В 1928 году известный уже тогда советский писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) написал «Повесть об одной девушке», которая вышла в 1929 году под названием «Гадюка». И хотя повесть вышла сама по себе шикарная, но вышедший в 1965 году фильм по этой повести получился еще шикарней. Сюжет строился вокруг судьбы молодой девушки из хорошей семьи города Казани, оказавшейся в 18-летнем возрасте в кровавой революционной мясорубке. И за годы своей военной службы в Красной Армии на фронтах Гражданской войны эта девушка превратилась в такого страшного спецназовца, что ее боялись даже мужики и вполне обоснованно, хоть и с огромным уважением, называли Гадюкой.
Я никогда не увлекался сочинениями Алексея Толстого, хотя считаю его «Гиперболоид инженера Гарина» вершиной всей советской приключенческой фантастики и перечитывал многократно, также многократно пересматривал и оба фильма, поставленных по этому роману.
А остальное его творчество меня почему-то не волновало, даже его великолепного «Петра Первого» я читал только один раз – не вдохновил.
То же самое можно сказать и про все остальное – не вдохновили меня ни Аэлита, ни Ибикус, ни граф Калиостро, разве что «Золотым ключиком» я в детстве зачитывался, но только из-за картинок.
Поэтому можно понять, почему мимо моего внимания совершенно закономерно прошло еще одно просто шикарное произведение А. Толстого, которое я вдруг обнаружил совсем недавно, хотя, с одной стороны, хотя бы сюжетно мог бы об этом произведении знать, а, во-вторых, оно было экранизировано еще в 1965-м, но почему-то я его за 30 лет моей жизни в СССР ни разу не видел, хотя смотрел по телевизору тогда все подряд, благо в советском телевизоре было всего два канала, и имелась в газетах телепрограмма.
Короче, сижу я как-то ночью, работаю, и тут по одному каналу, который начал крутить старые советские фильмы, начало идти кино, первую часть которого я смотрел невнимательно, и потому не понял сразу, о чем именно речь. В целом фильм был про Гражданскую войну и напоминал поначалу множество картин подобного рода, которые у нас крутились в те времена. Только тут сюжет был про «дочь полка», которую подобрал красный командир и зачислил в свой конный отряд красноармейцем.
Никогда до этого я этого фильма не видел, но сюжет показался мне поначалу банальным.
Но тут я вдруг обратил внимание на один момент, когда главная героиня, отвозя пакет в штаб, попала в засаду у реки, и за ней погнались два белогвардейца. Ну, я бросил работу и стал переживать – мне показалось, что героиня, как всегда было в революционных фильмах, падет смертью героя.
Не тут-то было! Молодая девушка-кавалерист так лихо, причем практически молниеносно, расправилась с двумя матерыми вояками, что я чуть не выпал из кресла. Одного она застрелила из своего революционного винчестера, другого зарубала саблей. Когда она вернулась в отряд и рассказала об этой стычке, ее товарищи по оружию позубоскалили, но не над ней, потому что прекрасно знали, что эта «девка не промах», а над двумя незадачливыми белогвардейцами.
И вот, досмотрел я это кино до самого конца, и конец был хоть и трагический, но закономерный. У героини фильма, которую звали Ольга Вячеславовна (именно так к ней уважительно обращались в фильме, несмотря на то, что ей было на тот момент всего около 20 лет от роду), случился после войны «военный синдром», она неправильно распорядилась своей мирной судьбой и совершила убийство, но не злонамеренное, а спровоцированное.
Ну, не вписалась Ольга Вячеславовна Зотова в мирную жизнь, надо было ей оставаться на военной службе, все было бы по-другому. А такие спецназовцы в мирной жизни часто ведут себя как на войне.
В общем, я досмотрел этот фильм, но совершенно не знал о нем ничего – самостоятельный это сценарий, или по чьему-то литературному произведению. Я даже названия его не запомнил, потому что начало пропустил. Но благодаря Интернету я сначала нашел фильм, а потом вышел и на автора сюжета.
И каково же было мое удивление, когда оказалось, что фильм, который назывался «Гадюка», поставлен по одноименной повести Алексея Николаевича Толстого и имел конкретный подзаголовок – «Повесть об одной девушке». Произведение было написано в 1928 году, отдельным изданием вышло в 1929-м, и впоследствии вышло в разных авторских сборниках и антологиях более 60 раз.
Но я-то кроме «Гиперболоида» никаких книг. А. Н. Толстого не приобретал, потому об этой повести даже не слышал.
Короче, прочитал я повесть, а потом пересмотрел кино более внимательно. И фильм мне понравился больше, хотя имел все недостатки кинолент, снятых в 60-х годах. Нет, повесть тоже хороша, но это как раз тот случай, когда на героев и производимые ими действия надо смотреть, а не додумывать своим воображением. И постановщик фильма со своей задачей справился просто прекрасно, ну, с поправкой на время, когда этот фильм снимался.
Единственный минус этого произведения в том, хоть и гипотетический, что не рассказывается о дальнейшей судьбе героини. Позже я узнал, что в 30-е годы «Гадюка» вызвала такой резонанс в советском обществе, что она постоянно обсуждалась на читательских конференциях по всей стране (а такие конференции тогда были в порядке вещей, мало того – поощрялись соответствующими советскими органами). Мало того, в некоторых местах устраивались показательные суды по «делу Зотовой», в которых иногда даже принимали участие настоящие судьи и прокуроры.
Настоящие! Представьте себе, насколько это произведение в те годы было популярно и значительно.
Также мне стало известно, что проблемой «военного синдрома» А. Толстой был озабочен еще до создания «Гадюки» - он рассматривается им в повести «Голубые города», написанной за три года до этого – в 1925-м. Но там фигурирует не девушка, а молодой мужчина, вернувшийся с войны, и также не способный вписаться в мирную жизнь. Он тоже совершил преступление – сжег целый город, не в состоянии смириться с его мещанским содержанием. Напомню – тогда вовсю расцветал НЭП, и многие революционеры, проливавшие кровь на полях Гражданской войны, этого вернувшегося в СССР царского мещанства не понимали.
Также интересно и то, что идея рассказа «Гадюка» имеет реальную судьбу реального человека, то есть А. Толстому ничего особо не надо было выдумывать, он поработал только над деталями. У него был один знакомый, чья жена – тоже бывшая дочь богача, как и «Гадюка» Ольга Вячеславовна в повести Толстого, - пережила те же самые «приключения» во время Гражданской войны. Она вступила в ряды Красной Армии; одна жила среди бойцов, по-братски относящихся к ней; участвовала в военных действиях; выжила после расстрела, скрывалась от белых по лесам, снова воевала, и так далее и тому подобное.
Сюжет «Гадюки» взят именно отсюда, только судьба реального прототипа сложилась иначе, потому что после войны реальная девушка вышла замуж, хоть и за первого встречного и нелюбимого, но именно этот муж помог ей адаптироваться в послевоенном мире, а потом, получив образование, она развелась, и, крепко стоя на ногах и избавившись от военных психологических проблем, вышла замуж уже по любви и прожила хорошую жизнь.
А. Толстой мог бы, конечно свой сюжет завершить более счастливо, но не в этом была его цель. Он хотел осветить именно проблему «военного синдрома», когда очень сильные на войне люди, сталкиваясь с реалиями мирной жизни, совершенно ломаются. А тем более в 20-е годы этот синдром наложился на действительность НЭПа, который своей идеологией как бы отрицал всё то, за что дрались многие красноармейцы на войне и за что клали на поле боя свои жизни. Так что конец повести хоть печальный, но вполне ожидаемый. Повесть ведь не приключенческая, и тем более для детей, как «Золотой ключик», и ее задача была конкретная.
Но если глубоко не задумываться над темой «военного синдрома», то произведение это весьма выдающееся, при этом фильм, снятый в 1965-м, только увеличил все его достоинства. При этом тем, кто еще не читал повесть и не смотрел фильм, рекомендую начать именно с фильма. Фильм получился вполне себе убойным, и я думаю, что А. Н. Толстой не зря после «Голубых городов» вернулся к этой теме. Когда «военный синдром» случается у бывшего солдата – это не так интересно, а вот когда подобной проблемой начинает страдать молодая девушка – это уже оригинально.
И вот поэтому писатель и решил сделать из своей героини настоящего спецназовца, или, точнее – спецназовку, которая и в огне не горит, и в воде не тонет. Ведь прозвище Гадюка ей было дано не за то, что она вернулась к мирной жизни с испорченным характером, а потому что она на войне выворачивалась из всех передряг, как змея. Ее и убивали несколько раз, но она выживала, и выздоравливала после смертельных болезней, и даже водила в атаку свой отряд прямо на вражеские пулеметы до самого конца войны. И ее сослуживцы так и говорили ей – мол, ты изворотливая, как гадюка.
Одна из цитат:
«Должен вам сказать, - повторял он ей для бодрости, — живучи вы, Ольга Вячеславовна, как гадюка… Поправитесь - запишу вас в эскадрон, лично моим вестовым»…
…Ольга Вячеславовна действительно была живуча, как гадюка. После всех происшествий от нее, казалось, остались только глаза, но горели они бессонной страстью, нетерпеливой жадностью…
…Ольга Вячеславовна была худа и черна; могла пить автомобильный спирт, курила махорку и, когда надо, ругалась не хуже других. За женщину ее мало кто признавал, была уж очень тоща и зла, как гадюка. Был один случай, когда к ней ночью в казарме подкатил браток, бездомный фронтовик с большими губами - «Губан» - и попросил у нее побаловаться, но она с внезапным остервенением так ударила его рукояткой нагана в переносье, что братка увели в лазарет. Этот случай отбил охоту даже и думать о «Гадючке»...
Так вот, выписал Алексей Николаевич свою спецназовку весьма умело, чисто по кинематографически, и с этой героиней это получился самый настоящий боевик типа триллер. Конечно, красной нитью проходит через все произведение психологический экскурс, так сказать, и даже в нем присутствует любовная тематика, но не пошлая, как в иных произведениях подобного типа, а довольно высокого качества.
И остается только понять, почему сама повесть «Гадюка» переиздавалась год от года, а вот фильм в СССР по телевизору вообще не показывали, иначе я бы его увидел и запомнил на всю жизнь.
Странно это всё, создается впечатление, что в СССР фильм просто провалялся столько десятилетий на пыльной полке, а после перестройки затерялся среди хлынувших на бывший советский кинорынок всяких «Рэмбо» и «Шварценеггеров».
Но вот все эти Рэмбо и Шварценеггеры насквозь фальшивые, а наша Гадюка – это полный шик и блеск, и убедительна настолько что все эти западные супергерои на ее фоне выглядят просто детишками.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Валентин Пикуль – писатель совсем не детский, но написал одну прекрасную книгу для детей