Найти в Дзене
Школа кендо "Хебикан"

Нома-додзё — одно из главных мест кендо, которого больше нет

Нома-додзё (野間道場), официально называемое Нома Додзё Коданкайкан, расположено в токийском районе Аояма. Оно было построено в 1925 году благодаря издателю и меценату Сэйдзиро Нома (основателю издательства Kōdansha). Будучи страстным поклонником боевых искусств и традиционной культуры, Нома решил создать додзё, которое станет центром развития и сохранения японских боевых искусств, прежде всего кендо. С самого основания Нома-додзё превратилось в символическое место, где традиции и дух кендо сохраняются в их наиболее чистом виде. В 1930-е годы здесь регулярно проводились тренировки и семинары, куда приезжали лучшие мастера страны. Додзё сохранило традиционный японский облик: деревянный пол из хиноки (японский кипарис), строгая, но изысканная архитектура, татами и святилище синдзэн в передней части зала. Это не просто тренировочный зал — атмосфера напоминает храм, посвящённый духу кендо. Нома-додзё стало своеобразной «Меккой кендо». Посетители из Японии и со всего мира отмечали особую энерге
Оглавление
Нома-додзё
Нома-додзё

История и происхождение

Нома-додзё (野間道場), официально называемое Нома Додзё Коданкайкан, расположено в токийском районе Аояма. Оно было построено в 1925 году благодаря издателю и меценату Сэйдзиро Нома (основателю издательства Kōdansha). Будучи страстным поклонником боевых искусств и традиционной культуры, Нома решил создать додзё, которое станет центром развития и сохранения японских боевых искусств, прежде всего кендо.

С самого основания Нома-додзё превратилось в символическое место, где традиции и дух кендо сохраняются в их наиболее чистом виде. В 1930-е годы здесь регулярно проводились тренировки и семинары, куда приезжали лучшие мастера страны.

Архитектура и атмосфера

Додзё сохранило традиционный японский облик: деревянный пол из хиноки (японский кипарис), строгая, но изысканная архитектура, татами и святилище синдзэн в передней части зала. Это не просто тренировочный зал — атмосфера напоминает храм, посвящённый духу кендо.

Нома-додзё стало своеобразной «Меккой кендо». Посетители из Японии и со всего мира отмечали особую энергетику этого места: когда входишь в зал, ощущаешь одновременно тишину и силу, словно встречаешься с самим духом боевого пути.

10-е даны и мастера

Особое значение Нома-додзё имеет и потому, что здесь тренировались величайшие мастера, в том числе носители высшего ранга — 10-го дана.

● Среди них — Моридзи Мочида (Mochida Moriji), признанный кэнсэй эпохи Сёва, один из немногих обладателей 10-го дана.

● Подобные мастера не только совершенствовали своё искусство в Нома-додзё, но и передавали опыт следующим поколениям, формируя основы современного кендо.

10-й дан в кендо — это не просто степень за технику, а признание жизненного пути, духа и вклада в развитие искусства.

Роль в развитии кендо

● Здесь тренировались легендарные мастера XX века, включая Накано Сэйго и Осава Такэо.

● В Нома-додзё проводились показательные выступления и экзамены, которые заложили основы современной методики преподавания кендо.

● После Второй мировой войны, когда кендо было запрещено оккупационными властями, именно Нома-додзё помогло возродить традиции и сохранить преемственность.

Сегодня здесь продолжаются регулярные тренировки, открытые как для японских, так и для зарубежных практикующих. Посещение этого додзё считается особой честью и важным событием для любого кендоки.

Символ духовности кендо

Нома-додзё — это не просто тренировочный зал, а место, где кендо переживается как духовная дисциплина. Здесь подчеркивают не только технику владения мечом, но и внутренние качества: уважение, искренность, дисциплину и самосовершенствование.

Для многих мастеров и исследователей боевых искусств Нома-додзё стало символом связи между прошлым и настоящим, традицией и современностью, техникой и духом.

Снос исторического додзё

Несмотря на свою уникальную ценность, оригинальное здание Нома-додзё, простоявшее более восьмидесяти лет, было снесено в 2007 году. Решение вызвало широкий резонанс среди мастеров и любителей кендо: многие считали это место не просто залом, а культурным памятником, своеобразным храмом боевого духа.

Причиной сноса стала необходимость реконструкции и обновления комплекса зданий издательства Kodansha. Вместо старого деревянного додзё было построено новое тренировочное помещение, интегрированное в современное офисное здание компании.

Хотя новый зал соответствует современным стандартам и продолжает принимать кендоки со всего мира, многие отмечают, что особая атмосфера старого Нома-додзё — запах дерева хиноки, пол, по которому ступали мастера 10-го дана, и ощущение «дыхания истории» — осталась в прошлом.

Для японского кендо это событие стало символом смены эпох: ухода старого мира традиций и начала нового пути, где дух искусства нужно сохранять не только в стенах додзё, но и в сердцах практикующих.