В глубине русской провинции, вдали от шумных столиц и суеты большого мира, где река Теча неспешно течет среди вековых лип, некогда сиял жемчужиной русского дворянства усадебный комплекс Степановское-Павлищево, созданный словно из сказочного сна. Этот величественный дворец, словно магнит, притягивает взгляд каждого, кто проходит мимо. Сегодня его руины безмолвно хранят память о золотом веке российской культуры, когда в этих залах звучали голоса великих писателей, художников и мыслителей, а парк утопал в благоухании роскошных цветников, на которые тратились баснословные по тем временам суммы.
Архитектурная поэма в камне и мечте
Дворец поражает своей необычной архитектурой, где причудливо переплетаются русские традиции и итальянская романтика. Здесь русская душа нашла свое отражение в изящности линий, гармония которого напоминает тихие улочки Венеции или уютные дворики Флоренции.
Главный дом усадьбы, возведенный в 1895-1900 годах, представлял собой удивительный архитектурный синтез, в котором русское дворянское видение переплелось с итальянской грацией и романтическими грезами о Средиземноморье. Автором этого каменного чуда выступил сам владелец — инженер-химик и архитектор-самоучка Василий Александрович Ярошенко, вдохновившийся собственной виллой в итальянском Бордигера.
Двухэтажное здание с полуподвалом поражало сложностью своей асимметричной композиции: башенки и ризалиты различных форм, изящные балконы и террасы, портики с колоннами в стиле ренессанса создавали живописную картину, более напоминавшую палаццо на берегах Арно, чем традиционную русскую усадьбу. Кирпич для строительства производили прямо в имении, а остальные материалы доставляли за двадцать верст от станции Бабынино на лошадях.
Дворец до сих пор восхищает и завораживает всех, кому посчастливилось увидеть его собственными глазами.
Особым очарованием обладал усадебный парк с его террасированным спуском к реке Тече. Регулярная часть парка состояла из липовых аллей, ведущих от главного дома к пруду у реки, где располагалась белокаменная купальня в романском стиле — настоящий архитектурный каприз, стилизованный под развалины готического замка с башенками и стенами. Столетние липы образовывали зеленые беседки и тенистые галереи, а полукилометровая аллея вдоль реки служила любимым местом прогулок хозяев и гостей.
Въездные ворота усадьбы венчали массивные пилоны с арочными проемами, увенчанные скульптурами благородных оленей — символом аристократической охоты и изысканного вкуса владельцев. Эти скульптуры, выполненные в технике художественного литья на арматурном каркасе, до сих пор встречают редких посетителей заброшенной усадьбы.
Династия владельцев: от военной славы к культурному меценатству
История рода Степановых уходила корнями в глубь веков. Легенда гласила, что еще в XIV столетии бояре Степановы получили эти земли за участие в борьбе с великим княжеством Литовским. Однако документально подтвержденная история усадьбы начинается во второй половине XVIII века, когда имение принадлежало различным дворянским фамилиям.
В 1791 году Виктор Степанович Степанов выкупил усадьбу у княгини М.Н. Долгоруковой и Ф.Ф. Ушаковой, положив начало эпохе расцвета Степановского-Павлищева. После его смерти в 1839 году имение унаследовал сын — Платон Викторович Степанов (1798-1872), чья биография читалась как захватывающий роман о служении Отечеству.
Платон Викторович был человеком незаурядным: участник русско-турецкой войны 1828-1829 годов, где проявил себя с лучшей стороны при истреблении неприятельского флота на берегу Дуная, за что был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. Он участвовал также в подавлении Польского восстания 1831 года, а позднее служил архангельским губернатором в 1839-1842 годах, оставив добрую память о своем правлении.
Подлинный расцвет усадьбы начался при его дочери Елизавете Платоновне (1850 — после 1915) — женщине поразительно прогрессивных для своего времени взглядов. Получившая юридическое образование в Бернском университете в Швейцарии, она была одной из первых русских женщин-феминисток и активной общественной деятельницей. Первый ее брак с полковником Николаем Петровичем Шлиттером оборвался трагически в 1877 году при штурме Плевны, где офицер геройски погиб.
Вторым мужем Елизаветы Платоновны стал Василий Александрович Ярошенко (1848 — после 1915) — талантливый инженер-химик, имевший собственную лабораторию в усадьбе, и брат знаменитого художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко. Именно этот союз двух незаурядных людей превратил Степановское-Павлищево в один из самых блестящих культурных центров России конца XIX века.
Культурный салон эпохи
В стенах усадьбы пересекались судьбы выдающихся деятелей русской культуры, создавая особую атмосферу интеллектуального и художественного общения. Здесь часто гостил брат хозяина — Николай Александрович Ярошенко (1846-1898), выдающийся художник-передвижник, автор знаменитых полотен "Всюду жизнь", "Курсистка", "Кочегар". Девять его картин украшали стены усадьбы, создавая уникальную художественную галерею.
В гостиной усадьбы звучали голоса литературных гигантов: Антона Павлович Чехова, великого мастера психологической прозы, и Максима Горького, провозвестника новой эпохи в русской литературе. Здесь проводил время Иван Владимирович Цветаев, историк и археолог, основатель будущего Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Особую атмосферу театрального искусства привносила Вера Федоровна Комиссаржевская, великая русская актриса, чей талант покорял современников, а вместе с ней приезжали артисты Московского Художественного театра, превращая усадьбу в настоящую культурную лабораторию.
Среди постоянных гостей была и юная Мария Заболоцкая (будущая Волошина), которая проводила здесь детские годы после того, как Елизавета Платоновна взяла ее на воспитание. Впоследствии она станет женой поэта Максимилиана Волошина и оставит драгоценные воспоминания о жизни в усадьбе, где "были удивительные комнаты" и особая атмосфера творчества.
Трагическую ноту в историю усадьбы вносил Борис Савинков (1879-1925), племянник владельцев, знаменитый революционер и руководитель Боевой организации партии эсеров, писатель, автор романов "Конь бледный" и "То, чего не было". Этот противоречивый человек, участник покушений на высших государственных деятелей, проводил в тихой усадьбе мирные дни, создавая удивительный контраст между идиллией усадебной жизни и бурей революционных событий за ее пределами.
Атмосфера роскоши и благотворительности
Жизнь в усадьбе текла по особым законам, сочетая аристократическую утонченность с просвещенным меценатством. Гордостью Елизаветы Платоновны был роскошный цветочный партер перед главным фасадом барского дома, на который ежегодно тратилось 12-15 тысяч рублей — сумма, равная жалованию нескольких губернских чиновников. Для создания этого чуда садово-паркового искусства выписывались лучшие садовники из Италии и Франции, которые превращали усадебные цветники в произведение искусства.
Супруги Ярошенко вели образ жизни в лучших традициях европейской аристократии: летние месяцы проводили в родовом имении, а зимы — на своей вилле в Италии, поскольку Василий Александрович страдал от туберкулеза и нуждался в мягком средиземноморском климате. Усадьба носила неформальное название "Лесная дача", подчеркивая ее роль как летней резиденции.
Несмотря на роскошь жизни, владельцы усадьбы отличались истинным благородством и социальной ответственностью. Елизавета Платоновна построила образцовую школу для крестьянских детей, полностью обеспечив ее всем необходимым для учебы. Она помогала погорельцам, поддерживала нуждающихся крестьян, а в праздники раздавала всем жителям окрестных деревень сладости, за что снискала искреннюю любовь простого народа.
Трагический финал: крушение мира
Революционная буря 1917 года безжалостно смела этот мир утонченной культуры и просвещенного дворянства. Супруги Ярошенко эмигрировали во Флоренцию еще до революции, оставив усадьбу на попечение управляющего, предчувствуя надвигающуюся катастрофу. После национализации имения в 1918 году началось планомерное разграбление художественных ценностей: девять картин Н.А. Ярошенко и множество других произведений искусства XVII-XIX веков были изъяты и переданы в Калужский художественный музей.
В советское время усадьба пережила множество перевоплощений: здесь размещались пионерский лагерь, детский дом, в 1939-1940 годах содержались польские офицеры перед отправкой в Катынь, затем туберкулезный санаторий "Павлищев Бор". В 1980-х годах предпринимались попытки реставрации, но сильный пожар 1997 года окончательно превратил некогда великолепный дворец в живописные руины.
Сегодня усадьба Степановское-Павлищево стоит как памятник ушедшей эпохе — эпохе, когда русская аристократия соединяла европейскую утонченность с истинным служением культуре и просвещению. В 2020-х годах студия "ВоенФильм" приобрела права на усадьбу и планирует ее полную реставрацию, надеясь вернуть к жизни этот уникальный памятник русской культуры. Возможно, еще не все потеряно, и будущие поколения смогут вновь пройти по липовым аллеям, где некогда звучали голоса Чехова и Горького, а в залах дворца висели картины великих мастеров.
История Степановского-Павлищева — это история о том, как пересекались судьбы выдающихся людей, как создавались и разрушались культурные миры, как мечты и идеалы одной эпохи становятся памятью для другой, когда искусство и просвещение были не роскошью, а естественной потребностью образованного общества.
К сожалению внутрь я не попал, и фото усадьбы взял из интернета. Спасибо людям которые сделали эти фото. А вот речку рядом с усадьбой фотографировал я, ну и соответственно забор с запретом прохода.
Очень ждем окончания работ, что бы окунуться во времена Русской аристократии...
Продолжение после реставрации...
Для любителей заброшенных зданий и их историй создал подборку: