Найти в Дзене
KORGA ART

Допинг для художника: почему творческие люди помешаны на пленэрах?

Вы наверняка видели их. Одинокие фигуры с мольбертом у озера или целые группы людей с красками в парке. Они могут часами сидеть на складном стульчике, вглядываясь в даль и что-то яростно малюя. Со стороны это выглядит как странное, даже немного сумасшедшее хобби. Что же так манит художников выходить из уютных мастерских на улицу? Почему пленэр — это не просто рисование, а почти духовная практика для любого творческого человека? Для начала небольшой экскурс в историю. Само слово «пленэр» (plein air) пришло к нам из французского и дословно означает «открытый воздух». Художники выходили на природу и до этого, но настоящую революцию устроили импрессионисты в середине XIX века. Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Камиль Писсарро — они бросили вызов академическим канонам и вырвались из мастерских навстречу солнцу, ветру и мимолётным впечатлениям. Их главной целью было поймать ускользающее: игру света на воде, дрожание листвы на ветру, сиюминутное настроение. И без выхода «в поле» это было бы невоз

Вы наверняка видели их. Одинокие фигуры с мольбертом у озера или целые группы людей с красками в парке. Они могут часами сидеть на складном стульчике, вглядываясь в даль и что-то яростно малюя. Со стороны это выглядит как странное, даже немного сумасшедшее хобби. Что же так манит художников выходить из уютных мастерских на улицу? Почему пленэр — это не просто рисование, а почти духовная практика для любого творческого человека?

Изображение взято здесь: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcdn.culture.ru%2Fimages%2F821d8f1f-7d69-5395-9214-e74340837201&lr=967&pos=18&rpt=simage&text=%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8D%D1%80
Изображение взято здесь: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcdn.culture.ru%2Fimages%2F821d8f1f-7d69-5395-9214-e74340837201&lr=967&pos=18&rpt=simage&text=%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8D%D1%80

Для начала небольшой экскурс в историю. Само слово «пленэр» (plein air) пришло к нам из французского и дословно означает «открытый воздух». Художники выходили на природу и до этого, но настоящую революцию устроили импрессионисты в середине XIX века. Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Камиль Писсарро — они бросили вызов академическим канонам и вырвались из мастерских навстречу солнцу, ветру и мимолётным впечатлениям. Их главной целью было поймать ускользающее: игру света на воде, дрожание листвы на ветру, сиюминутное настроение. И без выхода «в поле» это было бы невозможно.

Художник Джон Сингер Сарджент. "Клод Моне" 1885 год. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sargent_MonetPainting.jpg
Художник Джон Сингер Сарджент. "Клод Моне" 1885 год. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sargent_MonetPainting.jpg

Но что же такого волшебного в этом процессе сегодня, в XXI веке? Почему художники, имеющие доступ к миллионам фотографий и мощным графическим программам, всё равно с упоением таскают с собой тяжёлые этюдники?

Причина 1: Живой свет и настоящие цвета.
Ни одна, даже самая качественная фотография, не способна полностью передать игру натурального света. Как солнечный луч пробивается сквозь кроны деревьев, как он отражается от стены дома, как меняется цвет поля от утренней росы до полуденного зноя — это нужно видеть своими глазами. Монитор искажает цвета, а на пленэре художник учится видеть тысячи полутонов и оттенков, которые просто не фиксирует камера. Это лучшая тренировка для глаза и мозга.

Причина 2: Энергия и динамика.
Природа не статична. Она живёт и дышит прямо у вас на глазах. Плывут облака, колышется трава, пробегают тени, снуют насекомые. Эта энергия невероятным образом передаётся в работу. Картина, написанная на свежем воздухе, всегда будет отличаться от студийной работы особой живостью, лёгкостью и энергией. В неё вложена не только краска, но и пение птиц, дуновение ветра и тепло солнца.

Причина 3: Максимальная прокачка навыков.
Пленэр — это суровый спартакиад для художника. Здесь нет времени на бесконечные правки. Свет меняется стремительно, и через пару часов сцена перед тобой уже совершенно другая. Это учит работать быстро, смело, принимать решительные цветовые и композиционные решения, отбрасывать лишнее и схватывать самую суть. После такого опыта работа в студии кажется невероятно лёгкой.

Причина 4: Медитация и перезагрузка.
Остаться наедине с пейзажем, отключиться от городского шума, соцсетей и бесконечного потока мыслей — это бесценно. Процесс рисования на природе превращается в глубокую медитацию. Вы концентрируетесь на том, что прямо перед вами, и ваш мозг наконец-то отдыхает. Это лучшая терапия от стресса и творческого кризиса.

Художник Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%83%D0%B0%D1%80,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80_%D0%9E%D0%B3%D1%8E%D1%81%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Auguste_Renoir_-_La_Grenouill%C3%A8re_-_Google_Art_Project.jpg
Художник Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%83%D0%B0%D1%80,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80_%D0%9E%D0%B3%D1%8E%D1%81%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Auguste_Renoir_-_La_Grenouill%C3%A8re_-_Google_Art_Project.jpg

А как же «минусы»? — спросите вы.

Ах да, те самые «опасности», которые лишь добавляют пленэру остроты! Например, «любопытные прохожие» — особая каста ценителей искусства. От их внимательного взгляда и метких комментариев не скрыться. Классика жанра: «А что это вы тут рисуете? А это домик? А я сначала не понял!». Или совет от внезапно подошедшего гуру: «Вам бы тут мазок жёлтенького добавить, оживило бы!». Художники уже давно научились относиться к этому с юмором и даже собирают топ-5 самых частых вопросов.

Второй «риск» — критики из мира фауны. Мухи, решившие поплавать в вашем разбавителе, или пролетающая мимо пчела, желающая оценить композицию и, конечно, придирчивые комары — вот настоящие арт-критики. Они бескомпромиссны и их не проведёшь и словами не отвадишь.

Так что в следующий раз, когда увидите человека с мольбертом на обочине, знайте: он не чудак. Он — охотник. Охотник за светом, мгновением и неповторимой красотой нашего мира. И возможно, вам тоже стоит попробовать взять кисти и выйти «в поля»!