Ну вот и я побывала на Пряжке. Нет, не в «жёлтом доме», пока вроде всё в порядке с головой. Хотя… В каждом из нас есть немного сумасшедшинки. Главное – направить её в нужное русло.
Пряжка – это небольшая река, разделяющая Матисов и Коломенский острова в центральном районе Санкт-Петербурга. И да, на её берегу, на Матисовом острове, расположена старейшая в городе психиатрическая лечебница.
Психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца.
Больницу часто называют просто «Пряжка» по месту расположения, отсюда и рождены выражения: попасть «на Пряжку», в «жёлтый дом на Пряжке».
Это заведение с непростой вековой историей.
Здание было построено по проекту Людвига Шарлеманя к 1840 году и предназначалось изначально для "Исправительного и работного дома" на 590 лиц "предерзостных, нарушающих благонравие и наносящих стыд и зазор обществу". Однако таковых лиц оказалось настолько меньше запланированных, что практически сразу же было принято решение об использовании свободных площадей для оказания стационарной медицинской помощи "чернорабочим" города.
В 1872 году заключённые были переведены в городскую тюрьму, а лечебница стала психиатрической больницей. Название больница получила от церкви Святого Николая Чудотворца, изначально расположенной в здании исправительного дома.
В 1876 году по проекту А.Ф. Красовского у больничной стены была возведена часовня Николая Чудотворца. После революции 1917 года часовню закрыли – помещение использовали под морг. Вернули часовню только в 1990 году.
Часовня установлена на набережной Пряжки, хотя официальным адресом считается набережная Мойки. Но что совершенно определенно – на Матисовом острове.
Матисов остров
– это вообще загадочное необычное место. Кто-то, в том числе и я (до недавнего времени), считает его депрессивным, с жуткими заброшенными зданиями. А для кого-то – это спокойный, уютный островок вдали от шумной суеты города. Хотя на самом деле остров относится к центральному району Петербурга – рядом Мариинский театр, Юсуповский дворец, Никольский сад и Никольский собор, знаменитый остров Новая Голландия, Покровский остров, чуть дальше – Исаакиевский собор. А вот туристы редко добираются до Матисова острова. Это так-сказать «непарадный Петербург». Однако у него очень богатая интересная история.
Когда-то, еще в начале ХVIII века, остров назывался Каласаари («Рыбный остров») и жили там преимущественно финно-угорские племена, пришедшие из Западной Сибири задолго до Русско-Шведской войны. Жителей острова называли чухонцами, а реку, соответственно, - Чухонской (Чухонка в простонародье).
По преданию, во времена Северной войны, жил на этом острове некий финн Матиас (позже имя упростили до Матис) – мельник, с семьей, занимался торговлей с обеими сторонами. С возвышающейся на острове мельницы открывался широкий вид на акваторию Невы, поэтому военные корабли шведов были вовремя замечены мельником, и таким образом удалось предотвратить опасное нападение врага.
Пётр I лично наградил Матиаса охранным листом на владение частью суши, и остров стал называться Матисовским (впоследствии – Матисовым).
Удачное расположение позволило разместить на острове форпост. По указу Петра Великого в 1712 году появилась Лоцманская слобода. Было построено 16 типовых двухэтажных домов на каменных фундаментах — служебное жильё лоцманов. А в 1765 году слобода сгорела, поселение лоцманов перенесли на другой остров.
К этому времени началось интенсивное освоение островной территории. Стали появляться казённые и частные предприятия.
В 1738 году из района Адмиралтейства, в целях пожарной безопасности, на Матисов остров перевезли прядильные мастерские и склады, где хранилась пряжа. После этого и речку переименовали на Пряжку.
В крупный промышленный центр города остров превратился благодаря семейству Бердов.
Завод Берда.
В 1792 году русский инженер и фабрикант шотландского происхождения Чарльз Берд основал первый в Петербурге литейно-механический завод.
Здесь производили чугунные конструкции, печи для сахарных заводов и паровые машины.
Со стапелей верфей Матисова острова в 1815 году сошёл первый в России пароход (тогда пироскаф) «Елизавета».
Со временем начали заниматься художественным литьем. Завод изготавливал архитектурный декор для Петербурга: лестничные перила и фигуры для зданий Сената и Синоды, ангела для Александровской колонны, решетки Инженерного замка, бронзовые элементы для Казанского и Исаакиевского соборов и металлические конструкции для многих петербургских мостов.
После смерти основателя завода его дело успешно продолжал сын Ф. Берд, а с 1865 г. - вдова сына Дарья Ивановна Берд, купчиха 1-ой гильдии.
В 1881 г. предприятие перешло акционерному обществу "Франко-русские заводы", которое было допущено к деятельности в России на пятьдесят лет.
После революции Франко-Русский завод был национализирован и разделен. Кораблестроительная часть отошла к Адмиралтейскому заводу (сейчас Адмиралтейские верфи), а меднопрокатное отделение стало самостоятельным заводом. В 1922 г. переименовали в завод им. Карла Либкнехта.
В связи с отсутствием металла и топлива до 1924 г. предприятие было законсервировано. В 1924 г. по решению «Госпромцветмета» завод им. Карла Либкнехта был включен в состав завода «Красный Выборжец» в качестве отделения. В последующие годы бывший завод Берда специализировался на выпуске алюминиевого проката.
В 1928 году предприятие вновь становится самостоятельным и ему присваивается имя К.Е. Ворошилова — Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова.
В 1930-е годы на заводе освоили прокат алюминиевой фольги, был выпущен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький». На 1933 г. — Государственный завод по обработке цветных металлов им К.Е. Ворошилова.
После войны завод становится крупнейшим производителем фольги в СССР. На 1958 г. — Ленинградский завод по обработке цветных металлов.
В 1976-1989 гг. – завод по производству алюминиевой фольги ЛПО Красный Выборжец».
В 1989 г. — Ленинградский фольгопрокатный завод.
После акционирования в 1992 г. — АООТ «Фольгопрокатный завод», а с 2002 г. основной вид деятельности: стал «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом». В 2019-м фольгопрокатный завод окончательно выехал.
На этом и закончилась жизнь легендарного завода Берда – такая вот грустная история.
Помимо этого завода и верфи, в семейной собственности Бердов еще имелось немало предприятий: паровая мукомольня, сахарный завод, лесопильный завод. Берды внесли огромный вклад в экономическое развитие России. В результате скупки земель, в дальнейшем семейству принадлежало более половины Матисова острова.
В исторических справках указано, что с 1760-х годов почти всю юго-западную окраину острова занимал купец Конон Гутуев. В его поместье был большой сад, винокурня, шесть пивоварен, сахарный завод, две мельницы. Впоследствии владельцем этого богатства стал купец Майкл Годфри Трозин.
А летом 1805 года на выкупленном у М. Трозина месте был заложен фундамент Сального буяна.
Сальный буян.
Это большой склад для сала и масла. Фасады амбаров отстраивались по чертежам Тома де Томона, автора Биржи на стрелке Васильевского острова. В начале ХХ века строения разобрали, но гранитные блоки, составляющие цоколь здания и возвышенный гранитный берег, сохранились. В советское время они были использованы в памятнике вокруг Вечного огня на Марсовом поле.
Другие строения Матисова острова.
За каторжным острогом (теперь больница Николая Чудотворца) шли винные амбары, Адмиралтейский трубный двор, вдоль берега находились скотобойни (чтобы кровь стекала прямо в воду), торговые бани, тони, с которых забрасывали сети, в глубине острова стоял питейный дом.
Матисовые бани
Существовали с 1822 года, имели много владельцев. В 1961–1963 годах бани закрыли, а в 2005 году снесли.
Картографическое заведение А. Ильина
Основано в 1859 году офицерами Генерального штаба А. А. Ильиным и В. А. Полторацким. Выпускало карты, атласы и прочую литературу по всем отраслям.
Водочный завод Бекмана.
В 1870 году Генрих Фридрих Бекман основал водочный завод (недалеко от завода Берда).
В 1876 г. было основано Акционерное общество водочного завода «Бекман и Ко».
В 1879 г. Обществом водочного завода, под фирмою «Бекман и Ко» были открыты отделения по выпуску шампанских вин, фруктовых, ягодных и минеральных вод, оптовый склад коньяка.
Общество «Бекман и Ко» реализовывало продукцию в хрустальных графинах и кувшинах разных конфигураций, «Бекмановских» бутылках из фарфора и дорогого стекла, стеклянных плоских фляжках, в форме пасхальных яиц с изображениями птиц и цветов.
Дальнейшая судьба водочного завода Бекмана теряется в дебрях истории. В 1912 году по его адресу было уже другое заведение.
И это еще далеко не все интересные места на острове. Матисов остров в целом и любое его строение в отдельности – все окружено многослойной необычной и захватывающей историей. Это просто золотое дно для любителей покопаться в прошлом.
Остров сегодня.
Сегодня на острове основное место занимают Адмиралтейские верфи и психиатрическая больница. Рядом с больницей, в бывшем особняке Друри, постройки 1836 года, расположен мини-отель «Матисов домик». Наверное, волнительно проживать в таком историческом месте. Когда-то там был доходный дом, а теперь комфортабельные номера от 3500 руб. в сутки. Между прочим, тут останавливалось немало звездных гостей.
На скамье на набережной Пряжки, напротив отеля «Матисов домик», установлена бронзовая фигура ангела с вертушкой-ветряком работы Романа Шустрова.
Скульптор жил по соседству с островом и мечтал превратить его в Город мастеров, где могли бы работать люди разных творческих профессий.
Проект Города мастеров Романа Шустова.
Однако в 2020 году ковид остановил планы художника, оборвав его жизнь. Тем не менее, на острове стали открываться мастерские художников, ремесленников и театральных коллективов.
С 2022 года существует волонтерский проект «Остров роз»
- горожане и волонтеры установили скамейки вдоль набережной Пряжки, за это время высадили более 500 именных семейных роз.
В ближайшем будущем Матисов остров ждут значительные преобразования.
- Территорию завода «Адмиралтейские верфи» планируется реконструировать. Завершение работ предполагается через три года.
- В феврале 2025 года участок площадью около 5 га купила девелоперская компания Fizika Development. Застройщик начал строительство элитного ЖК «Остров первых». Ввод в эксплуатацию планируется в 2033 году.
Проект занимает почти четверть от площади всего острова. Он задаст уровень и стиль всей будущей застройке и придаст толчок развитию острова.
В центре квартала появится пешеходный бульвар, а набережная вдоль Большой Невы после благоустройства (здесь обещана первая в Петербурге парящая набережная) заработает как общественное пространство. Историческое здание завода им. Берда будет отреставрировано под ресторан высокой кухни и галерею, с сохранением исторических элементов фасада.
Будут построены три жилых корпуса высотой до 11 этажей на 1300 квартир.
Ну что ж, поживем – увидим.
С вами, Гала Гри.