"Лицом к лицу лица не увидать большое видится на расстоянии" . Позволю себе немного изменить строки Сергея Александровича. "Лицом к лицу лица не увидать вся мерзость видится на расстоянии." Это я не только о "Служебном романе" - этим Эльдар Рязанов грешит почти в каждом своем фильме снятом после того, как заматерел. Стал важным и маститым. А мерзостью является то, что он постоянно кусал руку с которой кормился. Ловкий конформист и конъюнктурщик. Попытаюсь обосновать.
В свое время фильм, что называется, зашел советской публике. Просмотрели около 60 млн. Отличный показатель. Тогда фильм мне тоже понравился. В общем. Но если разобрать фильм, не на цитаты, а на персонажи, то получается очень удручающая картина. Могут возразить, что Статуправление в котором происходит действие фильма - это гипербола, обобщение. И вообще это комедия, а в комедии много условностей. Пусть так. Но если присмотреться...
Калугина - закомплексованная особа, которая свои фобии и страх перед жизнью пытается скрыть за желанием сделать карьеру. Она боится и не любит людей. В фильме, это преподносится, как образ типичного советского руководителя. Мягко скажем, неприятная дама.
Новосельцев - придурковатый неудачник, на минуточку, претендующий на должность начальника отдела, которую он пытается получить не проявив свои профессиональные качества, а охмурив старую деву, свою начальницу.
Оленька Рыжова. Та еще бестия. Немоляева великолепно сыграла роль Новосельцева в юбке. Тоже, не прочь, погреться у чужого костра. При этом, довольно беспардонным образом. При живой жене Самохвалова, у него дома, только, что не задирала юбку, повиснув на шее у несчастного одноклассника. Еще раз респект актрисе Немоляевой. У меня Оленька вызывала стойкий рвотный рефлекс.
Самохвалов - прообраз нового русского, должен быть понятен современному зрителю. Его поступок с письмами выглядит подлым и предосудительным, но... а что ему, прикажете было делать, что бы защитить себя и свою семью от невменяемой, потерявшей берега, домогательницы.
Секретарша-Верочка - зачетная роль Ахеджаковой. Пожалуй претензий нет. Секретарша - она и в Африке секретарша. Так было, так есть и так будет. А может и не будет. Кто знает какими способностями ИИ наделит современную секретаршу. Будут гендерные отличия или унисекс - посмотрим.
Шура - гиперактивная особа. Такие и сейчас встречаются во многих коллективах. Людмила Иванова мастерски создала образ.
Ну, и наконец, несостоявшийся покойник Бубликов. Его место под лестницей в учреждении выделяет его из массовки. Отличная находка режиссера.
Надо сказать, что актерский ансамбль очень сильный. Мягков, мне правда, никогда особо не нравился, да и роль придурка сложно назвать интересной.
Но что мы видим на экране? Выражаясь современным языком - главные герои все отстой. Для меня, например, самый позитивный персонаж, это Бубликов и его девиз "Не дождетесь" Остальные герои скучны, серы и без всякого позитива.
У отношений Калугиной и Новосельцева нет будущего. Хотя в фильме нам сообщают, что у Новосельцевых через 9 месяцев появился третий мальчик, но предпосылок к тому, чтобы они жили долго и счастливо и умерли в один день, у них нет. И молодой зритель, волею судеб, посмотревший этот фильм, скажет: Блин, ну и жизнь у них была. Жалкие, ничтожные люди ( как говаривал Паниковский )!
И во всех фильмах, ну или почти всех, у Рязанова эта тема проходит, не особо маскируемым, лейтмотивом. Но ведь это неправда! Жизнь общества, как и жизнь человека, проходит через свои этапы. И глупо сравнивать, а тем более, на бытовом уровне, какая мебель была 50 лет назад. на чем ездили люди, что носили и сколько стоил проезд в метро.
Тогда, как и сейчас, были свои плюсы и минусы. Тогда, как и сейчас, были успешные и неудачники. Тогда и сейчас, были и есть новосельцевы, которые считают копейки после уплаты автокредита и взноса в ипотеку.
Жизнь, она хороша и прекрасна в любые времена, и на любой земле. Как пелось в одной эмигрантской песне, меняется только закуска на столе.
Комедия - это доброе подшучивание над человеческими слабостями, как у Гайдая, например. У Рязанова юмор другой, недобрый. Он, как официант, который плюет в кофе клиенту которого ненавидит. Вопрос - за что?