Найти в Дзене
Руцентр | NIC.RU

Почему бизнесу опасно регистрировать домен на физлицо

Домен — это не просто адрес в интернете. Это онлайн-актив, который имеет финансовую ценность, влияет на узнаваемость бренда, управляет клиентским потоком и доступом к корпоративной почте. Потеря домена может нанести серьезный ущерб компании — остановить продажи, нарушить работу ИТ-инфраструктуры и спровоцировать репутационный кризис. И если домен зарегистрирован на физическое лицо, бизнес может потерять его в любой момент. О том, как этого избежать, рассказывает Кирилл Зверев, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами Руцентра. По данным опроса, проведенного Руцентром, среди компаний, у которых нет доменов, зарегистрированных на ИНН, 11% всё же пользуются доменами — но в 80% случаев они оформлены на физлиц или подрядчиков. Основная причина — в привычке. Частый случай, когда домен регистрировали много лет назад, в период запуска проекта. Оставить его у владельца бизнеса, на первый взгляд, очень удобно: нет надобности тратить время на перерегистрацию, а если доменов много, проц
Оглавление

Блог Руцентра

Домен — это не просто адрес в интернете. Это онлайн-актив, который имеет финансовую ценность, влияет на узнаваемость бренда, управляет клиентским потоком и доступом к корпоративной почте. Потеря домена может нанести серьезный ущерб компании — остановить продажи, нарушить работу ИТ-инфраструктуры и спровоцировать репутационный кризис.

И если домен зарегистрирован на физическое лицо, бизнес может потерять его в любой момент. О том, как этого избежать, рассказывает Кирилл Зверев, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами Руцентра.

Почему компании регистрируют домены на физлиц

По данным опроса, проведенного Руцентром, среди компаний, у которых нет доменов, зарегистрированных на ИНН, 11% всё же пользуются доменами — но в 80% случаев они оформлены на физлиц или подрядчиков. Основная причина — в привычке. Частый случай, когда домен регистрировали много лет назад, в период запуска проекта. Оставить его у владельца бизнеса, на первый взгляд, очень удобно: нет надобности тратить время на перерегистрацию, а если доменов много, процесс кажется слишком трудозатратным.

Однако риски крайне высоки, тем более что довольно часто домен регистрирует на себя не только владелец бизнеса, но и технический специалист, отвечающий за функционирование сайта компании.

Рассмотрим подробнее причины, по которым не следует оставлять домен компании под управлением физического лица.

Причина 1. Человек уходит — сайт остается у него

В момент регистрации домена кажется, что никаких проблем не возникнет — владелец бизнеса никогда не покинет компанию, а технический специалист очень надежен и лоялен. Однако, спустя годы отношения могут измениться: сотрудник уволится и уйдет к конкурентам или между партнерами возникнет конфликт. При этом домен будет по-прежнему принадлежать частному владельцу, а не юридическому лицу.
Кирилл Зверев, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами Руцентра

Например, так случилось в одной компании. Совладельцы начали судебные тяжбы: один из них подал иск о признании сделки по передаче домена недействительной. Клиентам сообщили, что компания переехала на новый домен, а доступ к старому доменному имени был утрачен из-за конфликта между собственниками. Ущерб бизнесу сложно переоценить.

Или еще один пример, когда одна компания запускала небольшой сторонний проект и не хотела на стадии пилота ассоциировать себя с ним. Домен зарегистрировали на физлицо, и после его увольнения пришлось тяжело договариваться о передаче домена.

Причина 2. Домен можно потерять навсегда

С юридической точки зрения доменное имя не является объектом интеллектуальной или имущественной собственности. Это значит, что в случае смерти физического лица, на которого он зарегистрирован, домен не может быть передан по наследству — регистрация аннулируется, и доменное имя попадает на свободный рынок.

А если домен забыли или не успели продлить, то он также может попасть в открытую продажу на вторичном рынке доменов.

Один из наших клиентов запускал спецпроект с лендингом на отдельном домене. Его разрабатывал подрядчик, который и зарегистрировал домен на себя. Спецпроект завершился, а подрядчик не продлил домен. Спустя некоторое время, когда компания решила повторить проект, обнаружилось, что на этом адресе появился сайт другой сомнительной организации. Компания не только потеряла ценный онлайн-актив, но и рисковала репутацией.
Кирилл Зверев, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами Руцентра

Другой случай, когда сотрудник компании при регистрации домена указал несуществующую электронную почту. Уведомления о продлении он не получил, и срок действия доменов закончился. Когда владелец зашел в личный кабинет через несколько лет, домены были уже разделегированы, и они быстро нашлись на вторичном рынке в продаже на разных площадках за внушительную сумму.

Причина 3. Проблемы при продаже бизнеса

Когда компания готовится к продаже, инвесторы внимательно изучают активы. Домен — важная часть онлайн-инфраструктуры. Если он оформлен на сотрудника, это сразу вызывает юридические вопросы. Передача прав может занять недели или даже месяцы. Более того, физлицо может не пойти навстречу или воспользоваться ситуацией в свою пользу. А это — снова судебные издержки, волнение и торможение сделки.

Причина 4. Судебные разбирательства

Если на компанию подают в суд, например, по делу о нарушении товарного знака, важно доказать права на домен. Если доменное имя зарегистрировано на физическое лицо, то суд может признать, что юридически бизнес к домену отношения не имеет.

Так, Руцентр предлагает линейку корпоративных тарифных планов для юридических лиц, включающих пакет «Безопасность домена». В него входит: защита всех операций с доменом, мониторинг интереса к доменному имени со стороны других лиц, справка о принадлежности домена и многое другое. А на тарифе «Премиум» также доступно индивидуальное сопровождение: менеджер помогает в управлении всем портфелем услуг, а также подскажет, как правильно перерегистрировать домен с физического лица на компанию.

Как избежать проблем с доменом

Если домен уже зарегистрирован не на компанию, то следует запланировать следующие действия:

  • переоформить его на юрлицо, особенно если проект масштабируется;
  • зафиксировать договоренности юридически, если вы продолжаете использовать домен, оформленный на физлицо;
  • использовать сопровождение профессиональных специалистов при выкупе домена — для этого в Руцентре предусмотрена услуга доменного брокера.

Если бизнесу важно сохранить анонимность, тогда можно воспользоваться специализированной услугой «Конфидент для домена».

Как передать домен от физлица к юрлицу: пошаговая инструкция

Если домен уже зарегистрирован на физлицо, тогда его можно передать. Процедура зависит от регистратора, но, как правило, включает два варианта.

Передача по заявлению

  1. Компании нужно заключить договор с регистратором (например, с Руцентром).
  2. Физическое лицо оформляет заявление на передачу домена.
  3. Заявление можно подать лично, отправить по почте или посредством e-mail с КЭП.
  4. После получения уведомления принимающая сторона подтверждает передачу в личном кабинете.

Онлайн-передача

  1. Физическое лицо инициирует передачу через личный кабинет.
  2. Далее получает контрольный ключ и передает его юридическому лицу.
  3. Компания подтверждает принятие домена в течение трех дней.

Важно помнить, что в некоторых случаях необходимо оплатить услугу смены администратора. Для международных доменов также требуется зарегистрировать контакт в системе Whois.

Оформление домена на физлицо — ошибка, которая кажется безобидной до первого конфликта. Восстановление прав на домен может растянуться в долгий процесс и не всегда возможный с положительным исходом. Чтобы избежать риска потери ключевого онлайн-актива, компаниям стоит заранее оформлять домен на юридическое лицо — это защита, инвестиция и гарантия устойчивости бизнеса в будущем.