Я много раз бывала в Переславле-Залесском и всегда старалась искать дороги, непротоптанные туристами.
До этого лета Спасо-Преображенский собор я видела только издалека. Я знала, что это старинный храм, но привычка искать труднодоступные места и обилие туристов немного отталкивали. В итоге несколько лет подряд я проезжала мимо него на машине, следуя к другим, как мне казалось, более интересным для посещения местам .
И теперь я понимаю, что именно этот объект стал, наверное, самым чудесным открытием в моей истории путешествий….
В самом центре Переславля-Залесского, стоит белокаменный Спасо-Преображенский собор. Храму почти 870 лет — он построен в 1152 году Юрием Долгоруким и завершён его сыном, князем Андреем Боголюбским.
То, что он вообще дожил до наших дней, уже чудо. Но!
В 2015 году случилось то, что уверенно можно назвать самой настоящей сенсацией: под слоем побелки на стенах собора обнаружили ….. давайте сначала совсем немного истории:
Собор, который выжил назло всему
Чтобы понять масштаб открытия, о котором я расскажу чуточку позже, стоит вспомнить судьбу самого храма. На протяжении веков храм переживал почти непрерывные бедствия:
- 1238, 1252, 1281 — разорён татарами;
- 1293 — сожжён князем Андреем Городецким;
- 1385, 1409 — новые разграбления и пожары во время нашествий ордынцев;
- 1611-1612 — разорение польско-литовскими войсками;
- конец XIX века — масштабная реставрация, когда храм фактически спасли от окончательного разрушения.
Каждый раз он поднимался из руин. И, словно хранил что-то для будущего.
Чудесная находка в 2015
В 2014–2015 годах при реставрации фасадов Спасо-Преображенского собора специалисты столкнулись с обычной на первый взгляд задачей: снять поздние слои побелки и очистить каменные блоки. Но именно это привело к неожиданному открытию.
После аккуратной очистки на белом камне проявились буквы и рисунки — граффити XII века. Надписи располагались на удобной для письма высоте — примерно 50–118 см от цоколя, как раз там, где в XII веке стояли люди, оставляя свои послания.
Реставраторы и историки настояли на максимально щадящих методах очистки. Сначала блоки промывали водно-воздушной смесью, затем использовали мягкие пластиковые щётки и шпатели. Такой подход позволил сохранить даже тонкие следы резца на камне и не разрушить древние надписи.
Самая удивительная находка
- надпись о заговоре и убийстве Андрея Боголюбского.
Самым известным открытием стала надпись о гибели князя Андрея Боголюбского, получившая название «Книга с проклятиями». Текст напоминает официальный документ, в котором перечислены имена участников заговора
Надпись рассказывает о событиях ночи 28–29 июня (летописная дата смерти Андрея) и включает как известные по летописям имена — Пётр Фралович, Яким Кучкович, Амбал — так и ранее неизвестные историкам лица, например, Стырята и Петрко.
Датируется она рубежом XII века, примерно 1175–1176 гг., и для исследователей это настоящая сенсация:
Летописи упоминали лишь четверых заговорщиков, а на стене собора их перечислено двенадцать.
Часть букв оказалась сильно стерта временем. Чтобы восстановить текст, специалисты сделали сотни цифровых снимков и применили 3D-моделирование с математическими алгоритмами. Это позволило «подсветить» повреждённые участки и реконструировать имена, показывая, что это не просто случайные знаки, а именно список убийц с церковным проклятием.
Завершает список фраза: «Си суть убийцы великаго князя Андрея. Да будут прокляты»
Руками не трогать‼️
Когда краеведы, работники музея, экскурсоводы просят не трогать надписи руками, то все воспринимают эту просьбу только с точки зрения сохранности реликвий.
Но мало кто задумывается о том, сколько энергетики содержит в себе тот или иной древний «автограф».
Книга хранила в себе проклятия почти тысячу лет, чтобы совсем недавно открыть миру страшную тайну и имена убийц. Только представьте, на сколько мощной силой обладает этот исторический объект. И сила эта далеко «не добрая».
Когда я это осознала, мои руки перестали тянуться к старинным буквам и знакам. Это какое-то откровение, которое заставило меня просто застыть и молча смотреть на старинные надписи, не в силах отвести взгляд.
Другие голоса XII века
На стенах нашли и другие надписи:
- упоминание о смерти Юрия Долгорукого (1157 г.);
- поминальную запись о боярыне Варваре, помогавшей вдовам;
- загадочный круг, похожий то ли на календарь, то ли на лабиринт;
- десятки крестов и знаков строителей.
Кажется, будто храм превратился в каменный дневник средневекового города.
Здесь был Федя
Самый короткий «автограф» того времени заставляет задуматься о том, что давным-давно здесь жили люди, ничем не отличающиеся от нас.
Надпись расшифровывается, как оказалось, довольно просто «Фёдор писал»:)
Захоронения и икона
Внутри собора — княжеские могилы. Здесь покоятся Дмитрий Александрович (сын Александра Невского), его сын Иван и другие представители княжеского рода. Есть и маленькая плита — безымянная могила ребёнка. Его личность не установлена.
На стене собора висит икона Спаса. Но это копия: подлинник XIV века хранится в Третьяковской галерее.
Что делать с этой памятью
Сегодня собор открыт для туристов. Кто-то касается стен руками, экскурсоводы ругают — но на самом деле куда опаснее для надписей не люди, а время, ветер и влага. Камень крошится, буквы исчезают.
Есть идея спрятать находки под оргстеклом. Но тогда исчезнет сама магия — ощущение близости к голосам прошлого.
Может быть, современная наука найдёт способ защитить их иначе — сохранить, но не оторвать от живого взгляда.
Мне представляется что-то похожее на прозрачное покрытие, которое сохранит надписи, не отдалив их от людей и при этом сохранит внешний вид собора.
Ведь даже сейчас внутри собора стоят стенды с информацией, которые убивают дух прошлого. Наверное можно было каким то образом организовать информационную зону так, чтобы она не заслоняла красоту и величие внутреннего убранства собора.
Хотя, скорее всего, во мне опять говорит фотограф:) А обычным людям всё это не режет взгляд.
Почему это важно
Спасо-Преображенский собор — один из древнейших белокаменных храмов Руси. Он построен почти девять веков назад и пережил всё, что только можно.
И теперь он заговорил. Не летописью, не чужим пересказом, а голосами самих людей XII века. Молитвами, проклятиями, автографами.
Именно за это стоит бороться: чтобы эти голоса не затихли навсегда.
Я не знаю, как решат вопрос сохранности надписей. Возможно, уже совсем скоро эти реликвии придётся отдалить от глаз посетителей ради их защиты.
Но сейчас это невероятное ощущение — быть так близко к истории, дотронуться рукой до вековых камней и увидеть всё собственными глазами.
И хоть служащие храма-музея убеждали меня, что все камни, лежащие на полу - новодел. Я так и не поверила в это и прихватила с собой небольшой кусочек истории.
Вы знаете, я никогда не настаивала на том, чтобы мои читатели ехали по тем местам, в которых бывала я.
Скорее наоборот, я пишу для тех, кто ходит по другим маршрутам и может, с помощью моих рассказов, заглянуть одним глазком туда, куда лично не приезжал.
Но с этим храмом всё иначе. Почему то мне очень хочется призвать всех по возможности посетить это невероятное место и своими глазами увидеть то, что пока открыто для наших глаз.
Мой ТГ канал, в нем больше фотографий и коротких заметок:
Спасибо, что дочитали до конца!