Найти в Дзене
Популярная Библиотека

«Гадюка» от Алексея Толстого - шикарный советский боевик про красную спецназовку, которой просто в мирной жизни не повезло

В 1928 году известный уже тогда советский писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) написал «Повесть об одной девушке», которая вышла в 1929 году под названием «Гадюка». И хотя повесть вышла сама по себе шикарная, но вышедший в 1965 году фильм по этой повести получился еще шикарней. Сюжет строился вокруг судьбы молодой девушки из хорошей семьи города Казани, оказавшейся в 18-летнем возрасте в кровавой революционной мясорубке. И за годы своей военной службы в Красной Армии на фронтах Гражданской войны эта девушка превратилась в такого страшного спецназовца, что ее боялись даже мужики и вполне обоснованно, хоть и с огромным уважением, называли Гадюкой. Я никогда не увлекался сочинениями Алексея Толстого, хотя считаю его «Гиперболоид инженера Гарина» вершиной всей советской приключенческой фантастики и перечитывал многократно, также многократно пересматривал и оба фильма, поставленных по этому роману. А остальное его творчество меня почему-то не волновало, даже его великолепного

В 1928 году известный уже тогда советский писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) написал «Повесть об одной девушке», которая вышла в 1929 году под названием «Гадюка». И хотя повесть вышла сама по себе шикарная, но вышедший в 1965 году фильм по этой повести получился еще шикарней. Сюжет строился вокруг судьбы молодой девушки из хорошей семьи города Казани, оказавшейся в 18-летнем возрасте в кровавой революционной мясорубке. И за годы своей военной службы в Красной Армии на фронтах Гражданской войны эта девушка превратилась в такого страшного спецназовца, что ее боялись даже мужики и вполне обоснованно, хоть и с огромным уважением, называли Гадюкой.

Одна из афиш к фильму "Гадюка", 1965 г., и кадр из него
Одна из афиш к фильму "Гадюка", 1965 г., и кадр из него

Я никогда не увлекался сочинениями Алексея Толстого, хотя считаю его «Гиперболоид инженера Гарина» вершиной всей советской приключенческой фантастики и перечитывал многократно, также многократно пересматривал и оба фильма, поставленных по этому роману.

А остальное его творчество меня почему-то не волновало, даже его великолепного «Петра Первого» я читал только один раз – не вдохновил.

Первое издание повести "Гадюка" А. Толстого, 1929 г.
Первое издание повести "Гадюка" А. Толстого, 1929 г.

То же самое можно сказать и про все остальное – не вдохновили меня ни Аэлита, ни Ибикус, ни граф Калиостро, разве что «Золотым ключиком» я в детстве зачитывался, но только из-за картинок.

Поэтому можно понять, почему мимо моего внимания совершенно закономерно прошло еще одно просто шикарное произведение А. Толстого, которое я вдруг обнаружил совсем недавно, хотя, с одной стороны, хотя бы сюжетно мог бы об этом произведении знать, а, во-вторых, оно было экранизировано еще в 1965-м, но почему-то я его за 30 лет моей жизни в СССР ни разу не видел, хотя смотрел по телевизору тогда все подряд, благо в советском телевизоре было всего два канала, и имелась в газетах телепрограмма.

Одна из пфиш к фильму "Гадюка", 1965 г.
Одна из пфиш к фильму "Гадюка", 1965 г.

Короче, сижу я как-то ночью, работаю, и тут по одному каналу, который начал крутить старые советские фильмы, начало идти кино, первую часть которого я смотрел невнимательно, и потому не понял сразу, о чем именно речь. В целом фильм был про Гражданскую войну и напоминал поначалу множество картин подобного рода, которые у нас крутились в те времена. Только тут сюжет был про «дочь полка», которую подобрал красный командир и зачислил в свой конный отряд красноармейцем.

Никогда до этого я этого фильма не видел, но сюжет показался мне поначалу банальным.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.

Но тут я вдруг обратил внимание на один момент, когда главная героиня, отвозя пакет в штаб, попала в засаду у реки, и за ней погнались два белогвардейца. Ну, я бросил работу и стал переживать – мне показалось, что героиня, как всегда было в революционных фильмах, падет смертью героя.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.

Не тут-то было! Молодая девушка-кавалерист так лихо, причем практически молниеносно, расправилась с двумя матерыми вояками, что я чуть не выпал из кресла. Одного она застрелила из своего революционного винчестера, другого зарубала саблей. Когда она вернулась в отряд и рассказала об этой стычке, ее товарищи по оружию позубоскалили, но не над ней, потому что прекрасно знали, что эта «девка не промах», а над двумя незадачливыми белогвардейцами.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Гадюка попадает в засаду
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Гадюка попадает в засаду

И вот, досмотрел я это кино до самого конца, и конец был хоть и трагический, но закономерный. У героини фильма, которую звали Ольга Вячеславовна (именно так к ней уважительно обращались в фильме, несмотря на то, что ей было на тот момент всего около 20 лет от роду), случился после войны «военный синдром», она неправильно распорядилась своей мирной судьбой и совершила убийство, но не злонамеренное, а спровоцированное.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Гадюка расправляется с вторым белогвардейцем
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Гадюка расправляется с вторым белогвардейцем

Ну, не вписалась Ольга Вячеславовна Зотова в мирную жизнь, надо было ей оставаться на военной службе, все было бы по-другому. А такие спецназовцы в мирной жизни часто ведут себя как на войне.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.

В общем, я досмотрел этот фильм, но совершенно не знал о нем ничего – самостоятельный это сценарий, или по чьему-то литературному произведению. Я даже названия его не запомнил, потому что начало пропустил. Но благодаря Интернету я сначала нашел фильм, а потом вышел и на автора сюжета.

Ольга Вячеславовна Гадюка после того, как узнала о гибели в бою своего командира, в корторого была влюблена
Ольга Вячеславовна Гадюка после того, как узнала о гибели в бою своего командира, в корторого была влюблена

И каково же было мое удивление, когда оказалось, что фильм, который назывался «Гадюка», поставлен по одноименной повести Алексея Николаевича Толстого и имел конкретный подзаголовок – «Повесть об одной девушке». Произведение было написано в 1928 году, отдельным изданием вышло в 1929-м, и впоследствии вышло в разных авторских сборниках и антологиях более 60 раз.

Иллюстрация с обложки одной из книг А . Н. Толстого с рассказом Гадюка
Иллюстрация с обложки одной из книг А . Н. Толстого с рассказом Гадюка

Но я-то кроме «Гиперболоида» никаких книг. А. Н. Толстого не приобретал, потому об этой повести даже не слышал.

Короче, прочитал я повесть, а потом пересмотрел кино более внимательно. И фильм мне понравился больше, хотя имел все недостатки кинолент, снятых в 60-х годах. Нет, повесть тоже хороша, но это как раз тот случай, когда на героев и производимые ими действия надо смотреть, а не додумывать своим воображением. И постановщик фильма со своей задачей справился просто прекрасно, ну, с поправкой на время, когда этот фильм снимался.

Вот так изображалась Ольга Вясеславовна Зотова (Гадюка) разными иллюстраторами в разных изданиях повести
Вот так изображалась Ольга Вясеславовна Зотова (Гадюка) разными иллюстраторами в разных изданиях повести

Единственный минус этого произведения в том, хоть и гипотетический, что не рассказывается о дальнейшей судьбе героини. Позже я узнал, что в 30-е годы «Гадюка» вызвала такой резонанс в советском обществе, что она постоянно обсуждалась на читательских конференциях по всей стране (а такие конференции тогда были в порядке вещей, мало того – поощрялись соответствующими советскими органами). Мало того, в некоторых местах устраивались показательные суды по «делу Зотовой», в которых иногда даже принимали участие настоящие судьи и прокуроры.

Настоящие! Представьте себе, насколько это произведение в те годы было популярно и значительно.

Некоторые книги с повестью "Гадюка"
Некоторые книги с повестью "Гадюка"

Также мне стало известно, что проблемой «военного синдрома» А. Толстой был озабочен еще до создания «Гадюки» - он рассматривается им в повести «Голубые города», написанной за три года до этого – в 1925-м. Но там фигурирует не девушка, а молодой мужчина, вернувшийся с войны, и также не способный вписаться в мирную жизнь. Он тоже совершил преступление – сжег целый город, не в состоянии смириться с его мещанским содержанием. Напомню – тогда вовсю расцветал НЭП, и многие революционеры, проливавшие кровь на полях Гражданской войны, этого вернувшегося в СССР царского мещанства не понимали.

Иллюстрация к одному из вариантов повести "Гадюка"
Иллюстрация к одному из вариантов повести "Гадюка"

Также интересно и то, что идея рассказа «Гадюка» имеет реальную судьбу реального человека, то есть А. Толстому ничего особо не надо было выдумывать, он поработал только над деталями. У него был один знакомый, чья жена – тоже бывшая дочь богача, как и «Гадюка» Ольга Вячеславовна в повести Толстого, - пережила те же самые «приключения» во время Гражданской войны. Она вступила в ряды Красной Армии; одна жила среди бойцов, по-братски относящихся к ней; участвовала в военных действиях; выжила после расстрела, скрывалась от белых по лесам, снова воевала, и так далее и тому подобное.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Тут начинается мирное время после войны. Гадюка пытается встроиться в эту реальность
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Тут начинается мирное время после войны. Гадюка пытается встроиться в эту реальность

Сюжет «Гадюки» взят именно отсюда, только судьба реального прототипа сложилась иначе, потому что после войны реальная девушка вышла замуж, хоть и за первого встречного и нелюбимого, но именно этот муж помог ей адаптироваться в послевоенном мире, а потом, получив образование, она развелась, и, крепко стоя на ногах и избавившись от военных психологических проблем, вышла замуж уже по любви и прожила хорошую жизнь.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.

А. Толстой мог бы, конечно свой сюжет завершить более счастливо, но не в этом была его цель. Он хотел осветить именно проблему «военного синдрома», когда очень сильные на войне люди, сталкиваясь с реалиями мирной жизни, совершенно ломаются. А тем более в 20-е годы этот синдром наложился на действительность НЭПа, который своей идеологией как бы отрицал всё то, за что дрались многие красноармейцы на войне и за что клали на поле боя свои жизни. Так что конец повести хоть печальный, но вполне ожидаемый. Повесть ведь не приключенческая, и тем более для детей, как «Золотой ключик», и ее задача была конкретная.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г.

Но если глубоко не задумываться над темой «военного синдрома», то произведение это весьма выдающееся, при этом фильм, снятый в 1965-м, только увеличил все его достоинства. При этом тем, кто еще не читал повесть и не смотрел фильм, рекомендую начать именно с фильма. Фильм получился вполне себе убойным, и я думаю, что А. Н. Толстой не зря после «Голубых городов» вернулся к этой теме. Когда «военный синдром» случается у бывшего солдата – это не так интересно, а вот когда подобной проблемой начинает страдать молодая девушка – это уже оригинально.

Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Кульминация, сейчас произойдет убийство
Кадр из фильма "Гадюка", 1965 г. Кульминация, сейчас произойдет убийство

И вот поэтому писатель и решил сделать из своей героини настоящего спецназовца, или, точнее – спецназовку, которая и в огне не горит, и в воде не тонет. Ведь прозвище Гадюка ей было дано не за то, что она вернулась к мирной жизни с испорченным характером, а потому что она на войне выворачивалась из всех передряг, как змея. Ее и убивали несколько раз, но она выживала, и выздоравливала после смертельных болезней, и даже водила в атаку свой отряд прямо на вражеские пулеметы до самого конца войны. И ее сослуживцы так и говорили ей – мол, ты изворотливая, как гадюка.

Некоторые современные издания повести
Некоторые современные издания повести

Одна из цитат:

«Должен вам сказать, - повторял он ей для бодрости, — живучи вы, Ольга Вячеславовна, как гадюка… Поправитесь - запишу вас в эскадрон, лично моим вестовым»…

…Ольга Вячеславовна действительно была живуча, как гадюка. После всех происшествий от нее, казалось, остались только глаза, но горели они бессонной страстью, нетерпеливой жадностью…

…Ольга Вячеславовна была худа и черна; могла пить автомобильный спирт, курила махорку и, когда надо, ругалась не хуже других. За женщину ее мало кто признавал, была уж очень тоща и зла, как гадюка. Был один случай, когда к ней ночью в казарме подкатил браток, бездомный фронтовик с большими губами - «Губан» - и попросил у нее побаловаться, но она с внезапным остервенением так ударила его рукояткой нагана в переносье, что братка увели в лазарет. Этот случай отбил охоту даже и думать о «Гадючке»...

Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий

Так вот, выписал Алексей Николаевич свою спецназовку весьма умело, чисто по кинематографически, и с этой героиней это получился самый настоящий боевик типа триллер. Конечно, красной нитью проходит через все произведение психологический экскурс, так сказать, и даже в нем присутствует любовная тематика, но не пошлая, как в иных произведениях подобного типа, а довольно высокого качества.

Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий

И остается только понять, почему сама повесть «Гадюка» переиздавалась год от года, а вот фильм в СССР по телевизору вообще не показывали, иначе я бы его увидел и запомнил на всю жизнь.

Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий
Иллюстрации к одному из современных изданий. К Гадюке пристает начальник с конкретной целью, но она его отшила так, что тот чуть не остался калекой
Иллюстрации к одному из современных изданий. К Гадюке пристает начальник с конкретной целью, но она его отшила так, что тот чуть не остался калекой

Странно это всё, создается впечатление, что в СССР фильм просто провалялся столько десятилетий на пыльной полке, а после перестройки затерялся среди хлынувших на бывший советский кинорынок всяких «Рэмбо» и «Шварценеггеров».

Иллюстрации к одному из современных изданий. Кульминация сюжета
Иллюстрации к одному из современных изданий. Кульминация сюжета

Но вот все эти Рэмбо и Шварценеггеры насквозь фальшивые, а наша Гадюка – это полный шик и блеск, и убедительна настолько что все эти западные супергерои на ее фоне выглядят просто детишками.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Валентин Пикуль – писатель совсем не детский, но написал одну прекрасную книгу для детей

«Где 042?» - совершенно потрясающий советский блокбастер о затерявшемся в тылу врага нашем бронекатере. Это кино про супергероев 1941 года

Повесть о невероятных приключениях моряков-черноморцев в оккупированном Крыму во время войны. П. Капица, «В открытом море», 1946 г.

«Библиотечка военных приключений», 1950-1962 гг. - предтеча знаменитой серии «Военные приключения» от «Воениздата»

Самый крутой роман о Великой Отечественной – его изучают в финской и израильской военных Академиях и обязаны читать все китайские коммунисты