Найти в Дзене

Экономическое развитие России в конце XIX века — начало индустриализации (СР 1, осенний семестр)

Индустриализация в Российской империи — процесс создания крупной промышленности, в результате которого в экономике страны развился индустриальный сектор. Это позволило существенно повысить производительность труда и в значительной мере обеспечить национальную экономику необходимыми промышленными изделиями. В конце XIX века Россия переживала период интенсивных экономических преобразований. Основные достижения этого времени включают индустриализацию, развитие железнодорожного транспорта и рост производства. Ключевым событием стало активное развитие промышленности, крупных синдикатов и акционерных обществ. В 1890 году доля промышленного производства составляла около 10% ВВП страны [1], а к 1913 году — уже около 20% [2]. В этот период Россия стала одним из крупнейших производителей железа и стали в мире. Например, в 1913 году Россия производила около 9 миллионов тонн чугуна и 7 миллионов тонн стали [3], что было значительным ростом по сравнению с 1880-ми годами. В результате Россия стала з

Индустриализация в Российской империи — процесс создания крупной промышленности, в результате которого в экономике страны развился индустриальный сектор. Это позволило существенно повысить производительность труда и в значительной мере обеспечить национальную экономику необходимыми промышленными изделиями.

В конце XIX века Россия переживала период интенсивных экономических преобразований. Основные достижения этого времени включают индустриализацию, развитие железнодорожного транспорта и рост производства.

Ключевым событием стало активное развитие промышленности, крупных синдикатов и акционерных обществ. В 1890 году доля промышленного производства составляла около 10% ВВП страны [1], а к 1913 году — уже около 20% [2]. В этот период Россия стала одним из крупнейших производителей железа и стали в мире. Например, в 1913 году Россия производила около 9 миллионов тонн чугуна и 7 миллионов тонн стали [3], что было значительным ростом по сравнению с 1880-ми годами. В результате Россия стала занимать 4-5 место в мире по уровню промышленного развития.

Одним из важнейших проектов стало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, завершенное в 1916 году [4]. Ее протяженность — около 9 300 км — связала европейскую часть России с Дальним Востоком, что способствовало развитию торговли, освоению новых территорий и увеличению экспорта. Активно развивалось паровозостроение и вагоностроение.

Например. Производство паровозов серии «ОД» осуществлялось на следующих предприятиях: Луганский паровозостроительный завод. В 1900 году был выпущен первый Луганский паровоз серии «ОД». Завод выпускал паровозы следующих серий: грузовые — «Од», «Ов», «Э», пассажирские — «С» и «Б». АО «Сормово». В 1898 году из ворот этого завода вышел первый грузовой паровоз «Компаунд» серии «ОД». До конца этого года было выпущено 102 штуки.
Например. Производство паровозов серии «ОД» осуществлялось на следующих предприятиях: Луганский паровозостроительный завод. В 1900 году был выпущен первый Луганский паровоз серии «ОД». Завод выпускал паровозы следующих серий: грузовые — «Од», «Ов», «Э», пассажирские — «С» и «Б». АО «Сормово». В 1898 году из ворот этого завода вышел первый грузовой паровоз «Компаунд» серии «ОД». До конца этого года было выпущено 102 штуки.

Наблюдалась устойчивая урбанизация. В 1897 году население Москвы составляло около 1 миллиона человек, а в Петербурге — около 1,2 миллиона [5].

Соответственно также в этот период наблюдался рост городов и увеличение числа рабочих.

В 1900 году в Россия начали активно перетекать мировые инвестиции: за 1890–1900 годы объем иностранных капиталов в экономику страны достиг около 300 миллионов рублей [6]. А к 1913 году Российская империя прочно заняла 4 место в рейтинге мировых стран-лидеров.

Доля мировых стран-лидеров по промышленному производству, 1913, %.
Доля мировых стран-лидеров по промышленному производству, 1913, %.

Несмотря на внушительные достижения, перед государством стояла задача дальнейшего развития и увеличение доли промышленности в ВВП.

В целом, конец XIX века стал временем начала масштабных преобразований, заложивших основы для дальнейшего экономического развития страны.

Ссылки и источники

1. Доля промышленности в ВВП: — В. В. Леонтьев, Экономика России в конце XIX — начале XX века, Москва, 2005, с. 112.

2. Рост промышленного производства (1880–1913): — В. В. Леонтьев, История российской промышленности, Москва, 2010, с. 78.

3. Производство чугуна и стали: — Всероссийский статистический ежегодник, 1914, с. 45.

4. Строительство Транссибирской железной дороги: — А. В. Гусев, Транссибирская магистраль: история и современность, Москва, 2012, с. 134.

5. Население Москвы и Петербурга (1897): — Перепись населения 1897 года, Статистический сборник, т. 1, СПб., 1898.

6. Объем иностранных инвестиций (1890–1900): — А. И. Иванов, Иностранные инвестиции в Россию в конце XIX — начале XX века, Москва, 2008, с. 95.