Памятная книга Казанской губернии на 1868-1869 год.
стр. 58 скан.
Мариинский посад.
Посадская Дума.
Посадский Голова –степенный гражданин, купец 2-ой гильдии Иван Ефимович Коротков.
Гласные - купеческий сын Александр Николаевич Беловошев,
мещанин Петр Кузьмич Офицеров.
Секретарь - губернский секретарь Аристарх Егорович Аристовский.
стр. 28 скан.
Приходские училища.
В Мариинском посаде.
Учители: священник Василий Пятницкий,
Неимеющий чина Никодим Яковлевич Макаров.
Стр. 174 скан.
Замечательные селения на Волге Казанской губернии.
Мариинский Посад, Чебоксарского уезда, прежде всего бывшее село Сундырь, находится на правом берегу Волги, между двумя речками Верхнею и Нижнею Сундырками, на ровной площади.
Первоначальное основание его относится к началу 17 века (1620 год).
В писцовых книгах 1654 года значатся:
«в Кокшайском уезде за Крутицким Митрополитом Селиверстом, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России, по грамоте за приписью дьяка Ивана Болотникова 1624 года, какова дана Ионе Митрополиту, к вотчине село Сундырь, что была пустынька Сундырская на речке на нижней Сундырке и на реке Волге,
а в нем церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Николы Чудотворца, деревянна, клетцки с трапезою, а в церкви Деисусы и царские двери, образа местные и книги и ризы и сосуды церковные и свечи поставные и на колокольне колокола и всякое церковное строение домовое, Митрополичье и мирское,
а в селе дворов церковных: двор попа, двор пономаря, да в том же селе двор Митрополичий, а в нем живет прикащик Митрополичий, сын боярский Иван Суздальцев, да дворник Любимка, да во дворе земской дьячек Ивашко, да у него подсоседние;
а всего Крутицкого Митрополита в вотчине село, да семь деревень, да починок живущих, да 90 дворов крестьянских, а людей в них 235 человек, 49 дворов бобыльских, людей в них 102 человека, 9 дворов нищих, людей из них 12 человек – бродят меж дворов питаются Христовым именем, да 13 дворов крестьянских и бобыльских пустых, да 13 человек беглых же крестьян, которые жили в захребетниках;
пашни паханные Митрополичьи и крестьянских перелогом и лесом поросло средние земли 220 четвертей с полуосминою в поле, а в двух потомуж, да на выпуске дано 12 десятин, сена 835 копен, да церковного сена 60 копен, лесу непашенного за рекою Волгою, против села Сундыря, вдоль на 4 десятины, а поперек на 1½ десятины, да на Ветляном острову 18 десятин, да поверстного лесу вверх по Волге на 2 версты, а на низ на ½ версты,
да к тому же селу Сундырю и деревням и починку, нынешнего 1654 года, по челобитью Селиверста, Митрополита Сарского и Подонского и по выписке за пометою дьяка Грязнова –Акишева, дано сенных покосов для Митрополичьи обиходу и крестьянской скудости за рекою Волгою на Чермушинском Острову, Чермушинской волости Черемисы, которая перешла с луговой стороны на нагорную в поле жить Поскака Табоева с товарищи, что они сверх своих польских сенных покосов 10 050 копен, владели безоброчно, что осталось за дачею за Кокшайские волостные черемисы у пятидесятника у Ягушка Ахбухтина с товарищи, сена 425 копен, по Государеве Цареве и Великого Князя Алексея Михайловича грамоте, какова послана в Казань к Боярину и Воеводам Михаилу Ивановичу Салтыкову с товарищи,
а велено Кокшайского уезду домовой вотчины села Сундыря с деревнями крестьянам в Кокшайском уезде в горней и луговой стороне в государевых лесах бревна и дрова лучшу сечь, и лыки драть про себя, а не на продажу, безпенно,
а черемисских и чувашских бортей со пчелами и бортного и дельного деревья ничем не портить, и корье и лубье с бортных и с дельных деревьев не снимать и ни чем бортных и дельных дерев не пустошить;
да к тому селу Сундырь и к деревням рыбная ловля на Волге реке».
В писцовых книгах 1685-86 годов значится-
– «село Сундырь, да 8 деревень, а в селе две церкви да придел, да двор Преосвященного Варсонофия, Митрополита Сарского и Подонского, да церковных причетников:
2 двора поповых,
двор церковного дьячка,
двор пономаря,
двор поповича, бывшего попа,
двор просвирницы,
двор церковного старосты,
двор домового сына боярского,
двор рыбного промыслу подъячего и
двор земского дьячка,
да крестьянских дворов в селе Сундыре и 8 деревнях 105, людей в них 424 человека,
бобыльских 49 дворов, людей в них 202 человека,
кузнецов, мельник и засыпок, и целовальников, и неводчиков, и пятчиков и работников, и сторожей 32 двора, людей в них 117 человек,
нищих 9 дворов, людей в них 20 человек –кормятся Христовым именем, да пустых 5 дворов,
а всего крестьянских и прочих дворов 195, людей в них 763 человека, да пустых 5 дворов, да 18 человек в бегах домовых крестьян, которые жили в захребетниках».
С учреждением в 1764 году духовных штатов, крестьяне села Сундыря с починками и деревнями перешли в ведение Коллегии экономии, а с открытием Министерства Государственных имуществ – в заведение этого Министерства;
в 1856 году из села Сундыря и смежных деревень (Коноваловой, Ворошиловой и Денисовой) образован Посад и учреждена Дума.
В Мариинском посаде до сих пор с подробностями рассказывается народное предание, «что когда под Казанью была разбита Михельсоном шайка Пугачева, то он с небольшим числом своих людей бежал в леса Царевококшайского уезда, откуда и прислал в Сундырь приказание приготовить для его переезда перевозы, но посланные от Свияжского Воеводы три солдата затопили все суда и лодки, стоявшие в Сундыре; переправившись через Волгу из Кокшайского, -на связанных плотах , Пугачев повесил в Сундыре на колокольне Троицкой церкви- священника, помощника соседственной деревни и пойманных трех свияжских солдат, вместе стем он намеревался сжечь все село, но был упрошен всеми жителями, устроившими для него и бывших с ним людей, пышный обед».
Предание это не совсем согласно с действительностью: вот, что читаем во 2 выпуске Архивных дел, напечатанном в №33 Губернских ведомостей:
выборный села Сундыря Клементий Максимов доносил Царевококшайской Воеводской Канцелярии:
« а, прошедшего июля 14 дня сего 774 года государственный злодей и бунтовщик Пугачев, переправясь ниже села Сундыря в 3 верстах, на Кокшайском перевозе, с луговой на нагорную сторону, ехал толпою своею мимо оного и злобствуя, что при том его проезд никто из обывателей, убоясь злого его прещения, встретить не вышли, приказал своим единомышленникам все строения зажечь и от того их, злодействого зажжения все село великим пожаром загорелось, отчего святые церкви, а именно церковь Живоначальной Троицы и в ней святые образа, церковные утвари и колокола все сгорело без остатка; в церковь Казанской Богородицы сам –ли Пугачев или люди из его шайки, - русские или новокрещенские- о том подлинно неизвестно, входили и в ней взяли двое ризы лучшие, двои сосуды серебряные под золотом; в ней же они злодеи во многих местах книги церковные и пелены зажгли и от того их зажжения Богом хранимо не загорелось; токмо от великого жара ближних дворов горящих, крыша, колокольня с колоколами сгорели; при том же поймав той же церкви священника Ивана Петрова увезли собой в лес и убили до смерти;
б, во оном селе Сундыре он, злодей Пугачев, со своими наперсниками, наехав пресланных из Свияжска провинциальной канцелярии со ордером, для затопления и недопущения оного злодея переехать через Волгу судов и лодок, полкового подьячего и обозного поймав повесили; при том же проезде его мимо шедших из села Сундыря 5 человек поймав, их повесили и от его злодейских рук зажжения погорело 250 домов с хлебом и нажитом и всего надворного строения и нажита сгорело 25 720 рублей».
В настоящее время в Мариинском Посаде считается (за 1866 год): домов -12 каменных, 478 деревянных, 5 амбаров для склада товаров, 45 лавок, 3 церкви и 4 часовни; жителей по тем же сведениям числится мужского пола 1366 и женского пола 1394 души: в том числе городских сословий мужского пола 1311 и женского 1315; из них ремесленников разного рода считается в Посаде 218 человек.
Доходы Посада простирались на 2204 рубля 26 ½ копеек, а расходы составляли 1754 рубля 52 ½ копейки.
При Посаде находятся две пристани, устроенные на обеих Сундырках и 4 водяные мельницы.
В посаде ежегодно бывают две ярмарки –Троицкая в день святой Троицы, в течение семи дней и Рождественская, с 8 по 20 сентября; обороты от этих ярмарок были таковыми:
Троицкой – привоз 16 800р., продажа 8 500 р.
Рождественской – привоз 21 300 р., продажа 11 400р.
Главное занятие жителей составляет торговля хлебом и лесом. Закуп хлеба начинается осенью м продолжается всю зиму; ржи покупается до 150 тысяч пудов, овса до 20 тысяч четверти, ржаной муки до 23 тысяч кулей. Лес заготовляется преимущественно в Чебоксарском, Козмодемьянском и Царевококшайском уездах на сумму 20000 рублей и сплавляется в Саратов, Дубовку и Астрахань.
Рыболовством занимаются до 20 дворов; доход от этого промысла до 7000 рублей. Хлебопашеством занимаются очень не многие; прочие же сдают земли жителям соседних деревень. Большую часть мещан составляют судорабочие – лоцманы, водоливы и бурлаки. За один путь (от посада до Астрахани) лоцмана получают от 100 до 150 рублей, водоливы от 20 до 30 рублей, и бурлаки от 15 до 18 рублей.
Выше Мариинского Посада, в одной версте, лежит на том же берегу Волги деревня Коновалова, причисленная к Мариинскому Посаду. В писцовых книгах 1654 года значится: « деревня, что был починок Верхний Сундырь, Коновалово тож, на речке Верхней Сундырке, а в ней крестьянских дворов 8, бобыльских 3 двора, пашни паханныя и перелогом и лесом поросло средние земли 26 четвертей в поле, а в других потомуж».
Жители этого селения летом занимаются бурлачеством, а зимою выделкою бочек и кадок, вырабатывая, средним числом, в год – первых до 500 шт,, а последних до 5000 шт.; промышленность эта приносит валового дохода свыше 4 тысяч рублей серебром.
В полуверсте от деревни Коноваловой, на правом берегу Волги находится деревня Новый починок, в которой считается муж. пола 416 и ж.п. 467 душ. Крестьяне этого селения занимаются хлебопашеством и кроме этого бурлачеством и выделкою дубовых и осиновых бочек, которые они преимущественно сплавляют в Астрахань. Ценность приготовленных здесь лесных изделий простирается до 3 тысяч рублей. Дубовые деревья покупаются большей частью на корню в соседних дачах; цена дереву бывает на месте от 1р.50 коп до 3 ½ р.
Деревня Чекуры находится на правом берегу Волги на небольшой песчаной площадке, ежегодно заливаемой весною; она заселена вышедшими из Мариинского Посада крестьянами. В писцовых книгах 1685 года написано: «а те Чекурские воды с озеры и с истоки и с большою воложкою и с воложками малыми и с заводьми и с пески по обе стороны Волги реки, воды и рыбная ловля Пеосвященного Варсанофия Митрополита Сарского и Подонского, да в Чекуре на берегу, на нагорней стороне, на усть речки Чекурки построен двор, а под тем двором земли 2 десятины, а живут в том дворе ватажские работники, переменяясь из села Сундыря, да в тех же Чекурских водах на нагорней стороне от верхней изголови Чекурский остров, а тот Чекурский остров обошла Чекурская воложка до Тойсина оврага; на том острову земли 40 десятин, да лесом поросло тальником 50 десятин, да против того острова на луговой стороне остров белий песок»
В зимнее время, когда почтовый тракт переводится на Волгу, здешние жители содержат 10 постоялых дворов; по словам покойного члена Казанского Статистического Комитета С.Е.Мельникова, здесь каждую зиму проезжает не менее 25 тысяч человек извозчиков; летом же чекурские крестьяне занимаются рыболовством и преимущественно стерляди, которую продают в Мариинском Посаде. Жителей здесь считается мужского 211 и 234 женского пола душ.
Деревня Новая на правом берегу Волги, имеет жителей 83 мужского и 87 женского пола душ, занятие которых главным образом составляет хлебопашество, по причине малоземелия и плохих урожаев, крестьяне занимаются еще выделкою полозьев, а также приготовлением дровней и саней.
Село Троицкое, Кушниково, на том же берегу Волги заселено 209 душ мужского и 203 женского пола; кроме хлебопашества, в следствие плохих урожаев, крестьяне занимаются выделкою ободьев, саней и дровней, продавая свои изделия на местных базарах, а также сплавом леса и дров до Казани. В этом селе находится церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1735 году.
Деревня Шульгина (189 душ мужского пола и 172 женского пола, Ураково (158 душ мужского и 192 женского пола) и Водолеевка (93 души м.пи 109 ж.п.) находятся на правом берегу Волги; крестьяне этих селений, кроме хлебопашества, занимаются еще работою на плотах, выделкою оглобель, а также рубкою дров, которая , при существовании помещичьего права была обязательною для жителей для жителей деревни Ураковой: они должны были, вместо зимнего оброка, вырубить в верховьях реки Большой Кокшаги до 40 плотов разного рода дров (на 2 800 р.) и сплавить их до Казани.
Деревни Демешкина и Нерадовалежат на правом берегу Волги: в первой из них считается 54 души муж. п. и столько же женского, а во второй -133 души м.п. и 132 жен. пола; крестьяне этих селений, кроме хлебопашества, вследствие не совсем удовлетворительных урожаев хлеба, (озимой родится сам 3, яровой сам 2), занимаются сплавом плотов, рубкою леса и дров и выделкою ободьев и дровней. Оба эти селения замечательны по нападению на них шайки Пугачева: так, в 2 выпуске Архивных дел, помещенных в №33 губернских Ведомостей за 1867 год, мы читаем: «жители деревень Нерадовой и Демешкиной показали Первой,
- что июля 17 дня переправилась на кокшайском перевозе злодейская партия, казаки 500 человек, и идя плавь на лошадях, а другая сплотя дранье и прочий лес, и по переправе стали близ Волги в яровом поле и потом приходили в деревню Нерадову и били их плетьми и разграбили крестьянские строения и нажиту на 873 рубля;
второй, - что злодейская толпа, приехав в их деревню, дом помещика и, отставного канцеляриста Протопопова, со всем имением разграбила, а того помещика, да крестьянина Андрея Филиппова, связав те казаки увели и из них Протопопова убили до смерти, а Филиппов пропал безвестно; всего в этой деревне ограблено 1037 рублей.
Против деревни Демешкиной на левом берегу Волги, лежит село Кокшайское, Царевококшайского уезда, между устьями двух рек Большой и Малой Кокшаг, впадающих в Волгу. Основание этого села относится к 1574 году, то есть царствовании Грозного, с целью иметь надзор за черемисами на луговой стороне Волги. В этом селе и до сих пор видны остатки прежних валов и рвов, которые с каждым годом все более засыпаются песком. В прежнее время это был город, имеющий свой уезд и своего воеводу, так что по описанию Кирилова (Цветущее состояние всероссийского государства), в нем было 4 церкви, магистрат, таможня, крепостная и казацкая конторы. В настоящее время в селе Кокшайском, населенном крещенными Черемисами числится 77 муж. и 89 женс. пола душ, у которых состоит в пользовании земли 186 десятин. Крестьяне этого селения, по недостатку пахотной земли, занимаются рыбною ловлею на Волге, вырубкою и сплавом леса и выделкой лесных изделий. Находясь в близком расстоянии от устьев рек Большой и Малой Кокшаг, это село служит сборным местом бревенчатым и дровяным плотам, сгоняемым промышленниками в Казань, Саратов, Астрахань и др. города. Во время весеннего разлива сюда стекается множество лесопромышленников и рабочих, плата которым довольно велика, особенно если противные ветры задерживают сплав, так что за один путь до Казани они получают до 25 рублей на человека с готовым содержанием. В этом селе находится каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1793 году.