Найти в Дзене

Банки теперь обязаны пояснять причину блокировки счетов

Если банк отказал в проведении платежа или отключил «Клиент-Банк», он не может сделать это по умолчанию. Ему нужно сообщить клиенту причину такого решения и порядок его дальнейших действий. На этом настаивает ЦБ (информационное письмо от 26.08.2025 № ИН-01-59/98).

Центробанк уже не раз требовал от банков подробно информировать клиентов об ограничительных мерах и разъяснять их права (Методические рекомендации от 22.02.2019 № 5-МР). ЦБ также отмечал, что сотрудники кредитных организаций нередко уклоняются от диалога с клиентами и запрашивают необоснованно широкий список документов в несоизмеримо короткий срок для их сбора и представления, что приводит к росту жалоб (информационное письмо от 05.06.2024 № ИН-08-12/35).

В новом письме регулятор снова возвращается к этой проблеме. ЦБ указывает, что банки должны давать полную информацию и разграничивать требования закона о национальной платежной системе, направленного на противодействие мошенникам, и Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, направленного на борьбу с отмыванием средств и незаконной обналичкой. Банк обязан сообщить клиенту, почему принял решение о блокировке, на основании какой нормы закона и что клиенту делать дальше. Информации должно быть достаточно, чтобы клиент мог передать пояснения и обжаловать решение.

Из материалов журнала «Российский налоговый курьер»