В Самару на этой неделе вернулась знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Ее привезли накануне из Санкт-Петербурга, из Русского Государственного музея, в специализированном фургоне. Легендарное полотно 19 сентября представили в Самарском областном художественном музее на выставке одного шедевра. Работа, созданная в 1870-е годы, ставшая символом передвижнического реализма, снова оказалась на Волге, где художник писал к ней этюды в селе Ширяево. Посетители увидят не только саму картину, но и путь художника — от набросков до финального полотна.
Возвращение шедевра
Последний раз самарцы могли лицезреть «Бурлаков» более двадцати лет назад, в 2004 году, на выставке «Три века русского искусства». Теперь картина снова в Самаре, на волжских берегах, где и рождались этюды к ней, рисунки, наброски. По словам генерального директора Русского музея Аллы Маниловой, которая присутствовала на открытии выставки, шедевры должны возвращаться в те места, где они создавались.
– Мы поступили правильно, что привезли картину в Самару. Такие абсолютные шедевры снимаются со стен в исключительных случаях, но не надо чахнуть над златом. Надо делиться, поддерживать региональные музеи. Сегодняшнее событие ¬– исключительное. Это ясно всему музейному миру России, – сказала Алла Манилова.
Событие действительно уникально. За все время, пока картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» хранится в Русском музее (с 1918 года), она покидала его стены для экспонирования на выставках внутри страны всего три раза: один раз ее выставляли в Москве в Третьяковской галерее и дважды в Самаре. Кроме того, полотно показывали в европейских странах.
Подлинник под «Дубинушку»
На выставке картина «Бурлаки на Волге» размещена в центральном зале. Она приковывает взгляд, от нее невозможно оторваться. Подлинник не заменит никакая репродукция.
Неизгладимое впечатление от истовой живописи гения усиливает исполнение «Дубинушки» («Эй, ухнем»), которая традиционно считается бурлацкой, дуэтом «Кладезь». Солисты – Наталья Подкорытова и Виктор Читаев – поют проникновенно эту грустную песню, родившуюся на основе народной в 1860-х годах.
– Мы живем в Ширяево и не раз видели в Доме-музее Ильи Репина в нашем селе копию картины «Бурлаки на Волге». Сейчас нам посчастливилось увидеть эту знаменитую работу в подлиннике. Глядя на нее, мы узнаем наши родные берега и волжские просторы, – поделился Виктор Читаев.
Рядом с картиной можно увидеть подлинную бурлацкую лямку из ткани и кожи. На Волге в 1860-1870 годы работали около 400 тысяч бурлаков (наемных сезонных работников на реках, которые тянули речные суда и лесные плоты вдоль берега). Как правило, они надевали на себя кожаные либо тканевые лямки, привязывали их к бечеве (прочной веревке) и так тянули за собой судно. Образ лямки олицетворял тяжкую долю этих людей, среди которых были и крестьяне, и разночинцы разных профессий и сословий, и попы-расстриги, и недоучившиеся семинаристы.
Репин в поисках бурлаков
Илья Репин был впечатлен бурлацким трудом еще в 1969-м, будучи студентом Петербургской Академии художеств. Тогда 25-летний художник увидел на Неве ватагу бурлаков – толпу оборванных мужиков, запряженных в лямку подобно лошадям. Они тащили вверх по течению реки баржу. Это зрелище поразило Репина контрастом с отдыхающей на берегу разряженной публикой. Почти сразу же он сделал первый акварельный эскиз, посвященный бурлакам.
Для подлинности натуры Илье Ефимовичу посоветовали отправиться на Волгу. Вместе с друзьями он поплыл от Твери до Саратова. Проплывая мимо Жигулей, они прониклись красотой этих мест и на обратном пути высадились в Ставрополе. Спустя две недели перебрались в Ширяев Буерак (ниже этого села по течению Волги расположен Царев Курган, возле которого в то время находилась перевалочная база бурлаков). Здесь и намеревался молодой художник (на тот момент ему было 26 лет) изучать бурлацкий быт.
– Три летних месяца 1870 года Илья Репин провел на берегу Волги в Ширяевом Буераке у подножия Жигулевских гор. Многочисленные наброски и эскизы, сделанные здесь, и легли в основу полотна «Бурлаки на Волге». В доме крестьянина Ивана Алексеева он поселился вместе с младшим братом Василием и друзьями – художниками Федором Васильевым и Евгением Макаровым, – рассказала главный хранитель Самарского областного художественного музея Светлана Шатунова.
Илья Репин написал автобиографическую книгу «Далекое близкое», в которой есть воспоминания о незабвенном лете в Ширяевом Буераке. Вот одна из многих словесных зарисовок художника: «Погода стояла дивная. Мы наняли лодку с двумя гребцами: спустить нас до Ширяева, против Царева кургана, откуда мы намеревались вернуться на пароходе. Выехали мы с восходом солнца, часа в четыре - рыбаки просили не опоздать, чтобы днем, в самую припеку, им отдохнуть часа два. Какой был восход!».
О событиях того памятного лета 1870 года, давшего миру шедевр, рассказывается и в письме Ильи Ефимовича городскому голове Самары Петру Алабину, написанному в 1895 году. На выставке можно не только увидеть само письмо с автографами живописца, но и услышать его содержание устами заслуженного артиста Самарской области, актера театра «СамАрт» Алексея Меженного.
«Волга представилась мне какой-то музыкальной пьесой, вроде Камаринской Глинки, - пишет Илья Репин. – Утром после чая я специально шел на берег охотиться на «моих бурлаков».
Местные жители, крестьяне зачастую отказывались позировать художникам, запрещали это и своим детям, а бурлаки соглашались и за двугривенный на час становились натурой.
– На своей картине Репин запечатлел представителей разных сословий и типов. Это не бытовая сцена, а групповой портрет одиннадцати бурлаков, каждого из которых художник знал, общался во время написания этюдов в Ширяево. Сохранились эскизы, на которых каждый из героев изображен в отдельности, – пояснила Светлана Шатунова. – Уже потом по заказу великого князя Владимира Александровича они собрались в бурлацкую артель, и родилась картина. На ней художник убирает все ненужное, чтобы ничего не отвлекало от главных персонажей. Он вытягивает композицию по горизонтали: возникает ощущение протяженности реки, долгого-долгого пути, что усиливает впечатление от тяжелого бурлацкого труда.
Каждый из этих бурлаков оказался достоин кисти мастера. Художники-передвижники, к которым относился и Илья Репин, в 1870-е годы обратились к простым сюжетам – к жизни простых людей. К слову, работников, тянущих лямку вдоль волжского берега, первым изобразил Алексей Саврасов, написав в 1870 году картину «Бурлаки», но в отличие от Репина сделал акцент на пейзаже.
От набросков – к полотну
После ширяевского лета Илья Ефимович приехал в Самарскую губернию еще раз, в 1872 году, вместе с женой Верой. На этот раз он поселился в Самаре и продолжал делать наброски на волжских берегах. В своем письме к Алабину он вспоминает и об этой поездке: «С молодой женой я поместился на набережной, в небольшом домике, окнами на Волгу и в продолжение недели рисовал и писал этюды с бурлаков на барках, подолгу оставаясь в их обществе. Они принимали нас дружелюбно и сами останавливали и унимали подкутивших буянов».
Из того путешествия он привез небольшую картину «Бурлаки, идущие вброд». Сейчас она хранится в Москве в Третьяковской галерее. Что касается монументальных «Бурлаков», то их художник создал на основе всех материалов, собранных на Самарской земле, только в 1873 году в Санкт-Петербурге. Ее почти сразу показали на выставке произведений живописи и скульптуры, а на всемирной выставке в Вене она завоевала бронзовую медаль. За три тысячи рублей ее купил великий князь Владимир Александрович и повесил в своем дворце в Петербурге. Федор Достоевский в своем «Дневнике писателя» высказался о картине «как о подлинном торжестве правды в искусстве».
Зато негодовал министр путей сообщения Российской империи Алексей Бобринский, считая, что Репин опозорил страну перед Европой, показав тяжелый бурлацкий труд в эпоху прогресса и машиностроения. Он сказал художнику: «Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину!».
В то время действительно бурлацкий труд использовали реже, так как его заменяли пароходами, которые пришли на смену парусным лодкам-расшивам.
Самарская «Репиниада»
На выставке можно увидеть и другие работы Ильи Репина из коллекции Самарского областного художественного музея. Например, этюд «Волжский пейзаж с лодками» 1870 года, сделанный тем самым летом в Ширяево (раньше находился в собрании Русского музея).
Еще представлены три картины из коллекции самарских купцов Шихобаловых: этюд «По следу» (1881 год) к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году» (1914 год) и «Композитор Антон Григорьевич Рубинштейн» (1915 год). До революции эти работы находились в особняке Шихобаловых, знаменитом Доме с атлантами.
Для более полного погружения в эпоху «Бурлаков» на выставке можно посмотреть почтовые открытки издания самарского купца Константина Головкина с изображением села Ширяево в начале прошлого столетия. Есть у Головкина и фотография, запечатлевшая бурлака, которая так и называется «Лямкой».
Еще в музее можно увидеть известняк и песок – образцы груза, перевозимого бурлаками. На все это пространство мудро взирает с автопортрета Илья Репин. Когда-то он писал: «…мне казалось, что Волга-матушка вознаградит меня по-царски за мой подарок ей. И действительно Волга меня вознаградила впоследствии как родного сына, щедро и широко…». Наградила мировой славой и бесконечным удивлением всех поклонников «Бурлаков».
В Самарском областном художественном музее выставка одного шедевра продлится до 23 ноября.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Татьяна ПЕТУНИНА