Говорят, что влюбленные часов не наблюдают. Так произошло и с нами, испытывая радость от времянахождения в горах, мы незаметно приблизились к завершению нашего путешествия. Нам предстоял путь домой, в Краснодар.
Прогулявшись с утра к Чертовой Мельнице, мы приободренные, решили посетить еще 2 замечательных объекта Карачаево-Черкессии — Сентинский и Шаонинский храмы. Двигаясь из Домбая в сторону Нижней Теберды, нами было решено заехать на территорию КПП, ведущего к Бадукским озерам.
Во времени мы были ограничены и посещение знаменитых озер пришлось отложить до следующего раза. Но подвесной мост через реку Теберду, фигурирующий на множестве фотографий, мы все—таки запечатлели.
Сентинский храм
В Карачаево-Черкесии сохранилось 5 древних христианских храмов, самым маленьким из них является Сентинский храм. Храм расположился на отроге горного хребта Бурун—Сырт на высоте 1300 метров над уровнем моря в 18 километрах к югу от города Карачаевска.
Путь от Домбая к Сентинскому храму составил около 1 часа. Двигаясь со стороны Домбая по трассе А155 и въехав в аул Нижняя Теберда, следует свернуть налево на мост, который ведет через реку Теберда: 43.628345, 41.870444. Отсюда начинается маршрут к Сентинскому храму. Сама дорога грунтовая, проезд возможен на машине с высоким клиренсом, подняться можно и пешком, путь займет около 1,5 часов. Координаты храма: 43.636661, 41.865654[1]. Лучшее время для посещения — май-сентябрь. Зимой дорогу заносит снегом.
В IX—XIII веках на территории современных Карачаево—Черкесии, Кабардино—Балкарии, Северной Осетии, некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания. По горным перевалам и хребтам Алании тянулись караваны Великого Шелкового пути. На его маршрутах возникали небольшие поселения и крупные города[2]. Сентинский храм был возведен в эпоху расцвета Аланского государства, принявшего христианство под влиянием Византии, служил духовным центром на торговом пути из Причерноморья в Персию. В связи с монгольскими завоеваниями, а затем и походами Тамерлана, на фоне ослабления влияния Византии храм постепенно утратил свое значение.
Доподлинно известна дата постройки Сентинского храма — 965 год: на высоте более 2 метров от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о дате строительстве храма, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви [3]. В наши дни исследования Д. Белецкого и А.Ю. Виноградова подтвердили византийское происхождение и датировку строительства храма.
Архитектура Сентинского храма
Архитектура Сентинского храма представляет собой синтез византийских и аланских традиций. Храм однокупольный, в плане представляет собой крест, внутрь ведут 3 входа с северной, южной и западной стены, с востока примыкает апсида. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе с добавлением плинфы (тонкого кирпича). Высота постройки 10 метров, ширина – 8 метров. Здание оформлено арками, высокими стрельчатыми окнами.
Византийские особенности архитектуры дополняются аланскими: ступенчатые подпружные арки, лучковая форма сводов. Стены фасадов завершаются простым карнизом из одной или двух полочек, который был восстановлен при последней реставрации по фотографиям XIX века.
В древности храм был побелен, а крыша была покрыта черепицей. Сейчас памятник имеет двускатные кровли. Однако верхние ряды кладки в щипцах идут не горизонтальными рядами, а «дугой». Храм ориентирован строго на восток — это редкий пример точной астрономической привязки в средневековой архитектуре.
Внутреннее оформление лаконичное, без излишеств и пышности. Сентинский храм обладал крупнейшим в Алании фресковым комплексом. В 1887 году храм обследовал археолог А.Н. Дьячков-Тарасов, описавший 17 фресок. Он же опубликовал первую монографию о памятнике. В храме особенно хорошо сохранились образы Николая Мирликийского и Богоматери, из—под слоя штукатурки выступают геометрические орнаменты и кресты на ступенчатых возвышениях, надписи на греческом, включая цитаты из Псалтири[4].
При раскопках, производившихся в разные годы, было обнаружено много интересных артефактов: митра, архиерейское облачение, золотые византийские монеты. Около храма в гробницах нашли свинцовый крест, позолоченные пуговицы.
На сегодняшний день сооружение в плачевном состоянии, некоторых местах потолок обрушился, и внутри выросли растения. Стены исписаны граффити, разбросан мусор…
Сентинский храм: величие прошлого и хрупкость настоящего. История аула Сенты
Сентинский (Тебердинский) храм расположен на вершине, откуда открывается панорама на долину и аул Нижняя Теберда (ранее Сенты). Гора, на которой стоит храм, до его постройки служила объектом религиозного почитания. На её склонах и вокруг святыни были обнаружили древние захоронения с артефактами V – VIII веков, на месте, где возведен храм, ранее располагалось языческое капище, о чем свидетельствуют обнаруженные камни с петроглифами[5].
Название «Сенты» происходит от карачаевского слова «сынты», что означает «надгробный памятник» или «памятник старины», что является прямой отсылкой к построенному в рядом X веке Сентинскому храму— древней христианской святыни Алании.
История аула Сенты (Нынешняя Нижняя Теберда) тесно связана с религиозными памятниками, переселениями народов и сложными социальными преобразованиями XIX–XX веков. Аул был образован в 1870 году после реализации в конце 1860—х годов в Карачае реформы по освобождению крепостных. В 1868 году по ходатайству Н. Г. Петрусевича, начальника Эльбрусского (Карачаевского) военно—народного округа, затем Баталпашинского уезда Кубанской области карачаевцам выделили 14 тысяч десятин земли в долине реки Теберда, где были созданы два новых аула: Сенты и Теберда (ныне Верхняя Теберда)[6].
В октябре 1897 году рядом с Сентинским храмом был образован Спасо—Преображенский женский монастырь, который просуществовал до революции. В период расцвета обители здесь проживало более 200 монахинь со всей России. Основателем монастыря считается афонский иеромонах Серафим (Титов), первой игуменьей стала Евдокия Макарова, являвшееся сестрой милосердия во время русско—турецкой войны.
В различных источниках был описан интересный случай, характеризующий отношение местного населения к монахиням. Так, в 1905 году банда разбойников, угрожая расправой над обитателями монастыря, стала вымогать у игуменьи Раисы крупную сумму денег. Женщина обратилась за защитой к местным жителям — мусульманам. Жители аула Сенты — карачаевцы — добровольно охраняли обитель, пока угроза нападения не миновала.
Лев Марков (белогвардеец) в очерке «У карачаев» описал следующее: «Большевики, ворвавшись в монастырь, смутились, встретив эту бесстрашную женщину (игуменью Раису). Сначала она завершила молитву, а затем ласково пригласила большевиков в трапезную отобедать. Сконфуженные комиссары поели, поблагодарили за прием и мирно удалились».
В 1920—е годы монастырь закрыли, а в его зданиях организовали трудовую колонию для детей, к 1926 году в ней проживало 226 человек. В Сентинском храме богослужения на сегодняшний день не проводятся[7].
Шоанинский храм. История появления храма на горе Шоана
На левом берегу Кубани, неподалеку от ее слияния с рекой Теберда высится поражающий своей красотой Шоанинский храм (реже называемый Георгиевским). Храм расположен на южном отроге живописной скалистой горы Шоана, над осетинским селом имени Коста Хетагурова в 7 километрах к северу от города Карачаевска.
Спорным остается вопрос о происхождении названия горы Шоана. Источники разнятся: одни связывают его с топоним «шонашхо», что в переводе с адыгейского означает «верховья реки Шона», другие исследователи считают, что слово «шоана» имеет кабардинское происхождение и переводится как «дом всадников». Местные жители именуют гору «чууана», что можно перевести как «возвышение» или «святилище».
Появление храма на горе Шоана, также как и Сентинского храма, связывают с историческим фактом христианизации Алании и выходом алан в Х-ХI веках на международную политическую арену[8]. Строение входит в число самых древних на территории России памятников христианского культового зодчества.
Шоанский склон, близ которого скрещивались два важнейших ответвления Великого шелкового пути – Даринский и Мисимианский, испокон веков являлся оживленным и густонаселенным местом, о чем свидетельствуют многочисленные остатки древних построек. Храм был под надежной защитой Хумаринского городища – крепости на правом берегу Кубани[9]. В связи с таким соседством, иногда в литературе храм называется Хумаринским.
В поселении имени Коста Хетагурова, как и внутри храма, осталось большое количество погребений. Само село было основано в 1870 году осетинскими переселенцами из Нарского ущелья Осетии. Наименования у поселения были различными: Шаонинский, Георгиевский, Георгиевский (Осетинский); устоявшимся названием стало село Георгиевско-Осетинское. В 1939 году село было переименовано в честь осетинского поэта — Коста Хетагурова[10], скончавшегося в этом селе.
Архитектура Шоанинского храма
Точных письменных свидетельств, датируемых строительство Шоанинского храма, не сохранилось.
Предположительное время постройки здания — 2-я половина Х — начало XI века, данный вывод можно сделать благодаря остаткам фресковой живописи, которые идентичны второму слою росписи фресок в Сентинском храме.
Шоанинский храм является ярким примером крестово-купольной византийской архитектуры, представляет собой трёхапсидное, трёхнефное, крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столпами, несущими трехступенчатые подпружные арки и главу. Размеры здания компактны: длина и высота здания — 12,9 метров, ширина по западному фасаду — 8,9 метров. Храм имеет два закрытых сводчатых притвора с северной и южной сторон.
Притворы немного различаются по размеру из-за особенностей местного рельефа — южный притвор меньше, так как скала с этой стороны сужается. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание[11].
Плинфа (тонкий кирпич) применялась лишь в арках. Для строительства использовали песчаник с берегов реки Кубань.
Камни тщательно обрабатывали и скрепляли известковой смесью, состав которой до сих пор загадка, но согласно одной из легенд, для прочности в раствор добавляли бычью кровь.
Фасадный декор церкви очень скуп: присутствует карниз из каменных плиток, плинфяные «бровки» на барабане[12] и каменные «бровки» над некоторыми окнами. Снаружи Шоанинский храм покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки, а внутри оштукатурен и украшен орнаментами, сохранились фрагменты греческих, грузинских и арабских надписей, а также осетинские тамги (родовые знаки) [13].
Судьба Шоанинского храма в XIX - XX веках и современности
Первое описание храма составил майор Иван Потёмкин, участник Кавказской войны в 1802 году. Потемкин описал храм и сделал детальные зарисовки фресок, а также каменного креста с греческой надписью 1013 года. Благодаря исследованиям и зарисовкам и итальянского архитектора И. Бернардарцци, в 1830-х годах о Шоанинском храме узнало научное сообщество Европы.
В конце XIX века храм был приписан к Александро-Афонскому Зеленчукскому мужскому монастырю. При храме был построен монастырский скит. Сам храм преобразовали в церковь и провели некоторые восстановительные работы: оштукатурили стены, заменили крышу и перестроили приделы. В 1895 году, после реставрации монахами, храм был освящен во имя великомученика Георгия Победоносца[14]. Скит просуществовал до революции 1917 года, после чего вновь был заброшен.
Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии с 1960 года имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, но реставрация и строительные работы были начаты только в 1990-2000 годы.
30 апреля 2011 года неизвестные подожгли храм, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали. На сегодняшний день храм используется по своему прямому назначению, ежегодно 6 мая в день памяти Георгия Победоносца здесь проводится праздничное богослужение.
Интересный факт: в 2016 году банк России выпустил памятную монету номиналом 3 рубля с изображением храма.
Маршрут из Домбая к храму составляет около 75 километров, дорога занимает не более 2 часов. За 6 километров до Карачаевска, на съезде, который разделяет село имени Коста Хетагурова и посёлок Новый Карачай, нужно свернуть направо (излучины реки Кубань). Ориентиром съезда является указатель, а рядом расположен памятник святому Георгию (Уастырджи), далее последует проселочная дорога, которая серпантином уходит на вершину горы. Автомобиль можно оставить на небольшой парковке у подножия горы Шоана. Вход на территорию храма свободный, через калитку. Пеший подъём от села Коста Хетагурова до храма занимает около 1 часа в одну сторону. Координаты Шоанинского храма: 43.804349, 41.889837.
Сентинский и Шоанинский храмы — старейшие христианские памятники России, возведённые на стыке X–XI веков. Их история содержит множество испытаний, отражает трагедию многих памятников: величие прошлого контрастирует с хрупкостью настоящего. Храмы длительное время были преданы забвению, велась и антирелигиозная кампания. Советую Вам, при планировании путешествия на Кавказ, обязательно посетить данные памятники христианского культового зодчества. Ведь несмотря на все трудности и социально-политические перипетии, храмы предстают перед нами в своем первоначальном облике и являются важными культурными и историческими объектами нашей страны!
[1] Источник: https://club—voshod.com/info/pohodnoe_info/dostoprimechatelnosti/dombay/teberda_sentinsky_hram/
[2] Источник: https://elitsy.ru/profile/44022/336937/?ysclid=mfqiplie9i900855050
[3],[11] Источник: https://foma.ru/kavkaz—gde—nahoditsya—drevneyshiy—hram—rossii.html?ysclid=mfnym1i7c543591291
[4] Источник: https://www.sputnik8.com/ru/dombay/sights/sentinsky—hram/info?ysclid=mfo3qye8y419336232
[5] Источник: https://enjoy—kavkaz.ru/mesta/sentinskij—khram
[6] Источник: https://nizhneteberdinskij—r91.gosweb.gosuslugi.ru/o—munitsipalnom—obrazovanii/istoriya/
[7] Источник: https://etokavkaz.ru/istoriya/sentinskii—khram—alanskii—pamyatnik—nad—voenno—sukhumskoi—dorogoi
[8] Источник https://alanmuseum.ru/temples/4-shoaninskiy-khram.html
[9], [14] Источник: https://pravoslaviekchr.ru/shoaninskiykhram?ysclid=mfqng6l732777361923
[10] Коста (Константин) Леванович Хетагуров — осетинский поэт, драматург, публицист, этнограф, живописец, общественный деятель, основоположник осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка
[12] Барабан в архитектуре храма — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Как правило, располагается выше основных этажей здания и становится переходом от вертикальных стен к куполу
[13] Источник: https://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Георгия_Победоносца_(Шоанинский_храм)