Найти в Дзене

Инакомыслие по-русски: Русские ереси XV-XVI века. Часть 2

Кто такие «жидовствующие» и за что интеллектуальную элиту Новгорода объявили еретиками и казнили? Продолжаем разбираться в корнях русского религиозного инакомыслия. Часть 1. О возникновении ересей в христианстве и первой русской ереси - ереси «стригольников» Ересь, вошедшая в историю под названием «жидовствующих», возникла во второй половине XV века, в период правления Ивана III. Название «жидовствующие» было дано этому течению его противниками, обвинявшими приверженцев ереси в отступничестве от христианства и переходе в иудаизм. Известно это течение и под другим именем — новгородско-московская ересь, что отражает географию его распространения. Образование централизованного государства, определение позиции церкви в новых политических условиях, политическая борьба вблизи великокняжеского престола, усиление влияния западной интеллектуальной культуры на русские земли и даже желание части высшего духовенства использовать опыт католической церкви — все это создало почву для появления самого
Оглавление

Кто такие «жидовствующие» и за что интеллектуальную элиту Новгорода объявили еретиками и казнили? Продолжаем разбираться в корнях русского религиозного инакомыслия.

Часть 1. О возникновении ересей в христианстве и первой русской ереси - ереси «стригольников»

• «Жидовствующие»: самая загадочная ересь русского средневековья

Ересь, вошедшая в историю под названием «жидовствующих», возникла во второй половине XV века, в период правления Ивана III. Название «жидовствующие» было дано этому течению его противниками, обвинявшими приверженцев ереси в отступничестве от христианства и переходе в иудаизм. Известно это течение и под другим именем — новгородско-московская ересь, что отражает географию его распространения.

Образование централизованного государства, определение позиции церкви в новых политических условиях, политическая борьба вблизи великокняжеского престола, усиление влияния западной интеллектуальной культуры на русские земли и даже желание части высшего духовенства использовать опыт католической церкви — все это создало почву для появления самого значительного интеллектуального вызова православию в XV столетии.

Суммируя сведения о «жидовствующих», можно сказать, что перед нами предстает кружок книжников-вольнодумцев, которые стремились к свободному прочтению священных текстов и критически осмысливали церковную доктрину. Особый интерес они проявляли к европейской и переводной арабской и еврейской философской литературе, что и дало повод их противникам обвинять их в «жидовстве».

Характерно, что это течение зародилось именно в Новгороде — городе, избежавшем монголо-татарского разгрома и сохранившем древнерусское книжное наследие. По некоторым данным, в XV веке Новгород обладал богатейшим собранием славянских текстов во всей Европе. Кроме того, многовековые тесные связи с Ганзой и Западной Европой создавали уникальную интеллектуальную атмосферу.

После включения Новгорода в состав централизованного государства московская власть и духовенство столкнулись с совершенно иными, нежели в Москве, культурными традициями и образом мыслей жителей прежде вольного города. Именно из этой питательной среды вольнодумное течение перекинулось в Москву, где сумело проникнуть даже в высшие придворные круги, став вызовом не только церковным, но и государственным устоям.

Архиепископ Геннадий: просветитель и инквизитор в одном лице

Посвящение Геннадия в епископы новгородские. Лицевой летописнsый свод. Источник - wikimedia.com
Посвящение Геннадия в епископы новгородские. Лицевой летописнsый свод. Источник - wikimedia.com

Преследование новгородского вольнодумства под предлогом борьбы с ересью начал архиепископ Геннадий, назначенный Иваном III на новгородскую кафедру в 1484 году. Новгородцы встретили нового владыку прохладно, и его авторитет в городе оставался невысоким.

Владыка Геннадий был фигурой, глубоко противоречивой. С одной стороны, он являлся сторонником просвещения духовенства и активно боролся с распространенным невежеством священников. Именно его усилиями в Новгороде был создан первый полный славянский перевод Священного Писания — знаменитая «Геннадиевская Библия». С другой стороны, архиепископ открыто восхищался испанской инквизицией, советовал московскому митрополиту перенять её опыт и проявлял особую, почти болезненную враждебность по отношению к иудаизму.

Геннадий предпочитал, чтобы его новгородская паства трепетала перед ним, а не сопровождала его действия насмешками. Поводом для начала преследований еретиков стал донос 1487 года на двух священников и дьяка, обвиненных в том, что они «пьяные поругалися святым иконам». Обвиняемые в святотатстве бежали в Москву, надеясь на защиту высокопоставленных покровителей. Однако новгородский священник Наум принес покаяние, сообщив, что молился с беглецами «по жидовскы» и склонял паству к соблюдению десяти заповедей Ветхого Завета — что было объявлено опасной ересью.

Геннадиевская Библия. Великий Новгород. 1499 год. Источник - wikimedia.com
Геннадиевская Библия. Великий Новгород. 1499 год. Источник - wikimedia.com

Геннадий предпочитал, чтобы его новгородская паства трепетала перед ним, а не сопровождала его действия насмешками. Поводом для преследования новгородских еретиков в 1487 г. стал донос на двух священников и одного дьяка, которые «пьяные поругалися святым иконам». Обвиняемые в святотатстве бежали в Москву, надеясь на защиту высокопоставленных покровителей. Однако некий новгородский священник Наум принес покаяние, сообщив, что он вместе с беглецами молился «по жидовскы» и прельщал прихожан «жидовским десятисловием», т.е. убеждал следовать десяти заповедям Ветхого Завета – «не сотвори кумира», «не убий», «не укради» и т.д. – опасная ересь!

По настоянию Геннадия беглые священники были возвращены в Новгород и преданы пыткам архиепископом – поклонником католической инквизиции (впервые в истории русской церкви). Под пыткой новгородские священники назвали имена своих единомышленников как в Новгороде, так и в Москве. Это положило начало масштабному преследованию еретиков.

Во что верили «жидовствующие»: рационализм против догмы

В чем же состояли взгляды этих новгородских и московских книгочеев-вольнодумцев, которых заклеймили прозвищем «жидовствующих» и подвергли преследованиям? Из сохранившихся источников мы знаем прежде всего об их критическом отношении к православной догматике — именно это и стало основанием для обвинений в ереси и склонности к иудаизму.

Они отвергали догмат о Троице, видели в иконопочитании форму идолопоклонства и, подобно стригольникам, резко критиковали состояние церкви и на этом основании отвергали церковную иерархию. Подобные взгляды могли быть как результатом рационалистического осмысления религии, так и могли быть навеяны европейским духом предреформации..

Новгородские и московские еретики отрицали наступления конца света, которое ожидалось православными в 1491 г. – в 7000 году от сотворения мира. В то время как церковь активно готовилась к апокалипсису, о нем постоянно говорили в проповедях священнослужители, кричали юродивые. а многие крестьяне даже отказались сеять хлеб, что привело к голоду, В 1491 г. многие отказались сеять хлеб и наступил голод. До наступления рокового года отрицание наступления конца света расценивалось как отказ от догмата о воскресении мёртвых и Страшном суде.

Особое внимание к Ветхому Завету в их кружках стало дополнительным поводом для обвинений в «жидовстве», хотя на деле это могло быть проявлением интереса к первоисточникам и стремления к очищению веры.

Ученые еретики: как государство предало «жидовствующих»

Кружок «жидовствующих» объединял не просто грамотных, но высокообразованных людей своего времени, понимавшие не только богословские, но и современные философско-научные тексты. Социальный состав движения был весьма разнороден: среди еретиков были священники, дворяне, дети боярские — представители образованной элиты.

Их политические взгляды, должны были, казалось бы, импонировать государству в лице Ивана III: они были сторонниками сильной самодержавной власти. Даже новгородские вольнодумцы поддерживали Великого московского князя, что делало их потенциальными союзниками центральной власти.

Однако государство с подозрением относилось к Новгороду и поэтому предпочло оказать поддержку церкви в Новгороде, а не защитить своих сторонников, обвиненных в ереси. Подозрительное отношение к Новгороду как очагу сепаратизма перевесило политическую целесообразность.

Публичная казнь: новгородское аутодафе архиепископа Геннадия

Казни жидовствующих в 1504 г. Лицевой летописный свод. Источник - wikimedia.com
Казни жидовствующих в 1504 г. Лицевой летописный свод. Источник - wikimedia.com

В Новгороде над еретиками была устроена показательная казнь, подробно описанная в летописях. По приказу архиепископа Геннадия их провезли по улицам города, посадив на лошадей задом наперёд, в берестяных колпаках с унизительной надписью: «Се есть сатанино воинство». Затем колпаки подожгли прямо на головах осужденных.

Церемония, устроенная архиепископом Геннадием, содержала элементы аутодафе испанской инквизиции. После этого некоторые еретики были сожжены, некоторые заточены в темницы. Некоторым удалось сбежать за пределы Московского государства.

Московский кружок: ересь у великокняжеского престола

В то время как новгородским еретикам был вынесен суровый приговор, московский кружок «жидовствующих» продолжал действовать — во многом благодаря тому, что в его рядах состояли влиятельные придворные. Ключевой фигурой стал близкий к великому князю дьяк Федор Курицын и другие представители московской знати и духовенства.

В 1490 году митрополитом Московским становится Зосима, ставленник Курицына, который не только симпатизировал «жидовствующим», но и разделял некоторые их взгляды. Придворный кружок активно вмешался в вопрос престолонаследия, поддержав сначала Ивана Молодого, а затем его сына Дмитрия — внука Ивана III. К их сторонникам присоединилась и мать Дмитрия, Елена Волошанка, невестка великого князя.

Члены кружка не только придерживались строгих монархических взглядов, но и разрабатывали собственную внешнеполитическую программу. Таким образом, московские «жидовствующие» оказались в самом эпицентре придворной борьбы, став заложниками конфликта между государственной властью и церковью.

Кружку дьяка Курицына при дворе противостояла группировка во главе со второй женой Ивана III Софьей Палеолог, стремившейся возвести на престол своего сына Гавриила (будущего Василия III). В качестве союзников Софья была готова использовать духовенство, враждебно настроенное к еретикам и одновременно стремившееся к сохранению старинных привилегий и независимости от государства. Это и предопределило в конечном итоге судьбу московского кружка.

Пиком влияния московских «жидовствующих» стал 1498 г., когда Иван III провозгласил своим соправителем и наследникам внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого), ставленника кружка Фёдора Курицына и княгини Елены Волошанки. Это было не только политической, но и идеологической победой: после «провала» конца света в 7000 году большое число мирян, духовенства и иноков стали искать совета и наставления у духовных лидеров еретиков, отрицавших возможность его наступления.

Однако через четыре года Иван III круто поменял династическую политику. В 1502 г. он заточил свою сноху Елену Стефановну и ее сына Дмитрия в темницу и сделал своим соправителем Василия III. Чтобы оправдать свою политику и жестокое обращение с родственниками, он поддержал обвинения церкви в ереси членов кружка Курицына и княгини Елены. Федор Курицын и другие члены кружка были арестованы, а их идеологическое влияние стало главным оправданием династического переворота.

Собор 1504 года: огненная расправа над ересью

В 1504 году состоялся собор Русской церкви, призванный окончательно решить судьбу обвиняемых в ереси. Председательствовал на нём Василий III, незадолго до этого публично поддержавший жестокие меры против «жидовствующих». Собор систематизировал все выдвинутые обвинения и вынес суровый вердикт: смерть через сожжение.

В Москве в специальных деревянных срубах были сожжены Фёдор Курицын, его брат и ещё двое активных участников кружка. Несколько осужденных отправили для казни в Новгород, остальных разослали по монастырям для вечного заточения. Эта жестокая расправа стала беспрецедентной в истории Русской церкви по своему масштабу и публичности.

Даже после свершившейся расправы над «жидовствующими» в церковной среде продолжались споры о том, допустимо ли подвергать еретиков жестоким казням или следует вести с ними диспуты и молиться об их обращении, следуя заветам Евангелия и писаниям отцов церкви.

Продолжение следует...

Больше интересных материалов - в нашей подборке Исторические заметки. Понравился материал? Поддержите нас лайком и подпиской.