Найти в Дзене

Стратегическое бизнес-партнерство, как оценить перспективы и избежать разочарования?

«Самое большое заблуждение о коммуникации» - что она состоялась. Б.Шоу

Как чаще всего проходит синхронизация? Договорились два предпринимателя о чем-то на словах ударили по рукам, начали работать. А через какое-то время выясняется, что договорились вообще о разном. И, если нет осознанности, или в каком-то эмоционально остром моменте это выяснилось, мгновенно вспыхивает конфликт.

Чтобы синхронизация действительно состоялась, я для себя выявил несколько основных категорий вопросов, по которым важно создать общую картину и зафиксировать её письменно. Пока речь не идет об оформление отношений, исключительно для построения взаимопонимания.

1️⃣ Зачем каждому из вас бизнес? Т.е. что каждый хочет получить для себя в итоге, в каком горизонт, для чего, почему это важно, как это должно повлиять на образ жизни.

2️⃣ Какой бизнес важно строить каждому? Что такое идеальный бизнес. Какой в нем должен быть продукт, команда, роли собственников, клиенты, какие отношения внутри, какое влияние на мир во вне.

3️⃣ От чего каждый реально кайфует в бизнесе и что не любит делать? Какая любимая рутина, любимые задачи и проблемы, какой опыт нравится получать, какой новый опыт важно и ценно было бы получить. Что каждый ненавидит делать, не хочет делать, нуждается в помощи в теме. Не умеет и не хочет уметь, умеет и не хочет больше этим заниматься.

4️⃣ Какие зоны изобилия и зоны интереса у каждого? Какие знания, опыт, компетенции, ресурсы есть у каждого в изобилии? А в каких областях важно было бы приобрести знания, опыт, ресурсы?

5️⃣ Что важно от партнера? Что важно каждому, чтобы другие люди закрывали в бизнесе. И на уровне процессов и на уровне ресурсов. Какие отношения каждый видит для себя эффективными, что неприемлемо для каждого в отношениях и что особенно ценно.

На мой взгляд эти 5 категорий вопросов нужны только для реального понимания друг друга. И только на этом можно начинать договариваться о чем-то реальном с учетом потребностей обоих (всех участников процесса):

1️⃣ Целях. К каким целям идете и в каких цифрах померяете (выручка, прибыль, капитализация, цена продажи бизнеса)? В какой срок?

2️⃣ Ролях в итоге. Какая примерная структура должна быть в финальном или промежуточных видах вашего бизнеса? Какие там ваши роли, как владельцев и какие ещё роли помимо владельцев?

3️⃣ Что нужно для того, чтобы прийти к цели? Какие ключевые задачи решать? Какие компетенции и ресурсы нужны для этого?

4️⃣ Кто что делает и кто что вкладывает? Кто что получает взамен (зарплаты за роли, доли, дивиденды)? 

5️⃣ Какие риски есть и как вы их распределяете? Как принимаете решение? За кем последнее слово, если не можете договориться? 

Можно продолжать до бесконечности, но я бы остановился на этих.

И, конечно, договориться о конкретном бизнесе, который вы строите ⬇️

  • Какая бизнес-идея
  • Какая стратегия? Какие перспективы у бизнеса на 1-3-5-10 лет?
  • Какие целевые показатели и в какой срок?
  • Какими ресурсами вкладывается каждый из партнёров?
  • Как распределяются доли?
  • Как будет считаться стоимость доли партнёра?
  • Какой срок выхода на прибыль?
  • Какой срок возврата стартовых инвестиций?
  • Кто чем занимается и сколько времени на это тратит?
  • Какие ЗП, как распределяются дивиденды, как часто?
  • Как понять, что партнёр делает свою часть работы качественно?
  • Каковы риски проекта?
  • Как их можно минимизировать?
  • Будет ли дополнительное финансирование? От кого?
  • Если операционный убыток, как будем покрывать?
  • Какой срок жизни проекта? При каких конкретно условиях закрываем?
  • Если закрываемся, как делим финансовый результат?

Кстати с действующими партнерами рекомендую также регулярно проходить по этим вопросам. Из 400 проведенных мной аудитов, около 100-120 включало диагностику партнерства и даже у партнеров, которые каждый день в обсуждении бизнес задач чаще всего выяснялось, что люди строят разные бизнес-проекты. 

Если спешите углубить свои знания в теме, смотрите гайд по бизнес партнерствам у меня в телеграмм канале, там же публикую много других инструментов для ускорения развития предпринимателей.