В ритме современного шиномонтажного сервиса скорость - это деньги. Особенно в сезонные пики, когда очередь из желающих “переобуться” выстраивается с самого утра. И в этой гонке девять из десяти мастеров для закручивания колёсного крепежа используют тот же инструмент, что и для откручивания — ударный гайковёрт. И это — фундаментальная ошибка, которая дорого обходится и клиенту, и репутации мастерской.
Почему это категорически не рекомендуется?
Причины носят не теоретический, а сугубо практический и даже опасный характер:
Причина первая: гарантированная перетяжка
Даже на самом «щадящем» режиме стандартный пневмогайковёрт не контролирует крутящий момент. Он затягивает крепёж до упора, а затем продолжает беспощадно долбить по нему своим ударным механизмом, многократно превышая момент, рекомендованный автопроизводителем. Последствия на дороге печальны: сорванная резьба, деформация колесных дисков, коробление тормозных дисков и, что самое страшное, отрыв шпилек на ходу из-за напряжений в металле.
Причина вторая: неравномерная затяжка
Поскольку инструмент не имеет точной настройки, сила затяжки каждого болта или гайки каждый раз разная и зависит от десятка факторов: перепадов давления в пневмосистеме, силы прижатия инструмента, угла под которым его поднесли... В итоге колесо оказывается прижатым к ступице неравномерно. Это приводит к биению колеса на высоких скоростях, ускоренному износу ступичного подшипника и тому же короблению тормозного диска.
Вот только все мы прекрасно понимаем: как ни учи шиномонтажника, как ни запрещай и ни вешай напоминающие таблички, он всё равно будет закручивать гайковёртом. Потому что в «горячую пору» счёт идёт на секунды, и перейти на динамометрический ключ после грубой силы пневмоинструмента — это потерять драгоценные минуты.
Но выход, как будто бы, есть... И это не возврат к ручному труду, а следующий этап эволюции шиномонтажного инструмента — пневматический гайковерт с ограничителем момента. Он совмещает в себе грубую силу для откручивания и точность, достаточную для закручивания.
Именно такой “чудо-инструмент”, заявленный, как гайковёрт, разработанный СПЕЦИАЛЬНО для шиномонтажа, попал к нам на испытания. Мы проверили, насколько “деликатно” он сможет затянуть колёсный крепёж, и не потеряет ли при этом в мощи, когда будет нужно открутить закисший болт. А о результатах испытаний мы решили рассказать вам, дорогие читатели!
Сила против точности: Почему затяжка - невыполнимая миссия для стандартного гайковёрта?
При выборе инструмента для шиномонтажа мы ищем золотую середину между силой и контролем. Казалось бы, современные аккумуляторные модели с электронной регулировкой должны решить проблему. И да, они позволяют достаточно точно настроить момент затяжки. Но здесь мы упираемся в другую проблему — проблему мощности.
Для эффективного и быстрого откручивания закисшего болта, особенно на коммерческом транспорте или внедорожниках, необходим запас мощности. Именно поэтому эталоном в мастерской является гайковерт 1000 Нм. Однако его самая “слабая” ступень регулировки редко опускается ниже 300 Нм. А теперь вспомним, что момент затяжки для большинства легковых автомобилей составляет в среднем 110-120 Нм. Получается, что даже на минимальной настройке инструмент превышает рекомендуемое значение в 2.5 раза! И это гарантированная перетяжка со всеми вытекающими.
Теоретически, решение есть — завести два инструмента: мощный на 1000 Нм (для борьбы с прикипевшим крепежом) и второй, менее мощный (для аккуратного закручивания). Но это в теории. На практике — это двойные расходы на закупку, двойное ТО, двойной износ расходников и двойной риск поломки. Для бизнеса это нерационально.
И здесь мы возвращаемся к классической пневматике. Пневмоинструмент конструктивно проще, не перегревается, не боится пыли и суровых условий эксплуатации. Он дешевле в обслуживании и долговечнее. Именно поэтому стационарные сервисы, где есть компрессор, выбирают его за надёжность и неприхотливость. Но и у обычного пневмогайковёрта та же беда: его первая скорость также выдаёт около 300 Нм, что абсолютно неприемлемо для корректной затяжки.
Возникает парадокс: самый надёжный и экономичный инструмент не решает ключевую проблему качества. А человеческий фактор лишь усугубляет её. Какой бы мастер ни был внимательный, в разгар сезона он будет выбирать скорость, рискуя качеством. И платить за эту ошибку в итоге придется владельцу — деньгами на гарантийный ремонт и бесценной репутацией.
Именно этот тупик и заставил инженеров разработать решение, которое совмещает в одном корпусе мощь пневматики и контроль момента.
Знакомимся с “подопытным” инструментом
Начнём с того, что пневматический гайковерт с предустановленным и неотключаемым ограничителем момента — большая редкость. На всём рынке профессионального пневмоинструмента нам известно лишь о двух таких моделях. Одна — от известного немецкого бренда Hazet, вторая — наш сегодняшний испытуемый от GARWIN INDUSTRIAL.
Итак, подробнее об аппарате, который, вроде как, призван совершить революцию в вашем автосервисе. Но совершит ли, вот вопрос…
Бренд и модель: GARWIN INDUSTRIAL 800527-12-1628
Привод: 1/2 дюйма. Это самый популярный и распространенный стандарт для гайковерта для колёс. Подобрать к нему ударные головки, переходники или удлинители не составит никакого труда. Да они и так есть в любой мастерской.
Рабочий момент на откручивание: 1085 Нм (развивается в течение 5 секунд). Этой мощности с запасом хватит для борьбы с самым закисшим болтом на внедорожнике или микроавтобусе.
Максимальный момент на откручивание: 1627 Нм (развивается в течение 25 секунд). Это показатель «на упор», демонстрирующий потенциал для самых сложных случаев.
Ударный механизм: Twin Hammer. Двойные кулачки («молотки») такого механизма обеспечивает моментальный набор крутящего момента прямо со старта.
Главная фишка — “интеллектуальное” ограничение. Конструкция инструмента физически не позволяет развить на закручивании момент свыше 108 Нм! Как бы ни “старался” мастер, как бы долго он ни давил на курок — этот пневмогайковёрт просто не даст перетянуть болт или гайку. Об этом заявлено прямо на задней крышке корпуса. А наша задача — проверить, соответствуют ли эти смелые заявления реальности…
Поэтому переходим к самой интересной части — полевым испытаниям.
Масло, воздух, давление: Настраиваем инструмент для честного теста
Любой профессиональный инструмент требует правильного ввода в эксплуатацию. Чтобы испытания были честными, а результаты объективными, мы не стали пренебрегать инструкцией и подготовили нашего «испытуемого» по всем правилам.
1. Смазка
Перед первым запуском во входное отверстие пневмогайковёрта было добавлено несколько капель специального масла для пневмоинструмента. Зачем это нужно? «Сухой старт» без смазки губителен для двигателя и ударного механизма. Масло создает защитную пленку на всех движущихся частях, предотвращая мгновенный износ и задиры. Это простое действие в разы продлевает жизнь инструменту.
2. Правильные соединения
На входное отверстие инструмента был установлен штуцер с рекомендованным проходным сечением — 1/4 дюйма.
3. Выбор магистрали
Для подачи воздуха мы использовали пневмошланг с минимальным рекомендуемым внутренним диаметром — 10 мм. Можно и больше (это даже улучшит производительность), а вот меньше — просто бессмысленно. Слишком тонкий шланг будет действовать как бутылочное горлышко, ограничивая поток воздуха и лишая гайковерт силы.
4. Точная настройка давления
Самым важным этапом стала настройка рабочего давления. Производитель рекомендует 6,3 бар. Здесь есть два ключевых момента:
- Давление выставляется на работающем инструменте (с зажатой клавишей пуска). Только так можно учесть реальное падение давления в системе при нагрузке.
- Чтобы избежать погрешности из-за длины шланга, давление замерялось и регулировалось не на компрессоре, а непосредственно на входе в сам гайковерт, с помощью манометра.
Только выполнив все эти условия, мы можем предполагать, что инструмент покажет все, на что способен.
Силовой экзамен: Испытания на откручивание самого «закисшего» крепежа
Чтобы оценить реальную мощь гайковёрта, мы устроили ему три ступени испытаний, от рядовой задачи до вызова на пределе возможностей.
Испытание №1: Повседневность
Наш первый «противник» — немолодой, но ухоженный BMW, чей хозяин исправно посещает шиномонтаж дважды в год. Крепёж здесь в неплохом состоянии, без коррозии. Мы хотели засечь время откручивания, но сразу отказались от этой затеи: гайковерт отработал все гайки так, как будто щёлкал семечки. Характерный частый треск ударного механизма длился не более полусекунды на каждой гайке. Вывод: для повседневной работы мощности хватит с запасом.
Испытание №2: Гайковёрт vs. Гайковёрт
Для этого теста мы использовали мощный аккумуляторный гайковерт 1/2 на 1000 Нм. Им мы затянули большой болт М22 (размер головки - 34 мм) на испытательном стенде, удерживая инструмент под нагрузкой около 5 секунд. Затем в ход пошёл наш испытуемый. Он открутил только что затянутую гайку примерно за три секунды. Это предсказуемый результат: усилие на откручивание всегда меньше усилия затяжки из-за сил трения покоя. Проще говоря, гайка, затянутая на 1000 Нм, открутится усилием примерно в 750-800 Нм. В итоге, мощности пневмоинструмента с его заявленными 1085 Нм вполне хватило.
Испытание №3: На грани возможного
Здесь мы проверили предел прочности. С помощью гидравлического стенда для проверки пневмоинструмента мы затянули гайку до колоссальных 1300 Нм.
Делали мы это с помощью аккумуляторного мультипликатора, который, за счёт многоступенчатой планетарной передачи, многократно увеличивает подаваемое на него усилие
И это - уже серьёзное испытание даже для гайковерта на 1000 Нм. Корпус в районе ударного механизма ощутимо нагрелся. Но, не сдаваясь, удар за ударом, в течение 20 секунд наш испытуемый всё же открутил и эту гайку.
Испытания на закручивание: Как работает ограничитель момента?
Внешне исследуемая модель выглядит как классический пневмогайковерт: клавиша пуска, переключатель направления вращения. Главная особенность скрыта внутри. В отличие от стандартных моделей, где мощность ограничена лишь давлением в системе, здесь реализовано инженерное решение: на режиме закручивания диаметр канала, через который поступает воздух, физически ограничен. Он рассчитан таким образом, чтобы при номинальном рабочем давлении в 6,3 бар инструмент мог развить усилие НЕ БОЛЕЕ 108 Нм. Даже если подать большее давление, излишки просто стравит через выходное отверстие для отработанного воздуха. А вот если дать меньшее, гайка точно будет недотянута.
Но основная причина перетяжки — человеческий фактор. Мастер держит инструмент на гайке слишком долго «для верности». Чтобы смоделировать это, мы сначала затянули гайку обычным ударным гайковертом, продержав его всего 1,5 секунды. Попробовали открутить и получили больше 200 Нм! Легко представить, что творится с диском, когда инструмент держат 3-5 секунд.
Наш тест был нацелен проверить связку «время/момент». Мы закрутили четыре контрольные гайки, удерживая инструмент разное время: 3, 5, 7 и 10 секунд, и замерили результат с помощью инспекционного динамометрического ключа. Это специальный динамометрический инструмент, предназначенный именно для проверки уже затянутого крепежа. На его циферблате с помощью стрелки отображается момент.
Результаты замеров оказались следующими: 89, 98, 105 и 101 Нм.
ВЫВОД:
Результаты испытаний подтверждают заявленный принцип работы. Инструмент НЕ ЯВЛЯЕТСЯ высокоточным аналогом динамометрического ключа. Его главная задача — не допустить катастрофической перетяжки, и с этой функцией он справляется. Даже при длительном удержании (7-10 секунд) момент не превысил критических значений и стабилизировался в районе 100-105 Нм. Это означает, что мастер физически не сможет испортить диск или сорвать шпильку, как бы он ни старался.
Финишную, точную затяжку до рекомендованного автопроизводителем момента (например, 120 Нм) всё равно необходимо проводить динамометрическим ключом. Но после такой “черновой” обтяжки данный этап занял у нас секунды, а не минуты, так как основная работа уже была сделана. Проще говоря, этот гайковерт не заменяет динамометрический ключ, а делает его использование быстрым, простым, но неизбежным.
Вердикт: Нужен ли такой инструмент в гараже и на сервисе?
Итак, что мы имеем в итоге?
С одной стороны, перед нами редкий, узкоспециальный, “нишевый” инструмент. С другой - полноценный профессиональный пневмогайковёрт, отрабатывающий, что называется, “на все деньги”. Он мощный (более 1600 Нм “на максималках” на откручивание) и подойдёт для борьбы с самым закисшим болтом. Но, при этом, он оснащён интересной системой, которая при закручивании физически не позволяет превысить момент примерно в 100 Нм. И это реализовано не электроникой, а простой механикой, что предполагает высокую степень “неубиваемости” в условиях шиномонтажа.
Так кому же нужен этот инструмент?
Если вы два раза в год переобуваете свою машину в гараже, имея компрессор, — это излишество. Свои задачи решит и более простой недорогой гайковёрт.
А вот если вы — владелец шиномонтажного сервиса, этот аппарат не только покупка, но и “страховой полис” от гарантийных случаев, от испорченных дисков, сорванных шпилек и, что главное — от испорченной репутации. Потому что даже самый уставший или неопытный мастер в разгар осеннего аврала не нанесёт ущерба автомобилю клиента.
Ставьте лайк, если наш материал был вам полезен, и подписывайтесь на наш канал! Каждую неделю мы публикуем новые испытания, полезные советы и обзоры самого интересного профессионального инструмента!
Реклама. ООО "СПРАУТ" ИНН: 7816654160