28 февраля 2025 года в квартире на улице Луначарского в Санкт-Петербурге было обнаружено тело бездыханного младенца, которому едва исполнился месяц. Обстановка в помещении напоминала наркопритон: разбитые окна, заколоченные досками или заклеенные скотчем, входная дверь, висящая на верёвке, стены, испещрённые нецензурными надписями и признаниями в любви, грязные матрасы с жёлтыми пятнами, пол, кишащий тараканами и заваленный горами мусора, среди которых валялись пустые бутылки из-под алкоголя.
Именно в этих ужасающих условиях погибла крошечная девочка. В её смерти обвиняют собственную мать — 27-летнюю Елену Н., многодетную женщину, чья жизнь давно вышла из-под контроля. Редакция «КП-Санкт-Петербург» осветила историю.
Потеряла себя из-за зависимости
Ещё пять лет назад Елена была обычной счастливой мамой, воспитывающей двухлетнюю дочку вместе с мужем. Она ходила в гости к подругам, общалась со свекровью, и её жизнь казалась вполне благополучной. Но постепенно всё изменилось. Супруг, возвращаясь с работы, всё чаще заставал жену не за уходом за ребёнком, а за бутылкой.
— Она становилась все более рассеянной. Может быть, устала от быта, — выдвигали свои предположения знакомые женщины в беседе с журналистами. — Вообще у нее это наследственное — мать страдала алкоголизмом. Лена связалась не с теми компаниями и начала ходить на вписки, курить, пить, а потом еще и употреблять наркотики – психостимуляторы. Никто не мог на нее повлиять, она стала неуправляемой.
В 2020 году муж ушёл от Елены, когда её зависимость стала угрожать безопасности дочери. Вместе со своей матерью экс-супруг начал процедуру лишения Елены родительских прав. По словам бывшей свекрови на допросе, ранее Елена была очень милой и доброжелательной девушкой, но потом её действия стали носить всё более и более сомнительный характер:
— Но после развода с мужем в ее квартире стали появляться наркоманы. Малышка рассказала нам, что чужие дяди съедают ее еду и громко ругаются.
Сейчас старшей дочери Елены семь лет. По словам её опекунов, девочка считает, что у неё нет мамы — она её просто не помнит. История Елены стала ещё одним подтверждением того, как разрушительна зависимость...
Горе-родители сперва подумали, что малышка спит
В 2024 году Елена родила второго ребёнка, но оставила его в роддоме. К тому времени она жила с новым сожителем, разделявшим её пагубные привычки. Пара вела бродячий образ жизни, останавливаясь то у родственников, то в притонах.
29 января 2025 года Елена родила третью дочь. Спустя месяц, после ссоры с матерью сожителя, семья переехала в квартиру на Луначарского, которая использовалась как наркопритон. В помещении отсутствовало отопление, была только горячая вода. На следующий день после переезда малышка скончалась. По словам Елены, её сожитель обнаружил младенца, думая, что тот просто спит:
— Мой парень зашел в комнату с дочкой и сказал: «Смотри, как мило котик спит». Я присмотрелась и увидела, что она посинела, из ее носа вытекла смесь с комочками. Мы побежали к соседям и вызвали скорую от них, но спасти ребенка не смогли, — цитируют показания Елены на допросах журналисты «КП-Санкт-Петербург».
Экспертиза установила, что причиной смерти стала вирусно-бактериальная инфекция, вызвавшая лёгочно-сердечную недостаточность и отёк мозга. В организме ребёнка обнаружен кофеин. У малышки не было врождённых заболеваний. Эксперты предполагают, что инфекция развилась из-за переохлаждения, обезвоживания и антисанитарных условий за считанные сутки. Новорождённая, которой не исполнилось и месяца, не успела сформировать достаточный иммунный ответ, что сделало её особенно уязвимой к любым заболеваниям.
Тяжёлые условия существования младенца усугублялись полным отсутствием заботы. Вероятно, ребёнок испытывал сильный дискомфорт — плакал от голода, холода и страха, однако его страдания остались без внимания.
«Умышленно создала условия, угрожающие жизни и здоровью младенца»
Правоохранительные органы возбудили уголовное дело в отношении матери ребёнка. Женщине грозит реальное наказание — лишение свободы на срок до трёх лет.
— Дело в отношении женщины передано в Калининский районный суд для рассмотрения по существу. По версии следствия, обвиняемая в период с января по февраль 2025 года, осознавая, что новорожденная дочь нуждается в заботе, правильном питании, наблюдении за состоянием здоровья, ненадлежащим образом исполняла свои обязанности. Она умышленно создала условия, угрожающие жизни и здоровью младенца, — дали комментарий сотрудники пресс-службы прокуратуры Санкт-Петербурга.