Введение
С 2022 года в России наблюдается тенденция усиленного контроля таможенных органов за правильностью определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Особое внимание уделяется включению в эту стоимость дивидендов, выплачиваемых иностранным материнским компаниям, и лицензионных платежей за программное обеспечение, связанное с импортируемой продукцией. Для бизнеса эта практика создает новые финансовые риски и требует пересмотра стратегий работы с таможней.
Опасности для бизнеса
Основная опасность состоит в том, что включение дивидендов и лицензионных платежей увеличивает таможенную стоимость товаров и, соответственно, повышает сумму таможенных пошлин и ввозного НДС. Это приводит к повышенным налоговым расходам и рискам доначислений задним числом. Также существует риск привлечения к административной, а руководства – к уголовной ответственности ( ч. 2 ст. 194 УК РФ -уклонение от уплаты таможенных платежей, взымаемых с организации, в особо крупном размере).
Основные риски и причины включения
Таможенные органы считают, что если покупка товаров происходит внутри группы взаимозависимых лиц, а значительная часть доходов российского покупателя формируется именно от продажи импортируемой продукции, то дивиденды, направленные материнской компании, по сути компенсируют часть стоимости товаров. Аналогично лицензионные платежи за право использования программного обеспечения, тесно связанного с товаром, считаются элементом стоимости товара по подпункту 3 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС. Например, во многих случаях международные компании предоставляют доступ к единой корпоративной информационной системе для создания заказов, отслеживания товаропотоков и прочих бизнес-функций.
Суть вопроса в том, что дивиденды по закону являются доходом от инвестиций и не входят в таможенную стоимость, однако таможенники в ряде случаев квалифицируют их как скрытую часть цены продажи. Наряду с этим, судебная практика неоднородна — одни суды подтверждают необходимость включения, другие, как в деле Маскио Гаспардо Руссия (А06-3555/2023), принимают сторону налогоплательщика. В случае последнего суд установил, что дивиденды не влияют на цены взаимозависимых лиц. В данном деле суд учел, что расчетная доля прибыли по проверяемым декларациям составила только 30% от общей прибыли, предоставлены сведения о себестоимости товара. Также было принято во внимание, что не весь объем поставленного на территорию России товара в 2020 году был реализован в том же году. Итог: доначисленная стоимость уменьшена до 43% первоначального размера.
В то же время Верховный Суд РФ в Определении от 07.04.2021 № 307-ЭС21- 2873 принципиально поддержал идею о том, что дивиденды могут быть рассмотрены как составная часть таможенной стоимости товаров, если их выплата выступает оговоренным условием продажи конкретных импортируемых товаров.
В настоящее время судебная практика по таким делам находится в стадии активного формирования. Импортеры ищут аргументы и их подтверждения, которые могли бы разорвать связь «цена товара - дивиденды».
Практические кейсы
· В деле Маскио Гаспардо Руссия суд признал, что дивиденды учредителю не должны включаться в таможенную стоимость, так как они не поступают обратно в компанию-поставщика.
· В другом деле, известном как кейс Хелеон Рус, суд поддержал таможенные органы, отметив, что большая часть выручки принадлежит взаимозависимым лицам и деньги выводятся за рубеж, что обосновывает включение дивидендов.
· В судебных разбирательствах с компаниями «Шанель», «Пулл энд Беар СНГ» и «Бершка СНГ» Верховный Суд РФ отменил решения в пользу импортеров, что указывает на негативный для бизнеса тренд.
Переработка товара и снижение рисков
Одна из возможных стратегий снижения рисков включения дивидендов и лицензионных платежей в таможенную стоимость — использование процедуры переработки ввозимого товара на территории России. Производственная переработка или преобразование товара, при котором получается новая продукция, снижает вероятность претензий таможни по вопросам занижения стоимости, поскольку меняется сущность товара и условия формирования цены.
Эта процедура требует тщательного документального оформления технологического процесса, сроков и результатов переработки. Применение такой схемы помогает избежать переквалификации платежей в элементы таможенной стоимости и минимизировать доначисления пошлин и налогов.
· В деле «ШОТТ ФАРМАСЬЮТИКАЛ ПЭККЭДЖИНГ» компания доказала, что ввезенный товар использовался для переработки импортером («полноценный производственный цикл»), часть ввезенного товара не имеет отношения к получению чистой прибыли в тот же год, а использовалась в следующем периоде. Также компания обратила внимание, что часть товара создавала убыток, а не прибыль, и его цена и не может быть включена в расчет таможенной стоимости.
· В деле ООО «Знак» импортер также смог доказать, что закупал продукцию для производства, доля его в себестоимости произведенной продукции составляет 32%. Таможенным органом не обнаружены признаки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, а ввезенный товар не использовался в том периоде, за который выплачены дивиденды.
Переработка не является единственной стратегией защиты. Также имеют значение периоды начисления и выплаты дивидендов, иные источники доходов компаний, сравнительный анализ цен, определяемый производителем на открытом рынке и другие факторы.
Как бороться с требованиями таможни
Первое и главное — подготовка прозрачного обоснования ценообразования и сбор доказательств рыночности сделок. Важно иметь документацию, подтверждающую, что дивиденды и лицензионные платежи не связаны напрямую с импортируемыми товарами и не влияют на их цену.
Также рекомендуется:
· Анализировать условия внешнеэкономического контракта и разделять платежи на отдельные категории.
· Проанализировать корпоративную структуру на предмет адекватности новой таможенной политике.
· Внимательно отнестись к документам о трансфертном ценообразовании
· Использовать аргументы и экспертные заключения для доказательства отсутствия взаимосвязи между платежами и ценой товара.
· Активно участвовать в переговорах с таможенными органами и использовать арбитражный суд для защиты интересов.
· Рассматривать возможность применения отложенного определения таможенной стоимости по п. 16 ст. 38 ТК ЕАЭС при наличии спорных вопросов.
· Подключать юридических и таможенных специалистов для разработки стратегии и сопровождения дел.
Заключение
Новая практика включения дивидендов и лицензионных платежей в таможенную стоимость представляет серьезный вызов для бизнеса, выполняющего импорт через группы взаимозависимых компаний. Риски финансовых потерь и ответственности требуют повышенного внимания к прозрачности и корректности оформления сделок. В условиях растущего контроля важно применять комплексные меры защиты и быть готовыми оспаривать неправомерные требования таможни как в досудебном, так и в судебном порядке.