прошлое, а трагический философ, поэт и воин, с болью в сердце наблюдающий, как мир, которому он служил верой и правдой, добровольно отрекается от себя самого. Ватанабэ создаёт образ такой глубины и благородства, что он неизменно затмевает Круза в их общих сценах. Мне думается, что в этом и лежит ключевая правда фильма: Запад может лишь научиться, но не возглавить эту культуру.

Финал картины также можно упрекнуть в излишней голливудской выверенности, в стремлении к катарсису, который, возможна, противоречит суровой исторической правде.

-4

Тем не менее, «Последний самурай» — это кино высшей пробы. Это интеллектуальный и эмоционально насыщенный эпос, который поднимает вневременные вопросы: что такое честь в бесчестном мире? Можно ли сохранить верность идеалам, когда мир вокруг них больше не нуждается? И что остаётся от народа, который в погоне за будущим забывает о своей душе?

Благодарю за внимание.