22 сентября исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова.
Электронный журнал «Отцы» рассказывает о советском лингвисте, лексикографе, профессоре и докторе филологических наук.
Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года и его детские годы проходили с двумя младшими братьями. Семья проживала в Тверской губернии. Отец мальчика работал инженером на бумажно-картонной фабрике. Мама занималась воспитанием детей, а также налаживанием быта. Когда Сергей Ожегов был маленьким, семейство Ожеговых проживало в поселке Каменом, на данный момент это город Кувшиново, а незадолго до того как началась Первая мировая война Ожеговы совершили переезд в Северную столицу. Там Сергей Ожегов окончил гимназию и стал студентом филологического факультета Петроградского университета.
Сам Сергей Ожегов вспоминал, что его фамилия — из демидовских крепостных. В семье деда, который более пятидесяти лет проработал на Екатеринбургском плавильном заводе, было четырнадцать детей, и у всех было высшее образование.
Когда Сергею Ожегову было 13, семья переехала в Петроград, где он окончил гимназию и стал студентом филологического факультета Петроградского университета.
Однако, процесс обучения был вынужденно прерван. Сергей Ожегов добровольно встал в ряды воинов Красной армии и отправился воевать за революционное дело. В 1922 году он был демобилизован и смог вернуться в Петербург и восстановится в университете. Высшее образование Сергей Ожегов продолжил получать на факультете языкознания и материальной культуры. Его занимала история русского литературного языка, исторической грамматики, лексикологии, орфоэпии (нормы произношения) языка русских писателей, орфографии и фразеологии. Главное же, к чему приковано его внимание, — разговорная речь.
Юность Сергея Ожегова прошла насыщенно: он играл в футбол, моднейший спорт того времени, состоял в спортивном клубе. В 17 лет вступил в партию эсеров.
Спустя 4 года молодой человек окончил ВУЗ и продолжил получать образование в аспирантуре НИИ сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока. Сергей Ожегов окончил ее в 1929 году. Уже в тот период времени он выступал с лекциями при Институте истории искусств, а позднее при его помощи проходили подготовку студенты Военно-политической академии города на Неве и педагогического ВУЗа.
В 30-х годах молодой лингвист получил приглашение от Дмитрия Ушакова принять участие в создании «Толкового словаря русского языка». Это событие произошло по той причине, что после свершения революции необходимо было упорядочить лексику и обновить ее нормы. К созданию четырехтомника также были привлечены именитые филологи и лингвисты.
Трудоемкий процесс издания занял долгих шесть лет, по окончании которых Сергей Ожегов переехал в столицу с целью ускорения этой работы. Он занимался обучением студентов, которые обучались в московских ВУЗах, а также занял место соредактора Ушакова, которому стал правой рукой. Эта совместная деятельность так поразила и пришлась по душе Сергею Ожегову, что мужчина хранил фотокарточку наставника до конца жизни. Сам лингвист тоже остался в памяти партнеров: ему было дано с легкостью справляться с конфликтами. За это его негласно звали дипломатом.
В преддверии 1941 года стартовал процесс подготовки к изданию «Малого толкового словаря русского языка». Главой редакции вновь стал Дмитрий Ушаков, а Сергей Ожегов занял пост его заместителя. Во время боевых действий лексикограф остался в столице, где преподавал и трудился над созданием новой книги, а его коллега эвакуировался в Узбекистан.
«Толковый словарь русского языка» Сергея Ожегова был издан в 1949 году. Словарь содержал в себе 50 тысяч слов. При его жизни, спустя некоторое время свет увидели еще 6 книг-переизданий, которые пережили правки и были дополнены новыми словами.
Ученый продолжил анализировать лексикографию и лексикологию, в результате чего он основал сектор культуры речи, который осуществлял свою деятельность при Институте русского языка, его руководство он взял на себя.
Чуть позже лингвистом был создан информационная база, деятельность которой помогала людям разобраться в том, как корректно использовать и писать определенные слова.
Также Сергей Ожегов числился в составе государственных комиссий, которые занимались наименованием улиц и организаций столицы, а также тем, как верно писать и произносить иностранные слова. Он трудился консультантом теледикторов и театральных работников, проводил радиолекции и являлся членом советов множества ведомств. Филолог за работу над лексикографией родной речи был посмертно награжден премией Александра Сергеевича Пушкина. Это произошло в 1990 году. Выбор этой даты очевиден: лингвист в этот год при жизни праздновал бы свой 90-летний юбилей.
Тогда же начали выходить под его редакцией и в соавторстве знаменитые словари орфоэпических норм: «Орфографический словарь русского языка» (1956, 1963), «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962) и другие.
Знакомство с будущей супругой у лингвиста состоялось вскоре после революции. Женщину звали Серафима Полетаева. Пара встречалась, а когда поняла, что им хорошо вместе в личной жизни Сергея Ожегова произошло радостное событие — он женился. В 1925 году Серафима подарила супругу наследника, которому дали имя в честь отца. В годы войны погибли под бомбежками один из братьев ученого, а также их мать. Тогда Сергей взял на воспитание племянницу Наталью, которая осталась сиротой. Чуть позже лингвист удочерил Наташу.
Сергей Ожегов-младший пошел по стопам отца и стал известным литературоведом, специалистом по творчеству Достоевского. Наталья Сергеевна получила образование и всю жизнь с теплотой и благодарностью вспоминала отца. Это говорит о том, что в семье царила атмосфера уважения к знаниям, к слову, к интеллигентности — не как к показной манере поведения, а как к внутренней сути.
Косвенно о его взглядах на воспитание говорит его профессиональная деятельность. Вся его жизнь была посвящена упорядочиванию и очищению языка, поиску правильной, ясной и красивой нормы. Нет сомнений, что эти же принципы — ясность, чистота, следование нравственной норме — он стремился привить и своим детям. Он воспитывал их не нотациями, а самой своей жизнью, трудом и отношением к миру.
Источники: