Найти в Дзене
Народы, Времена, Герои

«Весь мир содрогнётся, когда славяне вспомнят своих Богов». Ай, да Достоевский!

Оглавление
Здравия, товарищи!

Не раз и не два сталкивалась с этой фразой Достоевского в Сети.

Иногда она дополняется словами: "...и тогда такая раскачка пойдет по всему миру"

Обычно ее цитируют родноверы, в качестве подтверждения того, что нужно срочно вспоминать своих богов. Ну, чтобы раскачалось.

Христиане по понятным причинам ее предпочитают не цитировать.

Предлагаю разобрать.

Стоит ли вообще обращать внимание?

Как по мне – не стоит. И сейчас я взялась за эту фразу просто из любви к выкапыванию корней.

На самом деле, мне, вообще-то плевать, что сказал полтораста лет назад один талантливый эпилептик. Он много чего сказал.

И, что самое важное, он у нас не единственный претендент на «нашевсё» – есть и иные. И они порой говорили противоположное.

Более того, если присмотреться, то многие из наших корифеев противоречили не только друг другу, но и своим же собственным словам (не говоря уже о делах).

  • Сегодня – «отчизне посвятим души прекрасные порывы»;
  • Завтра – «И мало горя мне, свободно ли печать морочит олухов, иль чуткая цензура в журнальных замыслах стесняет балагура.»

Один поэт (Лермонтов) пишет во славу Пушкина «Смерть поэта», а другие поэты (Маяковский, Хлебников) предлагали сбросить его с корабля современности вместе с Фёдор Михалычем.

К счастью, не срослось и теперь на корабле сём все поэты ездят бок о бок.

-2

Если обращать внимание на все, что сказали наши барды и аэды – запутаешься вконец, а там и священники с «вечными евангельскими истинами» подоспеют, а рядом с ними – наши фольклористы, предлагая помнить о сокрытой в сказках глубокой народной мудрости, столь мало похожей на евангельскую.

Посему предлагаю все же относиться к их словам просто как к словам.

Кадр из глубоко христианского м/ф "Сказка о попе и работнике его Балде"
Кадр из глубоко христианского м/ф "Сказка о попе и работнике его Балде"

О Бисмарке бедном замолвите слово

Того, что поэты и писатели успели наговорить всё, что только можно было сказать человеку, кому-то явно мало.

И потому в эпоху интернета некоторые решили пойти к ним в соавторы и, помножив душевный порыв на фотошоп, стали лепить картинки, на которых под фотографией того или иного деятеля размещено их личное творчество, порой с сохранением следов собственной школьной неуспеваемости в области русского языка.

Особенно, как мне кажется, досталось Бисмарку, который, судя по обилию цитат, посвятил свою жизнь восхвалению русских в целом и России в частности.

На самом деле, он говорил едва ли десятую долю из этого.

Моё нескромое мнение

Скажу не факт, что весомо, но грубо-зримо: мне нравится быть русской. Почему? Потому что нравится! Считаю, что это прикольно. И вот мне глубоко, кхм-кхм, наплевать, что там говорил о русских полтораста лет назад какой-то истлевший немец с провонявшими табаком усами.

Коллекционирование же исключительно лестных высказываний о собственном народе считаю худшей формой критики в его – народа – адрес, ибо ничто так не позорит народ, как обилие людей, только и желающих подслушать, а вдруг их какой-то важный иностранный дядя их похвалил.

Холуйская черта!

Но это в русском сегменте, ибо, скажем, армяне и азербайджанцы в пылу священной борьбы предпочитают других деятелей, приписывая тому же Маяковскому или многочисленным ученым, прозаикам, поэтам и государственным деятелям армяно- или азербайджанофобию, выраженную в столь дешевых выражениях, какие Маяковский не выдал бы даже будучи в стельку пьяным.

Предлагается верить, что столь бездарно интернационалист Маяковский мог изложить свой взгляд на армян.
Предлагается верить, что столь бездарно интернационалист Маяковский мог изложить свой взгляд на армян.

Одним словом, если уж кому-то не хватает уверенности и нужна точка дополнительной опоры в виде слов какого-то писателя или поэта, то всё нужно перепроверять, что мы сейчас и сделаем со словами Достоевского.

А это уже якобы его стихи об азербайджанцах. Мдя: "ты ни мужчина","спокойно скОчишь..." и прочие перлы.
А это уже якобы его стихи об азербайджанцах. Мдя: "ты ни мужчина","спокойно скОчишь..." и прочие перлы.

Христианин

Вообще-то Достоевский был христианином. Причем таким, что его впору назвать православным радикалом.

Посему первое, что стучало мне в голову, когда я столкнулась с этой фразой – что она, мягко говоря, звучит в высшей степени странно для человека, которому многие в современном мире поставили бы диагноз «Православие головного мозга».

Писатель – не пропагандист

Эта простая мысль зачастую ускользает от внимания тех, кто предпочитает подписываться на каналы «цитаты великих», вместо того чтобы хоть кого-то великого прочесть.

На самом деле структура их произведений обычно сложна и далеко не все, что было там сказано, является убеждениями автора: зачастую так оформлены слова его оппонентов.

В Библии, к примеру, есть фраза «бога нет». Значит ли это, что Библия учит атеизму?

Посему, даже если цитата является подлинной, всегда нужно проверять, в чьи уста она была вложена автором.

Что на самом деле сказал Достоевский?

Цитирующие говорят, что сказано было следующее:

«Весь мир содрогнётся, когда славяне вспомнят своих Богов».

Но сказано это было на страницах романа «Бесы», что само по себе интересно.

-7

Кто сказал?

Углубившись в сам роман мы можем обнаружить и то, что эти слова писатель вложил в уста одного из самых негативных своих персонажей – Петра Верховенского – сына безвольного интеллигента и легкомысленной девицы, человека совершено беспринципного, чьи действия в конечном счете приводят к убийству.

Уже из одного этого следует, что это были слова отнюдь не положительного персонажа.

Чему радуются?

Мне вот интересно: даже если бы эти слова были сказаны другим персонажем, с чего люди взяли,что это обещает что-то благое?

Оттого, что весь мир содрогнется?

Это что, наша цель?

Какая нам радость оттого, что мир вздрогнет? Он и от действий Алоизыча вздрогнул, и от Хиросимы и его ещё от много чего трясло.

Но значит ли это что источник дрожи хотя бы что-то от нее выиграет? Немцы вот в итоге ежегодно на коленках ползают за то, что озноб вызвали.

Одним словом, неясно, что для нас такого полезного будет в том, что кто-то за пределами наших границ вздрогнет.

Можно и ядрёнбатон на Красной площади взорвать или реакторы на атомных станциях развалить: поверьте, дрожи будет в избытке.

Что было сказано на самом деле

Всю длинную цитату приводить не буду, ограничившись частью, из которой, думаю, и так всё будет ясно. Те же, кто желает прочесть её без сокращений, смогут сделать это, открыв восьмую главу второй части романа.

Итак, цитата:
«— Слушайте, мы сначала пустим смуту…
…мы проникнем в самый народ.
...Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются…
…Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред «дешевкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет…
…Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот чего надо! А тут еще «свеженькой кровушки», чтоб попривык.
Чего вы смеетесь? Я себе не противоречу. Я только филантропам и шигалевщине противоречу, а не себе. Я мошенник, а не социалист. Ха-ха-ха! Жаль только, что времени мало…
… Мы провозгласим разрушение… почему, почему, опять-таки, эта идейка так обаятельна! Но надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары… Мы пустим легенды…
…Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… Ну-с, тут-то мы и пустим…»

В общем, и фраза не соответствует оригиналу, и смысл вложен в нее отнюдь не оптимистичный.

Итог

  • Достоевский, говоря о богах, писал их со строчной буквы («богов»), а не с заглавной, ибо, как и положено христианину, считал христианского бога единственным богом вообще.
  • Он не говорил, что мир содрогнется, говоря, что пойдет раскачка.
  • Он не говорил, что это пойдет ВСЛЕДСТВИЕ того, что славяне вспомнят богов (и тем более Богов), говоря о том, что раскачка станет результатом смуты.
  • Он не указывал точно, где именно пойдет раскачка, но из контекста видно, что качать да шатать будет саму страну нашу.
  • Он вообще не говорил ни о Руси, ни о славянах, говоря, что после смуты да раскачки невиданного масштаба Русь затуманится и ЗЕМЛЯ заплачет (не вспомнит, а именно заплачет, словно в безысходности) о старых богах.
  • Подведет страну к этой черте глобальный разврат, деградация, пьянство, и прочие "прелести".
  • Эти слова, как некий план будущего, Достоевский вложил в уста одного из худших персонажей своего романа с ёмким названием «Бесы»

Иными словами, автор говорит о затуманившейся земле, в горе своём плачущей по старым богам, рисуя картину настоящего апокалипсиса.

И можно быть христианином или язычником, атеистом или агностиком, но, как ни крути, ничего многообещающего в этих словах не высвечивается.

Если вы, конечно, не Верховенский в душе своей.

До встречи!