Найти в Дзене
Московская беседка

Не только сказка

О спектакле «Зобеида» Российского академического молодежного театра (РАМТ). Премьера 18 июня 2019 Кто хочет правды, не боится слез… Карло Гоцци, «Зобеида» (1763) Человечество обожает сказки. И не потому, что в них все не так, как в жизни. Как раз наоборот: потому, что жизнь отражается в них. Карло Гоцци написал свою «Зобеиду», чтобы показать, что мужчина и женщина любят по-разному. И к сожалению, иногда случается так, что одного и того же времени ему хватает, чтобы разлюбить, а ей — чтобы привязаться к нему по-настоящему. Извечный конфликт временных и человеческих несовпадений… Сказка о нежно любящей Зобеиде и коварном жестоком Синадабе (Михаил Шкловский) - не только про любовь и несовпадение. В ней много юмора, гротеска и буффонады — всего, что отличает комедию дель-арте, которую обожал и охотно стилизовал Гоцци. И то, что спектакль играется во внутреннем дворике РАМТа, придает ему прелесть и остроту уличного театра. «Зобеида» - стилистически безупречно сделанная вещь. Преувеличенный

О спектакле «Зобеида» Российского академического молодежного театра (РАМТ). Премьера 18 июня 2019

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Кто хочет правды, не боится слез…

Карло Гоцци, «Зобеида» (1763)

Человечество обожает сказки. И не потому, что в них все не так, как в жизни. Как раз наоборот: потому, что жизнь отражается в них. Карло Гоцци написал свою «Зобеиду», чтобы показать, что мужчина и женщина любят по-разному. И к сожалению, иногда случается так, что одного и того же времени ему хватает, чтобы разлюбить, а ей — чтобы привязаться к нему по-настоящему. Извечный конфликт временных и человеческих несовпадений…

Сказка о нежно любящей Зобеиде и коварном жестоком Синадабе (Михаил Шкловский) - не только про любовь и несовпадение. В ней много юмора, гротеска и буффонады — всего, что отличает комедию дель-арте, которую обожал и охотно стилизовал Гоцци. И то, что спектакль играется во внутреннем дворике РАМТа, придает ему прелесть и остроту уличного театра.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

«Зобеида» - стилистически безупречно сделанная вещь. Преувеличенный излом движений, костюмы, гротескная манера игры, живая музыка — все сделано со вкусом и тонкой иронией. Режиссер Олег Долин создал необычайно нежную и одновременно остроумную вещь. Спектакль соединяет в себе лихую комедию и возвышенную трагедию. Именно так, не трагикомедию, а трагедию и комедию. Сам Гоцци так и писал: в его произведениях трагедия разыгрывалась между главными героями, все же остальное — остроумная комедия с героями, взятыми из средневековья: Тарталья (Александр Девятьяров), Труффальдино (Иван Забелин), Бригелла (Николай Угрюмов), Панталлоне (Иван Забелин). Вся эта компания дурачится самым остроумным образом, как и положено в комедии дель-арте.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

И тем более жаль главную героиню — нежную, хрупкую Зобеиду, вынужденную так остро и глубоко страдать. Замечательная актерская игра Анастасии Волынской вносит чистую грусть в общий буффонадный тон спектакля, благодаря чему пьеса выступает во всем своем стилистическом многообразии. Живой контраст между трагедией Зобеиды и фарсом придворных придает остроту и разнообразие всему спектаклю. Анастасия Волынская словно создана для роли героини: высокая, стройная, с нежным голосом и выразительными глазами, она словно парит над земным несовершенством, и всякая ложь, любое коварство ей не понятны. Именно поэтому Зобеида никак не может взять в толк, что ее муж давно пресытился ею и готовит унизительное превращение в корову. Тонкая, изящная Зобеида и толстая рогатая корова — что может быть более несовместным?..

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Есть еще один остроумный режиссерский ход: актеры, играя несколько ролей, не уходят за кулисы, ибо кулисы — скамеечки справа и слева от сцены. Публика видит, как они реагируют на работу друг друга, тут же переодеваются, на ходу импровизируя и создавая игру в игре, - очень удачная находка, позволяющая до упора рассмешить публику.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

«Зобеида» поставлена и сыграна очень красиво. Тема главной героини подхвачена прелестной и грустной мелодией, комедийный ряд достается барабанам. Красива сама история, где чистота и благородство побеждают коварство и гнусность. Правда торжествует благодаря смелости и мужеству Зобеиды, Синадаб из внутреннего чудовища превращается во внешнее. Его жертвы освобождены, вот только сама Зобеида остается ни с чем и ни с кем, но такое, увы, случается. И не только в сказке...