Нестареющий шедевр: как Турчанинов оживил древний распев
Произведение «Единородный Сыне» композитора Петра Ивановича Турчанинова (1779–1856) — это один из ярчайших образцов русской духовной музыки XIX века, классика жанра, которая и сегодня звучит в православных храмах и на концертных площадках.
Единородный сыне муз. П.И. Турчанинова в исполнении хора Храма Знамения Божией Матери в Комлево, 4 голоса
Единородный Сыне Турчанинов, 8 голосов
Молитва «Единородный Сыне» написана византийским императором Юстинианом Великим.
Император Юстиниан написал песнопение «Единородный Сыне» не только потому, что ему очень хотелось составить произведение для церковной службы. Юстиниан желал опровергнуть неправославное учение об Иисусе Христе. Поэтому он и поместил в состав Литургии песнопение, в котором чётко говорится о том, Кто такой наш Спаситель Иисус Христос.
«Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нія на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртію сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ»
«О, Христе Боже, Сын Единородный (т.е. единственный), Слово Божье и (Господь) Бессмертный, изволивший ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, без всякой (в Себе) перемены вочеловечиться и отдать Себя на распятие! Ты, смертью смерть поправший, Один из (Лиц) Святой Троицы, прославляемый вместе с Отцом и Святым Духом, спаси нас!».
Текст песнопения «Единородный Сыне» очень сложный и насыщенный — в нем сконцентрировано православное учение о Господе Иисусе Христе. Чтобы рассказать о нём во всех подробностях, нам потребуется много времени. Поэтому скажу только о главном. Мы верим, что Иисус Христос — это Бог Сын, две тысячи лет назад пришедший в мир и ставший человеком, родившись от Девы Марии. Христос спас всех нас от греха и вечной смерти. Об этом нам и рассказывает песнопение «Единородный Сыне».
В настоящее время молитва «Единородный Сыне» поётся на каждой Литургии — в самом её начале. Такое место не является случайным, ведь Литургия — богослужение, полностью посвященное земной жизни и подвигу Иисуса Христа. Прославляя Спасителя, Церковь указывает нам, что служение Христа не имело бы такого значения, если бы Он не был полноценным Богом и полноценным человеком одновременно.
1. О композиторе:
Петр Иванович Турчанинов — ключевая фигура в истории русского церковного пения. Будучи регентом и композитором, он стоял у истоков формирования того стиля, который мы сегодня называем **«русской классической духовной музыкой»**. Его главная заслуга в том, что он сумел органично соединить:
* Мелодическую основу древних православных распевов** (знаменного, киевского, греческого), которые являются душой и сердцем богослужения.
* Гармонический язык и полифоническую технику** европейской классической музыки своего времени.
Это сделало церковные песнопения более глубокими, эмоционально насыщенными и доступными для восприятия как прихожан, так и музыкантов.
2. Место в богослужении
«Единородный Сыне» — это второй из шести гимнов, составляющих начальную часть Литургии, так называемую «Великую ектению». Это песнопение, следующее сразу после «Великой ектении» и предваряющее чтение Евангелия. Оно является догматическим по содержанию, так как в сжатой форме излагает учение о воплощении Христа и о спасении через Него.
Текст песнопения:
Церковнославянский: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нія на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртію сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ»
Русский: Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!
*(В переводе на русский: Единородный Сын и Слово Божий! Ты, будучи бессмертным, и благоволивший для спасения нашего воплотиться от святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделавшийся истинно человеком, не переставая быть Богом, распятый же, Христе Боже, смертью смерть поправший, Ты — Один из Святой Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Святым Духом, спаси нас.)
3. Музыкальные особенности произведения Турчанинова
Турчанинов создал обработку этого песнопения, которая стала эталонной. Её ключевые черты:
* Опора на распев: В основе мелодии лежит *киевский распев*, которому Турчанинов придал ритмическую упорядоченность и ясность.
* Гармоническая ясность и благозвучие: Музыка написана в классической четырехголосной фактуре (сопрано, альты, тенора, басы). Гармонии чистые, прозрачные, благородные, они не перегружают текст, а, наоборот, подчеркивают его величие и смысл.
* Сдержанная эмоциональность: В отличие от более поздних, драматичных произведений Чайковского или Рахманинова, стиль Турчанинова отличается молитвенной сосредоточенностью, умиротворенностью и искренним благочестием. Здесь нет резких динамических контрастов или сложных полифонических построений. Музыка величаво и спокойно несет глубокий богословский текст.
* Доступность для исполнения: Благодаря своей структурной и гармонической ясности, это произведение могут исполнять не только профессиональные, но и хорошо подготовленные любительские хоры, что и обеспечило его невероятную популярность.
4. Почему это произведение так значимо?
* Каноничность: Обработка Турчанинова считается одной из самых аутентичных и соответствующих духу православного богослужения.
* Красота и простота: Оно представляет собой идеальный баланс между мелодической красотой, гармоническим богатством и молитвенной настроенностью.
* Историческая роль: Это произведение — живой памятник эпохи, когда русская церковная музыка обрела свой уникальный голос, отличный от западноевропейских образцов.
Это произведение — неотъемлемая часть золотого фонда русской музыкальной культуры, гимн, который вот уже более двух веков соединяет веру и искусство в единой молитве.