Итальянской «принцессе ужасов» и бунтарке от кино сегодня 50. Вспоминаем не просто лучшие, а самые знаковые её работы — те, где её нерв, хрупкость и ярость создавали на экране настоящую, невыносимую, но притягательную жизнь. Это не просто игра, это саморазрушение на камеру.
Королева Марго
La reine Margot (1994)
Франция, XVI век, разгар религиозных войн. Юную Маргариту де Валуа (Изабель Аджани) выдают замуж за гугенота Генриха Наваррского (Даниель Отой). Азия Ардженто играет Шарлотту де Сов, придворную даму и любовницу нескольких ключевых фигур, оказавшуюся в эпицентре кровавой Варфоломеевской ночи.
Здесь Ардженто еще не главная звезда, но уже очевиден её демонический магнетизм. В её Шарлотте нет ни капли наивности. Это хищница, инструмент в руках Екатерины Медичи (Вирна Лизи), чья чувственность — такое же оружие, как и яд. Патрис Шеро использует её экзотическую, порочную красоту как символ тотального разложения двора Валуа. Она — плоть от плоти этого мира интриг и крови. Роль-камертон, где Ардженто идеально вписалась в ансамбль титанов (Аджани, Отой), доказав, что может быть органичной в исторической фреске. Фильм для ценителей масштабных, «мясистых» драм о власти.
Попутчица
Compagna di viaggio (1996)
Двадцатилетняя Кора (Ардженто) ведет в Риме нестабильную жизнь, перебиваясь случайными заработками. Клиентка (Сильвия Коэн) нанимает ее для необычной работы: незаметно следить за своим пожилым отцом Козимо (Мишель Пикколи), профессором на пенсии с деменцией. Однажды Козимо садится в поезд, идущий на север, и Кора, следуя инструкции, едет за ним.
Этот фильм — не просто роуд-муви, а, как отмечали критики, «дорожное кино с метафизическим подтекстом». Изначально коммерческие отношения героев (надзор за больным) перерастают в одиссею двух потерянных душ по итальянской провинции. Пикколи, почти без диалогов, гениально отыгрывает угасание разума. Но главный нерв картины — Азия Ардженто. Эта роль принесла ей премию «Давид ди Донателло», и абсолютно заслуженно. Она создала образ девушки с тяжелым прошлым, чья внешняя дерзость скрывает глубокую ранимость. Фильм для тех, кто ценит медленное, поэтическое кино о поиске человеческой связи там, где ее, казалось бы, быть не может.
Мария-Антуанетта
Marie Antoinette (2005)
Подростковая драма в исторических декорациях от Софии Копполы. Юную австрийскую принцессу Марию-Антуанетту (Кирстен Данст) выдают замуж во Францию. Азия Ардженто появляется в роли мадам Дюбарри, стареющей фаворитки короля Людовика XV (Рип Торн), главной соперницы молодой королевы.
Коппола сознательно превратила историю в поп-арт-вечеринку, и Ардженто в роли Дюбарри — вишенка на этом торте. Она играет не исторического персонажа, а архетип. Её Дюбарри — вульгарная, опытная и отчаянно цепляющаяся за власть куртизанка, символ уходящей эпохи разврата, которую должна сменить «новая искренность» Антуанетты. Ардженто здесь откровенно карикатурна, на грани гротеска, но это идеально ложится в концепцию фильма-клипа. Короткая, но сочная роль, где она купается в образе. Идеально для тех, кто любит постмодернистскую иронию в кино.
Цыпочки
The Heart Is Deceitful Above All Things (2004)
Семилетний Иеремия (Джимми Беннетт) скитается по Америке со своей матерью-наркоманкой Сарой (Ардженто). Мальчик проходит через ад насилия и безразличия, пытаясь выжить в мире, где самый близкий человек является его главным мучителем. Фильм снят по автобиографической книге.
Это режиссерская работа Ардженто и, возможно, её самый личный и беспощадный фильм. Она выворачивает себя наизнанку, играя монстра — женщину-ребенка, неспособную на любовь и сострадание. Это не просто актерская игра, а акт публичного самобичевания, попытка исследовать природу травмы, передающейся по наследству. Ардженто сознательно лишает свою героиню любого оправдания, создавая один из самых неуютных образов матери в кино. Картина для зрителей с крепкими нервами, готовых к шоковой терапии и предельно честному, жестокому авторскому высказыванию.
Би Манки
B. Monkey (1998)
Беатрис, известная как Би Манки (Ардженто), — виртуозная воровка, мечтающая завязать с криминалом. Она встречает школьного учителя Алана (Джаред Харрис), который предлагает ей шанс на нормальную жизнь. Но криминальное прошлое и бывшие подельники не собираются её отпускать.
Майкл Рэдфорд пытается скрестить британскую криминальную драму с историей любви. Ардженто здесь — мотор фильма. Её Би Манки — это гремучая смесь кошачьей грации, уличной дерзости и глубоко спрятанной уязвимости. Она одинаково убедительна и с пистолетом в руках, и в сценах с влюбленным в неё интеллигентом Харрисом. Весь фильм — это по сути бенефис Азии, демонстрация её диапазона: от роковой женщины до почти сломленной девушки, ищущей спасения. Кино для тех, кто любит стильные нео-нуары 90-х и ценит, когда в центре истории — сильный и неоднозначный женский характер.